Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2015-2016 учебный год

teachРабочая программа по биологии составлена на основе  программы «Введение в биологию» в 5 классе основного общего образования (Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс», автор-составитель Н. И. Романова), М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.  В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится  1 час в неделю (34 часа в год).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

на 2015-2016 учебный год

5а, б  класс

 

составитель:

Киселева Любовь Евстафьевна,

учитель биологии

первой  квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные основания

Рабочая программа по биологии составлена на основе  программы «Введение в биологию» в 5 классе основного общего образования (Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс», автор-составитель Н. И. Романова), М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.  В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится  1 час в неделю (34 часа в год).

  1. Психолого-педагогические основания

4-6 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. В связи с началом этапа полового созревания происходят существенные изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Основная задача педагога – выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего. Необходимо обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, провести  анализ сформированных умений и определить необходимые пути коррекции. В работе с учениками 4 — 6 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель рабочей программы: создать условия для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках изучения биологии в 5 классе.

«Введение в биологию» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе.

Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся  с разнообразием  биологических наук и методами изучения природы. Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление  учащихся об особенностях строения и функционирования  основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Во второй главе « Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов  различных сред обитания.

Программа курса связана с формированием умений проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности школьников.

В связи с этим,  сформированы модули – проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях, цель которых освоить систему  способов действий в рамках  этапов проектной деятельности.

В основе каждого тематического модуля разработана комплексно – дидактическая цель, разработаны планируемые предметные, метапредметные и личностные  образовательные результаты.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география,    биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (20ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (11+1 часов)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

 Способы (методы) оценки достигнутых результатов

Способы (методы) оценки предметных результатов

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ по каждому из больших разделов. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Способы (методы) оценки метапредметных результатов.

Текущая оценка сформированности проектных компетенций школьников может проходить: 1) в процессе ежеурочной рефлексии того метапредметного действия, на формирование которого был направлен урок, 2) в процессе реализации практических работ, 3) в процессе реализации межпредметных проектных модулей и защиты полученного проектного продукта. Для этой цели используется модель достижений обучающихся на каждом уровне определенных областей проектной компетентности обучающихся.

Способы (методы) оценки личностных результатов.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. В ходе текущей оценки будет осуществляться ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов (ценностно-смыслового отношения к получаемым знаниям и освоенным способам деятельности), полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Учебно-методическое   обеспечение   образовательного   процесса

Основная учебная литература для обучащихся:

  1. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» \А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. – 128с.: ил. _(ФГОС. Инновационная школа).
  2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс: \С.Н. Новикова, Н.И. Романова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 48с. – (Инновационная школа)

 Предметные результаты

В результате изучения биологии ученик должен

научиться:

  • Характеризовать методы научного познания и их роль в изучении природы;
  • Проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
  • Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • Проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • Составлять план простейшего исследования;
  • ​ Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • ​   Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
  • ​ Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • ​ Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • ​Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • ​Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Получить возможность научиться:

  • Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;
  • ​Осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • ​Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
  • учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

№ п\п Наименование Кол-во
1. Интерактивная доска 1
2. Компьютер 1
3. Мультимедийный проектор 1
4. Электронный микроскоп 1
5. Комплект портретов ученых – биологов 1
6. Пособие на DVD – фильм «Биология человека» 1
7. Пособие на DVD «Ботаника 6-7 кл.» 1
8. Пособие на DVD «Зоология 7-8 кл.» 1
9. Пособие на DVD «Анатомия. Физиология. Гигиена 8 – 9 кл.» 1
10. Весы учебные с гирями до 200 г 2
11. Термометр лабораторный 2
12. Микроскоп 15
13. Набор моделей цветков различных семейств 1
14. Комплект гербариев различных групп растений 1
15. Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии 1
16. Набор по ботанике 3
17. Набор по зоологии 1
18. Набор по общей биологии 2
19. Набор учебно-познавательной литературы 2
20. Набор моделей по строению человека 1
21. Комплект карточек «Типы соединения костей» 1
22. Комплект карточек «Деление клетки. Митоз и мейоз» 1
23. Комплект карточек «Цикл развития паразитических червей» 1
24. Комплект карточек «Эволюция растений и животных» 1
25. Комплект карточек «Среда обитания живых организмов и насекомых» 1
26. Комплект карточек «Генетика человека» 1
27. Комплект карточек «Круговорот биогенных элементов» 1
28. Комплект – карточек «Строение клеток растений и животных» 1
29. Комплект карточек «Основные генетические законы» 1
30. Комплект карточек «Размножение растений и животных» 1
31. Набор моделей по строению позвоночных животных 1
32. Набор моделей по строению растений 1
33. Набор моделей по строению беспозвоночных животных 1
34. Набор моделей органов человека и животных 1
35. Торс человека (разборная модель) 1
36. Кости черепа человека, смонтированные на подставке 1
37. Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов» 1
38. Комплект муляжей «Позвоночные животные» 1
39. Комплект влажных препаратов

