составитель:
Киселева Любовь Евстафьевна,
учитель биологии
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы «Введение в биологию» в 5 классе основного общего образования (Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс», автор-составитель Н. И. Романова), М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
4-6 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. В связи с началом этапа полового созревания происходят существенные изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Стремление экспериментировать, используя свои возможности — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Основная задача педагога — выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего. Необходимо обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, провести анализ сформированных умений и определить необходимые пути коррекции. В работе с учениками 4 — 6 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель рабочей программы: создать условия для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках изучения биологии в 5 классе.
«Введение в биологию» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе.
Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы. Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Во второй главе « Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания.
Программа курса связана с формированием умений проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности школьников.
В связи с этим, сформированы модули — проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях, цель которых освоить систему способов действий в рамках этапов проектной деятельности.
В основе каждого тематического модуля разработана комплексно – дидактическая цель, разработаны планируемые предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (20ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (11+1 часов)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Способы (методы) оценки достигнутых результатов
Способы (методы) оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ по каждому из больших разделов. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Способы (методы) оценки метапредметных результатов.
Текущая оценка сформированности проектных компетенций школьников может проходить: 1) в процессе ежеурочной рефлексии того метапредметного действия, на формирование которого был направлен урок, 2) в процессе реализации практических работ, 3) в процессе реализации межпредметных проектных модулей и защиты полученного проектного продукта. Для этой цели используется модель достижений обучающихся на каждом уровне определенных областей проектной компетентности обучающихся.
Способы (методы) оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. В ходе текущей оценки будет осуществляться ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов (ценностно-смыслового отношения к получаемым знаниям и освоенным способам деятельности), полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для обучащихся:
Предметные результаты
В результате изучения биологии ученик должен
научиться:
Получить возможность научиться:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п\п | Наименование | Кол-во |
1. | Интерактивная доска | 1 |
2. | Компьютер | 1 |
3. | Мультимедийный проектор | 1 |
4. | Электронный микроскоп | 1 |
5. | Комплект портретов ученых — биологов | 1 |
6. | Пособие на DVD – фильм «Биология человека» | 1 |
7. | Пособие на DVD «Ботаника 6-7 кл.» | 1 |
8. | Пособие на DVD «Зоология 7-8 кл.» | 1 |
9. | Пособие на DVD «Анатомия. Физиология. Гигиена 8 – 9 кл.» | 1 |
10. | Весы учебные с гирями до 200 г | 2 |
11. | Термометр лабораторный | 2 |
12. | Микроскоп | 15 |
13. | Набор моделей цветков различных семейств | 1 |
14. | Комплект гербариев различных групп растений | 1 |
15. | Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии | 1 |
16. | Набор по ботанике | 3 |
17. | Набор по зоологии | 1 |
18. | Набор по общей биологии | 2 |
19. | Набор учебно-познавательной литературы | 2 |
20. | Набор моделей по строению человека | 1 |
21. | Комплект карточек «Типы соединения костей» | 1 |
22. | Комплект карточек «Деление клетки. Митоз и мейоз» | 1 |
23. | Комплект карточек «Цикл развития паразитических червей» | 1 |
24. | Комплект карточек «Эволюция растений и животных» | 1 |
25. | Комплект карточек «Среда обитания живых организмов и насекомых» | 1 |
26. | Комплект карточек «Генетика человека» | 1 |
27. | Комплект карточек «Круговорот биогенных элементов» | 1 |
28. | Комплект – карточек «Строение клеток растений и животных» | 1 |
29. | Комплект карточек «Основные генетические законы» | 1 |
30. | Комплект карточек «Размножение растений и животных» | 1 |
31. | Набор моделей по строению позвоночных животных | 1 |
32. | Набор моделей по строению растений | 1 |
33. | Набор моделей по строению беспозвоночных животных | 1 |
34. | Набор моделей органов человека и животных | 1 |
35. | Торс человека (разборная модель) | 1 |
36. | Кости черепа человека, смонтированные на подставке | 1 |
37. | Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов» | 1 |
38. | Комплект муляжей «Позвоночные животные» | 1 |
39. | Комплект влажных препаратов
«Особенности строения организмов» |
1 |
40. | Набор моделей «Ископаемые животные» | 1 |
41. | «Биологическая микролаборатория».Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования | 15 |
42. | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» | 1 |
43. | Комплект скелетов позвоночных животных | 1 |
44. | Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений» | 1 |
45. | Комплект таблиц по биологии 6 – 9 кл. | 1 |
46. | Комплект таблиц «Химия клетки» | 1 |
47. | Комплект таблиц «Строение тела человека» | 1 |
48. | Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение» | 1 |
49. | Комплект таблиц «Растение живой организм» | 1 |
50. | Экран | 1 |
51. | Коллекция «Полезные ископаемые» | 5 |
52 | Комплект таблиц «Растения, грибы, лишайники» | 1 |
53 | Комплект таблиц «Животные» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
РАЗДЕЛ «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ» (34 часа)
Раздел программы (кол-во часов) | № урока
|
Дата
урока |
Тема
урока |
Планируемые результаты | Корректи-ровка дат уроков | ||
Предметные | Метапредметные
(в том числе этапы проектирования) |
Личностные | |||||
Введение
(2 часа) |
1.1 | 3.09.
