Сегодня в системе образования происходят изменения, связанные с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС ОО).
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. В следующем учебном году в 5-е классы восьми образовательных учреждений (далее — ОУ) придут учащиеся, которые с 1-го по 4-й класс обучались по ФГОС нового поколения. Обращаем ваше внимание на то, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО), вместо предмета «Природоведение» в 5-м классе вводится преподавание предметов «География» и «Биология». Потребуются серьезные изменения в организации учебного процесса в основной школе: введение системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивающего эффективное формирование универсальных учебных действий при сохранении фундаментального ядра образования.
С целью формирования у учащихся компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах учителю географии необходимо применять современные педагогические технологии: информационную, проектно-исследовательскую, модульную, развития критического мышления, дифференцированного, личностно ориентированного, проблемного обучения.
В ОУ основного общего и среднего общего образования Камчатского края продолжается реализация государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года (ГОС-2004), а следовательно, продолжает действовать БУП 2004 года и разрабатываемые на его основе учебные планы. Нормативные и распорядительные документы, регламентирующие деятельность учителя географии в 2014 / 15 учебном году:
● закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.);
● приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм. и доп.);
● приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
● письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
● приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
● постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изм.);
● рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием» от 24.11.2011 г. № МД-1552/03;
● приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования»;
● приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 27.08.2012 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 „Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования“».
Для образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования и не работающих в пилотном режиме, положение предмета «География» и «География Камчатки» в региональном базисном учебном плане (недельном) представлено в табл. [6, c. 2–3].
С целью оказания помощи учителям географии в «Информационном бюллетене» были опубликованы методические рекомендации и примерные программы по предмету «География Камчатки»:
● О преподавании учебного предмета «География» (6-й класс) в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 13, 2007].
● О преподавании учебного предмета «Камчатка на карте мира» (7-й класс) в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 14, 2008].
● Преподавание учебного предмета «География Камчатки. Природа» в 8-х классах общеобразовательных учреждений в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 15, 2009].
Согласно рекомендациям в 6-м классе предмет федерального компонента «География» и предмет регионального компонента «География Камчатки» составляют единый предмет, так как практическая часть программы построена на краеведческом материале. При этом записи в классном журнале ведутся на одной предметной странице,куда также записываются и темы регионального компонента в соответствии с календарно-тематическим планированием с пометой «РК».
В остальных классах «География Камчатки» — отдельный предмет. Предмет «География Камчатки. Природа» (8-й класс) и «География Камчатки. Население и хозяйство» (9-й класс) предпочтительнее вводить в ОУ с начала второго полугодия (1 час в неделю), когда, соответственно, у восьмиклассников и девятиклассников уже будут сформированы определенные знания, умения и навыки, предусмотренные требованиями государственного стандарта по географии к уровню подготовки выпускников основной школы и необходимые для изучения данного курса. Доцентом кафедры географии, геологии и геофизики КамГУ им. Витуса Беринга Т. А. Наймушиной в помощь учителям географии разработан и издан учебно-методический комплект «География Камчатки», включающий программу курса, методическое пособие для учителя и две рабочих тетради для учащихся
8-х и 9-х классов.
Согласно приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 27.08.2012 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 „Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования“», предмет «География Камчатки» может являться самостоятельным предметом или по решению ОУ может быть включен как региональная составляющая в учебный
предмет «География». Такое «включение» может отрицательно сказаться на преподавании предмета «География» особенно в 7-м классе, где по программе федерального компонента изучаются материки и океаны. На двух уроках в неделю изучается, например, природа Австралии, а на третьем уроке — природа Камчатки, что, понятно, несовместимо, при этом записи ведутся на одной предметной странице журнала. В создавшихся условиях возрастает нагрузка на учителя географии, связанная с необходимостью перерабатывать свои рабочие программы для 7, 8, 9-х классов, включая региональный компонент. Обращаем внимание и учителей географии, и администрации ОУ, что разумнее сохранить в данных классах предмет «География Камчатки» как отдельный. Вопрос о выставлении итоговых оценок решается принятием соответствующего локального акта ОУ. Так как программой предусмотрено проведение большого количества практических работ, то проблем с накопляемостью и выставлением итоговой оценки не возникнет. Учителям географии, которые приступят к апробации ФГОС ООО с 1 сентября 2014 года в пилотном режиме, необходимо обратить внимание на то, что содержание примерной программы структурировано не по классам, а по тематическим разделам. Авторы учебников предлагают собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В связи с этим, перед учителем географии стоит вопрос о выборе УМК. Подробный материал об авторских программах и методических особенностях конструирования курсов географии 5–6-х классов размещен в журналах «География в школе» [2, c. 23–34; 4, c. 30–38], а о выборе учебника — в «Информационном бюллетене. Вып. 18» [1, c. 41–42].
