Внеурочный модуль “Как лечат лекарственные растения?”

nanoИспользуйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

“Как лечат лекарственные растения?” внеурочный модуль для 3 класса

Молекулярное (атомарное) строение вещества — это лишь «пол дела», когда мы берёмся создавать условия, благодаря которым перед школьниками откроется мир молекулярной биологии; мир химических процессов на уровне молекул; физический мир наноструктур и наноматериалов.

Для этого и в связи с этим мы «запускаем» в обсуждение темы, где предлагаем учащимся третьих и четвёртых классов попробовать понять, а что есть процесс взаимодействия на молекулярном уровне (причём химического взаимодействия). Понятно, что этой терминологией мы не пользуемся в ходе работы.

Более того, мы не рассчитываем, что младшие школьники предложат нам развёрнутые описания такого взаимодействия. Здесь важнее другое. Нам нужно, на первом шаге, зафиксировать смысловой разрыв внутри как бы очевидного процесса, например, лечения — «выпил таблетку — температура спала». Магия этого события — «съел — выздоровел» должна быть понята как проблема и оформлена в виде вопроса.

…При этом мы должны понимать, что много веков людей вполне устраивала эта магия. Люди знали, например, что это растение помогает от этого, а это растение — от этого. Знали они и о том, что лечебным началом является сок этого растения. А дальше дело останавливалось.

В какой-то момент появилась теория флогистона, этого особого начала (особой субстанции), содержащегося в веществах и оказывающего влияние на различные процессы. Но флогистон был не менее фантастичен, чем эликсир молодости или «философский камень». Флогистон лишь создавал видимость объяснения, ничего реально не объясняя.

И только тогда, когда представления о молекулярном строении вещества были приняты большинством химиков; когда было принято, что именно молекула (в других случая — атом) несёт на себе все свойства вещества, появилась возможность задуматься о возможности синтеза лекарственных веществ как таковых.

…Всё вышесказанное — это то смысловое пространство, в рамках которого мы будем организовывать процесс работы третьеклассников, пробующих обсудить в группах и в классе следующие вопросы:

— Как лечит ромашка? Мы приготовили настой из её цветов и выпили его. Что происходит дальше?

— Или как лечит подорожник? Вот мы привязали его к ранке, и кровь стала течь меньше и вовсе перестала. А за счёт чего это произошло? Ведь если привязать к ранке, например, лист лопуха, то такого лечебного эффекта не будет.

Обратятся ли третьеклассники осознанно к модели молекулярного строения вещества и идее молекулярного взаимодействия, будут ли создавать свою версию флогистона (что совершенно не исключается), предпочтут ли формат магического объяснения — это вопрос открытый. Но каждая из версий — это проблематизация версий соседей. С другой стороны — это и проблематизация собственной версии; обнаружение неочевидности собственного высказывания; обнаружение базового противоречия: «Так как же всё-таки происходит процесс лечения?»

— Какие вопросы есть у вас к версиям-предположениям соседних групп?

Нам не требуется пока правильного ответа. Нам важно обозначить разное понимание и подчеркнуть, что к каждой из версий были заданы непростые вопросы.

— Что, в целом, можно сказать о содержании каждой версии? Попробуйте сделать общие выводы.

На этом фоне школьники, которых заинтересовала эта тема, могут теперь целенаправленно искать объяснения возникшим вопросам. Через какое-то время кто-то из них может сделать сообщение о том, «как работают лекарства, в частности, лекарственные растения». Правда, это совершенно не исключает того, что к этому докладу будут заданы вопросы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*