Рабочая программа по литературному чтению

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства науки «О формировании учебных планов образовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009г. №01-269.
  • Приказ Министерства и науки области «О разработке и утверждении учебных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 №103/3404.
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008.

 

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

 

Круг детского чтения. Тематика

  1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия».
  2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре.

«Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания.

Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.

  1. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее истории, природе родной земли, взаимоотношениям человека с другими людьми и окружающим миром. Произведения патриотической и нравственно-мировоззренческой тематики.

Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно- познавательная литература.

 

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

  1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов.

— Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.

— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения  80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.

  1. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.

— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.

– Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

  1. Воспитание культуры речи и чтения.

-Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

-Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над  интонацией (темпом, ритмом,  умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.

-Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов  и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.

-формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь   на собственный интерес,  рекомендованный список литературы.

 

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

  1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы  и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.—

— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

-Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

  1. Слушание художественных произведений.

— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

-Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.

-Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

-Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).

  1. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

—Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

– Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.

-Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

-Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

-Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

-Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

-Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.

-Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

  1. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).

-Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

– Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена.

-Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.

Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

-Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета

-Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

Былина – героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр,  имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ – небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

-формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

 

№ п/п Раздел Количество часов
1. Книги в мировой культуре. 9 часов
2. Истоки литературного творчества. 19 часов
3. О Родине, о подвигах, о славе. 14 часов
4. Жить по совести, любя друг друга. 14 часов
5. Литературная сказка. 16 часов
6. Великие русские писатели. 25 часов
7. Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 5 часов

Практическая часть программы:

 

Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
Контрольная работа 1 1 1 1 4
НРК 3 2 4 5 14
           

 

Сокращения:

Тип, форма урока
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
Виды деятельности (ВД)
ИВД – индивидуальный
ФВД – фронтальный
ГВД – групповой
ПВД – парный

Виды и формы контроля на уроке (контрольная работа в КТП прописывается как отдельный урок с указанием темы работы)
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З – зачет

 

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 

Учащиеся должны знать:

– отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

– наизусть 10-12 стихотворений;

-5-6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

– читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чте­ния не менее 80 слов в минуту;

– читать про себя произведения различных жанров;

– читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

-выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

-находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

– находить метафоры и сравнения на примере загадки;

-различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

-пересказывать  тексты    произведений  подробно, выборочно и  кратко;

– соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

-составлять план, озаглавливать текст;

-различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

– пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

-находить слова и выражения, указывающие на отношение автора  к героям и событиям;

-соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

-находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

-пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

-выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

-определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс

№ п/п урока Тема урока Тип/форма урока Виды деятельности Планируемые результаты обучения Вид и формы контроля Дата проведения (план) Корректировка
Освоение предметных знаний УУД

 

1. Раздел: Книга в мировой культуре – 9 ч.

Вводный урок по курсу.. Содержание учебника.

ИНМ ФВД Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.

 

 

УО    
2. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» ИНМ ИВД Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей.

Работа с текстом, пересказ.

 

Участвовать в работе группы  отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

 

Рассуждать о роли книги в мировой культуре. УО ФО    
3. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.  

ИМН

ФВД Читать вслух и про себя.      
4. М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. ИМН ФВД Группировать высказывания по темам. РК СР    
5. История книги. Подготовка сообщения на тему. СЗУН ФВД Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений СР УО    
6. Удивительная находка. Пересказ текста. СЗУН ГВД   УО СП    
7. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах УОСЗ ГВД Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.      
8.  Контрольная работа КЗУ ИВД Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы        
9. Раздел: Истоки литературного творчества-19ч.

Вводный урок по содержанию раздела.

ИНМ ФВД   Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий:притчи, былины, мифы. УО    
10. Пословицы разных народов. Сочинение на тему СЗУН ИВД
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц.
 
Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине.
Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине.