«Особенности строения организмов»

1
40. Набор моделей «Ископаемые животные» 1
41. «Биологическая микролаборатория».Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования 15
42. Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» 1
43. Комплект скелетов позвоночных животных 1
44. Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений» 1
45. Комплект таблиц по биологии 6 – 9 кл. 1
46. Комплект таблиц «Химия клетки» 1
47. Комплект таблиц «Строение тела человека» 1
48. Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение» 1
49. Комплект таблиц «Растение живой организм» 1
50. Экран 1
51. Коллекция «Полезные ископаемые» 5
52 Комплект таблиц «Растения, грибы, лишайники» 1
53 Комплект таблиц «Животные» 1

 

Календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ   «ИЗУЧЕНИЕ  ПРИРОДЫ»   (34 часа)

 

Раздел программы (кол-во часов) № урока

 

Дата

урока

Тема

урока

Планируемые результаты Корректи-ровка дат уроков
Предметные Метапредметные

(в том числе этапы проектирования)

Личностные
Введение

(2 часа)

1.1 3.09.

2015

Науки о природе Входная диагностика -Определить место предмета  биологии среди других наук.

– Привести примеры связей мира живой и неживой природы;

-Охарактеризовать  основные науки  о природе.

-Выработать единые требования к совместной работе в группах, «правила сотрудничества» с учителем и сверстниками.

-Определить с помощью учителя цели своего обучения, поставить и сформулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

-Сформулировать правила сотрудничества и индивидуальной безопасной жизни при проведении практических работ по биологии.

-Выразить своё отношение к миру живой и неживой природы, к необходимости его изучения.

– Продемонстрировать своё отношение к выработанным  правилам сотрудничества  и правилам индивидуальной безопасной жизни при проведении практических работ.

 

 

1.2 10.09.

2015

Методы изучения природы

 

-Описать основные методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

-Изучить способы проведения простейших наблюдений, опытов и измерений.

 

Сформулировать с помощью учителя цели уроков и практических работ.

Проанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-Определить алгоритмы действий во время практических работ;

-Определить правила оформления практических работ.

-Применить выработанные правила индивидуальной безопасной жизни и сотрудничества при проведении практических работ.

– Выразить свое отношение к значимости биологическим открытиям и современным исследованиям.
«Мир биологии» (20 часов)

 

2.1 17.09.

2015

Что изуча­ет

биоло­гия

Знание много­образия биоло­гических наук, а также процес­сов, явлений и объектов, изу­чением кото­рых они зани­маются Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, вы­делять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Осознание значения био­логических на­ук в развитии представлений человека о природе во всем ее много­образии
2.2 24.09.

2015

Из ис­тории биоло­гии Знание и оцен­ка вклада уче­ных-биологов в развитие науки Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить со­общения и презентации и представлять резуль­таты работы.

Личностные УУД: осо­знание возможности участия каждого чело­века в научных иссле­дованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выво­ды по результатам ра­боты.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследо­ваний и откры­тий ученых-

биологов в раз­витии пред­ставлений о живой природе

2.3 1.10.

2015

Экс­курсия в мир клеток Знание и раз­личение на таб­лицах основных частей клеток (ядра, оболоч­ки, цитоплаз­мы). Освоение основных пра­вил работы с микроскопом Познавательные УУД: овладение умением оценивать информа­цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Регулятивные УУД: уме ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками

Знание и раз­личение на таб­лицах основных частей клеток (ядра, оболоч­ки, цитоплаз­мы). Освоение основных пра­вил работы с микроскопом
2.4 8.10.

2015

Как классифицируют орга­низмы Знание основ­ных системати­ческих единиц в классифика­ции живых ор­ганизмов. По­нимание принципов сов­ременной клас­сификации ор­ганизмов Познавательные УУД: умение давать опреде­ления понятиям, клас­сифицировать объекты.

Личностные УУД:

уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.

Регулятивные УУД:

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного зна­чения класси­фикации жи­вых организ­мов
2.5 15.10.

2015

Жи­вые цар­ства. Бакте­рии -Называть  основные царства живой природы.

-Приводить примеры разнообразных одноклеточных  и многоклеточных организмов, грибов, растений, беспозвоночных и позвоночных животных.

-Определять образцы представителей живой природы представленных в гербариях, коллекциях и влажных препаратах.

-Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды).

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

 

Представление о положитель­ной и отрица­тельной роли бактерий в природе и жизни челове­ка и умение защищать свой организм от негативного влияния бо­лезнетворных бактерий
2.6 22.10.

2015

Жи­вые цар­ства. Грибы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выделять существенные особенности представителей царства.

-Различать ядовитые и съедобные шляпочные грибы

-Характеризовать значение грибов в природе и жизни человека

-Характеризовать правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческой группы

Понимание роли предста­вителей цар­ства Грибы в природе и жизни челове­ка. Осознание необходимос­ти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами
2.7 29.10.

2015

Живые царства. Растения. -Выделять существенные особенности представителей царства

-Различать на рисунках и натуральных объектах органы цветкового растения

-Характеризовать функции органов растения

-Называть основные систематические единицы царства

-Характеризовать значение растений в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и в жизни человека .

 

2.8 12.11.

2015

Живые царства. Животные.

 

-Выделять существенные особенности представителей царства

-Различать простейших и многоклеточных животных

-Называть основные систематические единицы царства

-Характеризовать значение животных в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осознание важности животных в природе и в жизни человека
2.9  

19.11.

2015

Тематическая диагностика Знать органоидов клеток,

признаков живых организмов и царств  живой природы.

 

Познавательные УУД:

Умение характеризовать царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств в биосфере.

Называть типы животных, отделы  растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных

Личностные УУД:

по­требность в справедли­вом оценивании своей работы

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД: умение вести себя во время сам.работы

Осознание важности выполненной работы
2.10 26.11.

2015

Жизнь начинается Знание особенностей строения половых клеток.

Умение на таблицах и рисунках выделять существенные черты сходства зародышей позво­ночных  жи­вотных

Познавательные УУД: умение сравнивать  и анализировать

ин формацию, делать выводы,  умение давать определение  понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь

Личностные УУД: зна­ние основных составля­ющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток  в размножении  живых организмов

Представление о родстве  живых организмов, населяющих  нашу пла­нету. Развитие представлений о необходи­мости вести здоровый об­раз жизни

2.11 3.12. 2015 Жизнь про­должа­ется Знание основ­ных способов размножения живых организ­мов Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас-

Представление о размноже­нии как глав­ном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода
2.12 10.12.

2015

Почему дети похожи на родителей. Знание о значении гена и его местоположении в клетке Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать и выделять в нём главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информа­ции, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сооб­щения и презентации,

представлять результаты работы классу

Личностные УУД: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Регулятивные УУД:

развитие  умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли генов а хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству
 

 

2.13 17.12.

2015

Нужны все на свете. Знание роли бактерий, растений, грибов,  животных в круговороте веществ Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.

Регулятивные УУД: уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учите­ля, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности всех компонентов живой природы
2.14 24.12.

2015

Как живот­ные обща­ются между собой Знание нали­чия различных способов обще­ния между жи­вотными Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД:

уме­ние видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД:

 уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о животных как сложно организован­ных сущест­вах, обладаю­щих

способностью к общению. Познаватель­ный интерес к естественным наукам

2.15 14.01.

2016

Биология и практика. Знание о существовании различных пород животных и сортов растений

Элементарные представления о лекарствен­ных растениях. Объяснение ро­ли биологии в практической деятельности человека

1-3 этапы проектирования

– Предпроектное исследование (диагностика ситуации).

-Проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению).

-Целеполагание (определение цели и задач проекта).

Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе
2.16 21.01.

2016

Биологи защищают природу Приведения доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе 4 этап проектирования.

Концептуализация – создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления.

5 этап проектирования.

Конструирование-  получение продукта по свойствам, соответствующими диапазону его применения

2.17 28.01.

2016

Растения и животные Красной книги  Нижегородской области  области Знание о Красной книги Нижегородской области 6  этап проектирования.

Презентация полученного проекта

-Оценить качества результата  деятельности.

-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

7 этап проектирования.

Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей.

Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания.

2.18 4.02.

2016

Биология и здоровье. Приведение доказательств зависимости  здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды

Знание элемен­тарных правил оказания пер­вой помощи при кровотече­ниях, перело­мах, ушибах и растяжениях

 

 

Познавательные УУД:

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопро­сы, работать с различ­ными источниками ин­формации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД. уме­ние применять полу­ченные на уроке знания на практике, понима­ние важности сохране­ния здоровья. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в со­ставе творческих групп

Принятие правил ЗОЖ.

Понимание  внеобходимости экстренной помощи пост­радавшим при кровотечени­ях, переломах, ушибах и рас­тяжениях

2.19 11.02.

2016

Жи­вые орга­низмы и наша безо­пас­ность Знание ядови­тых грибов и растений, опас­ных животных. Освоение при­емов оказания первой помощи пострадавшим при отравлени­ях, кровотече­ниях, укусах животных Познавательные УУД. умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. уме­ние применять полу­ченные на уроке знания на практике, понима­ние важности сохране­ния здоровья. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о существова­нии живых ор­ганизмов, опасных для здоровья и жизни челове­ка. Понимание необходимос­ти оказания экстренной первой помо­щи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах  ядовитых  животных
2.20 18.02.

2016

Мир биологии. Обобщение знаний. Выделение существенных признаков представителей царств живой природы

Зна­ние роли живых организмов в круговороте ве­ществ. Пони­мание основ­ных

закономернос­тей в живой природе. Пред­ставление о правилах здо­рового образа жизни. Знание элементарных правил оказа­ния первой по­мощи постра­давшим. Понимание ро­ли биологичес­ких знаний в хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структури­ровать учебный матери­ал,

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам
Организм и среда обитания

 (11 часов)

3.1 25.02.

2016

Водные обитатели Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей вод­ной среды. Вы­явление при­способлений организмов к обитанию в водной среде Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие эле­ментарных навыков ус­танавливания причинно-следствен­ных связей.

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования. Потреб­ность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклас­сников.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Развитие навыков само­оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать  учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

 Понимание необходимости приспособлений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы.
3.2 3.03.

2016

Между небом и землей. Представление о многообразии  обитателей наземно-воздушной среды обитания и разнообразии их приспособ­лений Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования. Потребность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие приро­ды.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Понимание необходимос­ти и соответ­ствия приспо­соблений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают. Осознание не­обходимости соблюдения правил, позво­ляющих избе­жать зараже­ния

паразитичес­кими червями

3.3 10.03.

2016

Кто в почве живет Представление о многообразии обитателей почвенной сре­ды. Выявление приспособле­ний организмов к почвенной среде обитания Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формули­ровать вопросы.

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования .

По­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

 Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Понимание необходимос­ти и соответс­твия приспо­соблений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают
3.4 17.03.

2016

Кто живет в чу­жих телах Выявление приспособле­ний организмов к организмен-ной среде оби­тания. Знание причин прими­тивности пара­зитов и их от­личий от симбионтов. Знание основ­ных правил, позволяющих избежать зара­жения парази­тами Познавательные УУД: умение выделять глав­ное в тексте, структури­ровать учебный матери­ал, грамотно формулировать вопро­сы.

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования, применять полу­ченные на уроке знания на практике, понима­ние важности сохране­ния здоровья.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп

Понимание необходимос­ти и соответ­ствия приспо­соблений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают. Осознание не­обходимости соблюдения правил, позво­ляющих избе­жать зараже­ния

паразитичес­кими червями

3.5 24.03.