2015 |
Науки о природе Входная диагностика | -Определить место предмета биологии среди других наук.
— Привести примеры связей мира живой и неживой природы; -Охарактеризовать основные науки о природе. |
-Выработать единые требования к совместной работе в группах, «правила сотрудничества» с учителем и сверстниками.
-Определить с помощью учителя цели своего обучения, поставить и сформулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. -Сформулировать правила сотрудничества и индивидуальной безопасной жизни при проведении практических работ по биологии. |
-Выразить своё отношение к миру живой и неживой природы, к необходимости его изучения.
— Продемонстрировать своё отношение к выработанным правилам сотрудничества и правилам индивидуальной безопасной жизни при проведении практических работ.
|
|
1.2 | 10.09.
2015 |
Методы изучения природы
|
-Описать основные методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).
-Изучить способы проведения простейших наблюдений, опытов и измерений.
|
— Сформулировать с помощью учителя цели уроков и практических работ.
— Проанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; -Определить алгоритмы действий во время практических работ; -Определить правила оформления практических работ. -Применить выработанные правила индивидуальной безопасной жизни и сотрудничества при проведении практических работ. |
— Выразить свое отношение к значимости биологическим открытиям и современным исследованиям. | ||
«Мир биологии» (20 часов)
|
2.1 | 17.09.
2015 |
Что изучает
биология |
Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух |
Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | |
2.2 | 24.09.
2015 |
Из истории биологии | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Понимание роли исследований и открытий ученых-
биологов в развитии представлений о живой природе |
||
2.3 | 1.10.
2015 |
Экскурсия в мир клеток | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: уме ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом | ||
2.4 | 8.10.
2015 |
Как классифицируют организмы | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Понимание научного значения классификации живых организмов | ||
2.5 | 15.10.
2015 |
Живые царства. Бактерии | -Называть основные царства живой природы.
-Приводить примеры разнообразных одноклеточных и многоклеточных организмов, грибов, растений, беспозвоночных и позвоночных животных. -Определять образцы представителей живой природы представленных в гербариях, коллекциях и влажных препаратах. -Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды). |
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
|
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | ||
2.6 | 22.10.
2015 |
Живые царства. Грибы
|
-Выделять существенные особенности представителей царства.
-Различать ядовитые и съедобные шляпочные грибы -Характеризовать значение грибов в природе и жизни человека -Характеризовать правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческой группы |
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | ||
2.7 | 29.10.
2015 |
Живые царства. Растения. | -Выделять существенные особенности представителей царства
-Различать на рисунках и натуральных объектах органы цветкового растения -Характеризовать функции органов растения -Называть основные систематические единицы царства -Характеризовать значение растений в природе и жизни человека |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
Осознание важности растений в природе и в жизни человека .
|
||
2.8 | 12.11.
2015 |
Живые царства. Животные.
|
-Выделять существенные особенности представителей царства
-Различать простейших и многоклеточных животных -Называть основные систематические единицы царства -Характеризовать значение животных в природе и жизни человека |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Осознание важности животных в природе и в жизни человека | ||
2.9 |
19.11. 2015 |
Тематическая диагностика | — Знать органоидов клеток,
признаков живых организмов и царств живой природы.
|
Познавательные УУД:
Умение характеризовать царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение вести себя во время сам.работы |
Осознание важности выполненной работы | ||
2.10 | 26.11.
2015 |
Жизнь начинается | Знание особенностей строения половых клеток.
Умение на таблицах и рисунках выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных |
Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать
ин формацию, делать выводы, умение давать определение понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение |
Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов
Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни |
||
2.11 | 3.12. 2015 | Жизнь продолжается | Знание основных способов размножения живых организмов | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас- |
Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | ||
2.12 | 10.12.