Выявлять особенности  мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше.
Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. СР    
11. Библия-главная священная книга христиан. ИНМ ФВД Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. ФО УО    
12. Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. ИНМ ПВД Объяснять нравственный смысл притч. ВП    
13. Милосердный самарянин (из Нового Завета). СЗУН ГВД Читать вслух и про себя. СР    
14. Былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. СЗУН ПВД Выявлять особенности былинного текста. СР    
15. Исцеление  Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. СЗУН ФВД Сравнивать былину со сказочным текстом. РК    
16. Ильины три поездочки.  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. УОСЗ ПВД Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. УО ВП    
17. Устное сочинение по картине В. Васнецова Славянский миф. Особенности мифа. УОСЗ ИВД Рассказывать о картине. ФО    
18. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. ИНМ ГВД Выявлять особенности мифа.

Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

ВП    
19. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. УОСЗ ГВД Представлять выбранную книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу..

Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте.
Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять одну из книг по заданным параметрам.

ВП    
20. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. ИНМ ИВД  Распределять роли; договариваться друг с другом. СП    
21. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. ИНМ ГВД Составлять сказку по аналогии с данной сказкой СП ВП    
22. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. ИМН ГВД Участвовать в работе группы. СР    
23. Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. ИМН ИВД
Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы. .
Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария.
Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы.
Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. ФО    
24. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.  

ЗИМ

ФВД Читать вслух и про себя.      
25. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. ЗИМ ФВД Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение.      
26. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. УОСЗ ФВД Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. РК    
27. Контрольная работа. КЗУ          
28. Раздел: О Родине, о подвигах, о славе-14ч.

Вводный урок по содержанию раздела.

 

 

ИНМ

 

ФВД

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.

Объяснять смысл пословиц

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определять смысл понятий:поступок, подвиг.

     
29. К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. ИНМ ФВД
Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.
Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Читать вслух и про себя.

Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения..
Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.
Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

 

 
Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. ФО    
30. Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский.Русь ЗИМ ПВД Подбирать  близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

 

ВП СР    
31. Александр Невский.. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. ИНМ ГВД Читать вслух и про себя. СР    
32. Дмитрий Донской. Куликовская битва. СЗУН ИВД Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. СР    
33. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. ИНМ ИВД Называть особенности исторической песни. РК    
34. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. ЗИМ ГВД Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. ФО    
35. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. ИМН   Читать вслух и про себя. УЛ    
36. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. ИМН ГВД Рассказывать о картине,об изображённом на ней событии. СП    
37. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. УОСЗ ФВД Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. ФО    
38. Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. СЗУН   Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.      
39. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. СЗУН ГВД Находить нужную книгу по тематическому каталогу. СП    
40. Маленькие и большие секреты страны Литературии. УОСЗ ИВД Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. ВП    
41. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» УОСЗ ГВД Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. УО    
42. Раздел: Жить по совести, любя  друг друга-14 ч.

Вводный урок по содержанию раздела.

 

ИНМ

 

ФВД

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть.  

СП

   
43.  А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа.  

ИМН

 

ПВД

Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. СР    
44. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. ЗИМ ИВД   Характеризовать героев рассказа; называть их качества,  объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. РК УО    
45. А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.  

 

ИНМ

 

 

ПВД

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть.
Объяснять смысл их поступков. Сравнивать  поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным
.
Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.  

 

СП

 

 

 

   
46. А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. ЗИМ ГВД   Составлять текст по аналогии с данным. ФО    
47. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. ИНМ ИВД Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.   РК    
48.  

И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

СЗУН ФВД Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы Соотносить содержание текста и пословицу.      
49. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. ИНМ ИВД
Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.  Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.  
  СР    
50.  Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» УОСЗ ГВД Определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. СР    
51. Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. СЗУН ИВД Выявлять особенности юмористического текста. РК    
52. Семейное чтение. В. Драгунский. Смысл рассказа. СЗУН ИВД   Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. СП    
53. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. СЗУН ФВД Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. СП    
54. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. УОСЗ ИВД   Различать жанры художественных произведений:стихотворение, рассказ, сказка. ВП    
55. Контрольная работа. КЗУ ИВД   Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике.      
56. Раздел: Литературная сказка-16 ч.

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок.

 

ИНМ

 

ФВД

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

 

 

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определять тему и название выставки книг.

 

УО

   
57. Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. ИНМ ИВД
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

 

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Писать отзыв на книгу.представлять книгу в группе;мдавать ей оценку. СП РК    
58. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. ЗИМ ПВД Выявлять особенности литературной сказки. ФО    
59. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. ЗИМ ПВД .Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. УО РК    
60. Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. ИМН ФВД        
61. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. ИМН ГВД   СР    
62. Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. ЗИМ ИВД   ФО    
63. Сказки Г.-Х. Андерсена. ЗИМ ФВД        
64. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. ИНМ ГВД Сравнивать сказки разных писателей. ВП    
65. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. ЗИМ ФВД Выявлять особенности поэтического текста сказки. УО РК    
66. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» СЗУН ИВД   ПР    
67. Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. ИНМ ГВД   ВП    
68. Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. ЗИМ ПВД   СП    
69. Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. СЗУН ФВД        
70. Создание сказки по аналогии. СЗУН ПВД   Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.      
71. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей..И.Токмакова. Сказочка о счастье. СЗУН ФВД Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. ВП ФО    
72. Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. СЗУН  
Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

  УО    
    73. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.  

 

УОСЗ

 

ИВД

  ФО    
74.  Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.     Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение      
75. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. УОСЗ ФВД Составлять каталог на определённую тему. ПР РК    
76. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. УОСЗ ГВД Составлять аннотацию к книге. СР    
77. Контрольная работа. КЗУ ИВД   Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.      
78. Раздел: Великие русские писатели-25 ч.

Вводный урок по содержанию раздела.

 

ИНМ ФВД Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности-метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

УО    
79. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. ИНМ ПВД   Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. ФО    
80. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина ЗИМ ФВД
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения.

Читать вслух и про себя.

Выбирать стихи для выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

 

Составлять собственный текст «Что для меня значат  сказки А.С. Пушкина».

Сравнивать сюжет народной и сюжет лСравнивать литературные сказки.итературной сказки.

ВП РК    
81. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки.  Сравнение литературных сказок. ЗИМ ПВД Сравнивать сказки разных писателей.

 

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

ФО    
82. А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами…  

СЗУН

 

ПВД

Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи Выбирать стихи для выразительного чтения.

 

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

     
83. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений  живописи и литературы  

СЗУН

 

ИВД

Читать вслух и про себя.

 

Сравнивать произведения живописи и литературы.

 

УО

   
84. Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.  

СЗУН

 

ИВД

Составлять рассказ по картине;

представлять его в группе.

Составлять рассказ по картине

 

 

 

 

 

 

 

 

СР    
85. М. Лермонтов. Рождение стихов.М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.  

ИНМ

ФВД Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. УО СП    
86. М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Утёс. . Бородино.  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника.Особенности исторической песни. ЗИМ   Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

 

Выявлять особенности исторической песни.

 

Читать по ролям.

ВП РК    
    87. Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman. ИНИ     Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. ВП    
88. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. ЗИМ ФВД   Сравнивать произведения живописи и литературы. ФО    
89. И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

СЗУН ФВД Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов   РК СР    
90. Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. СЗУН     Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.      
91. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег.

 

СЗУН ИВД Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ   СП ВП    
92. Басни Л.Толстого.              
93. Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. ИМН ИВД Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения   ВП    
94. Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. ЗИМ   Пересказывать тексты подробно и кратко. УО РК    
95. Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. СЗУН ГВД  

 

Распределять роли. Инсценировать произведение.

     
96. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. УОСЗ ФВД   Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. СР    
97. Контрольная работа. КЗУ ИВД   Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.      
98-102 Раздел: Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч.  Повторение, обобщение изученного в 4 классе УОСЗ ФВД Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

       

Автор Хабирова Гульнара Раилевна

Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 320 г. Санкт-Петербурга

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*