Нормативно-управленческим документом ОУ является рабочая программа учителя, которая составляется с учетом примерной программы на основе авторской того УМК, который выбрал учитель [9, c. 35–39]. Больше всего вопросов возникает у учителей по поводу такого структурного элемента программы, как «Пояснительная записка», в которой следует указать:
В пояснительной записке должно быть обосновано:
В тематическом плане следует указать:
Отметка за выполнение итоговых практических работ выставляется в классный журнал. Четкого регламента о количестве практических работ по географии не существует, рекомендуется проведение итоговых практических работ в каждом классе не более 3–4-х в течение учебной четверти. Они должны быть пронумерованы, а формулировка — отражать содержание работы в деятельностной форме.
Учителям, работающим по программе «Школа 2100», следует обратить внимание на то, что в перечне учебников на 2014 / 15 учебный год отсутствует линия УМК под редакцией В. А. Кошевого издательства «Баласс» [7, c. 131–136].
При выборе УМК по учебному предмету «География» рекомендуется иметь в виду, «что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 / 14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067.
Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа» [5, c. 2.]. Авторские позиции особенно отличаются в подходах к районированию территории России в курсе «География России» в 8–9-х классах. В Федеральном компоненте государственного образователь-
ного стандарта для обязательного изучения выделены природнохозяйственные районы (9-й класс): Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Дается комплексная характеристика этих районов: географическое положение, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Отдельные авторские коллективы предлагают раздельное изучение природных (8-й класс) и экономических (9-й класс) районов. Такой подход возможен при условии обозначения их места и роли в рамках природно-хозяйственных районов (9-й класс). Эти изменения следует отражать в рабочей программе учителя. В связи с разными подходами к изучению географии России следует внимательно подходить к выбору учебника в 9-м классе. Так, если в 8-м классе учитель работал по учебнику Э. М. Раковской или И. И. Бариновой, то в 9-м классе необходимо выбрать один из двух учебников: В. П. Дронова, В. Я. Рома или А. И. Алексеева, В. В. Николиной.
Подробная информация об УМК, рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлены на сайтах издательств [www.drofa.ru; www.russkoe-slovo.ru; www.vgf.ru; www.mnemozina.ru; www.prosv.ru].
В помощь учителю географии в преподавании предмета и качественной подготовке к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) выпущены следующие издания:
Дополнительную информацию о подготовке учащихся к ГИА можно найти на федеральных сайтах [www.fipi.ru; www.ege.edu.ru]. Базисным учебным планом в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки и профильных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать ресурсы сайтов [www.profile-edu. ru; www.drofa.ru; www.vgf.ru].
Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важным представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (далее — УМБ), необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материально-техническими средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а также требованиям документов Министерства образования и науки РФ. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Обращаем внимание учителей географии на необходимость ознакомления с перечнем оборудования в примерной программе по географии (в рамках ФГОС ООО).
В методическом пособии «Современный кабинет географии» [3] изложены основные требования к оборудованию кабинета географии и его оснащению новейшими техническими средствами, санитарно-гигиенические требования, советы по использованию территории школьного двора и окружающего пространства на уроках географии, приведен паспорт кабинета.
В целях повышения качества преподавания, рационального использования оборудования кабинета географии, необходимо:
Проектируя образовательный процесс, учителю географии необходимо творчески подойти к выбору УМК, поработать с примерной и авторской программами, на основе которых составить рабочую программу, отобрать нужное содержание, использовать оптимальные методы и средства обучения, которые обеспечат планируемые результаты обучения.
Библиографический список