2016

Эко­логи­ческие факто­ры Знание класси­фикации эко­логических факторов. По­нимание значи­мости каждого абиотического фактора для живых организ­мов Познавательные УУД: умение работать с раз­личными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра­мотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: уме­ние применять полу­ченные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: овладевание навыками выступления перед аудиторией

Осознание влияния фак­торов среды на живые орга­низмы

 

 

 

 

 

3.6 7.04.

2016

Природные сообщества Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. Познавательные УУД:

Умение давать определение понятиям, развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании  сравнения.

Личностные УУД: эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете, развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией

Представление о многообразии природных сообществ как следствие разнообразия природных условий на поверхности планеты.

Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ

3.7  

14.04.

2016

Жизнь в Мировом океане Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Раз­личение на ри­сунках и табли­цах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее тол­ще и живущих на дне Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений, готовить со­общения и презента­ции.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважительно относится  к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы с одноклассниками.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают
3.8 21.04.

2016

Путешествие по материкам. Знание южных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о расти­тельном и животном мире каждого мате­рика Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие эле­ментарных навыков ус­танавливания причинно-следствен­ных связей.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Эстетическое восприятие

Регулятивные УУД: раз­витие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступ­лений перед аудиторией

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают
3.9 28.04.

2016

Путешествие по материкам Знание северных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о расти­тельном и животном мире каждого мате­рика Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: спо­собность выбирать це­левые и смысловые ус­тановки в своих действиях и поступках

Регулятивные УУД: уме­ние определять цель ра­боты, планировать ее выполнение, представ­лять результаты работы классу.

 Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают
3.10  

5.05.

2016

Организм и среда обитания. Обобщение знаний. Знание сред обитания  и их особенностей, групп экологических факторов, степени их характера  и

влияния на жи­вые организмы. Знание природ­ных сообществ и умение разли­чать естествен­ные и искусст­венные сообщества. Знание роли Мирового океа­на на планете. Умение различать на рисунках и таблицах организмы раз­ных сред обита­ния. Знание приспособле­ний разных ор­ганизмов к обитанию в различных сре­дах . Умение на карте показывать материки и давать краткое описа­ние их живот­ного и расти­тельного мира. Знание и соб­людение пра­вил поведения в кабинете био­логии

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нём главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми

Познавательный интерес к естественным наукам
3.11 12.05.

2016

Урок-конфер-я

Итоговая диагностика

выделение отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

Различение на таблицах распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации,овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования и

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение исследования

Коммуникативные УУД:

Овладевание навыками выступ­лений перед аудиторией

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

4. Резервное время 4.1 19.05.

2016,

26.05.

2016

 

   

Темы сообщений:

  1. Традиции у разных племен и народов о многовековых традициях.
  2. О великих путешественниках: Колумбе, Янсзоне, Куке, Лазареве, Беллинсгаузене.
  3. О великих географических открытиях.
  4. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.
  5. Глобальные экологические проблемы.

Список литературы и других источников информации

 

Основная учебная литература для обучащихся:

  1. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» \А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. – 128с.: ил. _(ФГОС. Инновационная школа).
  2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс: \С.Н. Новикова, Н.И. Романова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 48с. – (Инновационная школа)

 

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
  2. Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
  5. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
  6. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение
  7. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
  8. Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина
  9. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
  10. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой – 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
  11. http://www.livt.net Электронная иллюстрированная энциклопедия “Живые существа”
  12. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  13. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

 

Основная литература для учителя:

1.Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс»\авт.-сост. А.В. Марина. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. – 120с. – (ФГОС.Инновационная школа).

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В.   Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
  2. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
  3. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
  4. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
  2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
  3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

4.Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128.: 6 ил. – (Дидактические материалы);

  1. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. – 2009. – №2.
  3. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: “Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются” [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827

8.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.

9.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.

  1. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон

11.Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.

12.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. – 2011. – № 6.

  1. Природоведение 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон.
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

15.Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.;

16.Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.

17.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/

18.http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная   энциклопедия “Живые существа”

19.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

  1. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*