2015 |
Почему дети похожи на родителей. | Знание о значении гена и его местоположении в клетке | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать и выделять в нём главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации,
представлять результаты работы классу Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
Понимание роли генов а хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству | ||
|
2.13 | 17.12.
2015 |
Нужны все на свете. | Знание роли бактерий, растений, грибов, животных в круговороте веществ | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение |
Осознание взаимосвязанности всех компонентов живой природы | |
2.14 | 24.12.
2015 |
Как животные общаются между собой | Знание наличия различных способов общения между животными | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих
способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам |
||
2.15 | 14.01.
2016 |
Биология и практика. | Знание о существовании различных пород животных и сортов растений
Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека |
1-3 этапы проектирования
— Предпроектное исследование (диагностика ситуации). -Проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению). -Целеполагание (определение цели и задач проекта). |
Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе | ||
2.16 | 21.01.
2016 |
Биологи защищают природу | Приведения доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | 4 этап проектирования.
Концептуализация — создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления. 5 этап проектирования. Конструирование- получение продукта по свойствам, соответствующими диапазону его применения |
|||
2.17 | 28.01.
2016 |
Растения и животные Красной книги Нижегородской области области | Знание о Красной книги Нижегородской области | 6 этап проектирования.
Презентация полученного проекта -Оценить качества результата деятельности. -Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 7 этап проектирования. Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей. Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания. |
|||
2.18 | 4.02.
2016 |
Биология и здоровье. | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды
Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях
|
Познавательные УУД:
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп |
Принятие правил ЗОЖ.
Понимание внеобходимости экстренной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях |
||
2.19 | 11.02.
2016 |
Живые организмы и наша безопасность | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп |
Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных | ||
2.20 | 18.02.
2016 |
Мир биологии. Обобщение знаний. | Выделение существенных признаков представителей царств живой природы
Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека |
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал,
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками |
Познавательный интерес к естественным наукам | ||
Организм и среда обитания
(11 часов) |
3.1 | 25.02.
2016 |
Водные обитатели | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. |
Понимание необходимости приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы. | |
3.2 | 3.03.
2016 |
Между небом и землей. | Представление о многообразии обитателей наземно-воздушной среды обитания и разнообразии их приспособлений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения
паразитическими червями |
||
3.3 | 10.03.
2016 |
Кто в почве живет | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования . Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||
3.4 | 17.03.
2016 |
Кто живет в чужих телах | Выявление приспособлений организмов к организмен-ной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования, применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения
паразитическими червями |
||
3.5 | 24.03.
2016 |
Экологические факторы | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: овладевание навыками выступления перед аудиторией |
Осознание влияния факторов среды на живые организмы
|
||
3.6 | 7.04.
2016 |
Природные сообщества | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | Познавательные УУД:
Умение давать определение понятиям, развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнения. Личностные УУД: эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией |
Представление о многообразии природных сообществ как следствие разнообразия природных условий на поверхности планеты.
Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ |
||
3.7 |
14.04. 2016 |
Жизнь в Мировом океане | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы с одноклассниками. |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||
3.8 | 21.04.
2016 |
Путешествие по материкам. | Знание южных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступлений перед аудиторией |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||
3.9 | 28.04.
2016 |
Путешествие по материкам | Знание северных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||
3.10 |
5.05. 2016 |
Организм и среда обитания. Обобщение знаний. | Знание сред обитания и их особенностей, групп экологических факторов, степени их характера и
влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах . Умение на карте показывать материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии |
Познавательные УУД:
умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками |
Познавательный интерес к естественным наукам | ||
3.11 | 12.05.
2016 |
Урок-конфер-я
Итоговая диагностика |
выделение отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
Различение на таблицах распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. |
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации,овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи
Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования и Регулятивные УУД: умение организовать выполнение исследования Коммуникативные УУД: Овладевание навыками выступлений перед аудиторией |
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
|
||
4. Резервное время | 4.1 | 19.05.
2016, 26.05. 2016
|
Темы сообщений:
Список литературы и других источников информации
Основная учебная литература для обучащихся:
Дополнительная литература для учащихся:
Основная литература для учителя:
1.Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс»\авт.-сост. А.В. Марина. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. – 120с. – (ФГОС.Инновационная школа).
Дополнительная литература для учителя:
4.Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128.: 6 ил. – (Дидактические материалы);
8.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
9.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.
11.Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.
12.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. — 2011. — № 6.
15.Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.;
16.Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
17.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
18.http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»
19.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных