Рабочая программа курса по выбору «Историческая география»

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  • понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству и Малой Родине; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций, национальных, этнокультурных и региональных особенностей; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
  • формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • – умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • – умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • – формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • выработка умений работать с учебной и внешкольной картографической информацией (анализировать и обобщать данные исторической и географической карты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, , установления родо-видовых связей;
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с использованием данных исторических и географических карт по истории России; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • – способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • – умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность: анализ исторических источников, выявление предпосылок и причин исторических событий, сопоставление целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснение фактов, сопоставление различных суждений;
  • – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • – готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • – формирование умения рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
  • – выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

 Историческая география

 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Историческая география Руси с древнейших времен до конца XVII века (10 часов)

Историческая география России как понятие, источники, физическая география, политическая география, историческая география населения, историческая социальная география, экономическая география, историческая культурная география, историческая география взаимодействия общества и природы, историко-географическое страноведение, топонимика, антропология,

Физическая география Восточной Европы. Территория расселения древних славян. «Великое переселение народов» и его влияние на этническую географию Восточной Европы. Восточные славяне. Соседи восточных славян. Торговые пути «из варяг в греки», «из варяг в арабы». Размещение племенных союзов восточных славян накануне образования Древнерусского государства. Военные походы первых русских князей.

Образование древнерусского государства: территориальные изменения. География хозяйства Древней Руси. Основные виды ведения хозяйства. Сельское хозяйство. Ремесла. Торговля. Города. Население: численность, этнический состав, религия (Крещение Руси).

Территория и население, хозяйство земель-княжеств в период феодальной раздробленности (суздальская, новгородская, полоцкая, турово-пинская, смоленская, галицкая, волынская, киевская, переяславская, черниговская, муромо-рязанская) и тмутараканское княжество. Соседи Руси. Монастыри и церкви.

Борьба русских княжеств и земель с иностранными завоевателями. Нашествие немецких рыцарей. Нашествие монголо-татар и его последствия в плане упадка хозяйства в целом. Демографические проблемы. Изменение путей сообщения. Изменения на политической карте Руси. Дальнейшее дробление княжеств на уделы. Великое княжество Литовское и присоединение к нему западных и южных русских земель (а также к Польше).

Московское княжество и присоединение северо-восточных и северо- западных русских земель к Москве. Население: численность, плотность, социальный и национальный состав. Хозяйство. Города. Политическая карта Восточной Европы. Присоединение Поволжья и Сибири, начало их колонизации русскими. Строительство крепостей. Сооружение системы засечных черт. Большая засечная черта. Сторожа и станицы. Пограничные крепости. Белгородская черта, Симбирская черта. Сызранская черта. Закамская черта. Изюмская черта.

Увеличение территории Московского государства в XVI-XVII веках. Борьба России с Казанским, Астраханским, Крымским, Сибирским ханствами. Образование казачьих областей. Борьба с Ногайской ордой. Походы Ермака. Продвижение России в Сибирь и на Дальний Восток. Военное противостояние России с XVII по XIX вв. на севере со Швецией, на юге с Турцией и Персией, на западе с Польшей. Территориально-административное деление. Конфессиональный состав. Города. География землевладения, земледелия и производства. Физическая география территории государства. Начальный период колонизации Сибири и Дальнего Востока (этнический состав Сибири и Дальнего Востока). Войны России в период образования единого государства и Смутного времени. Карта-схема Куликовской битвы. Опричнина Ивана Грозного на карте России XVI века.

Народные восстания и социальные движения XVII века.

Историческая география Российской империи XVIII – начало XX вв. (10 часов)

Административно-территориальное деление Российской империи и его изменения в XVIII – начале XX вв. Территориальные изменения и расширение границ государства. Присоединение западных территорий (Украина, Белоруссия, Прибалтика, Финляндия, Польша), южных территорий (Кавказ, Казахстан, Средняя Азия), северо-американских территорий (Аляска и Алеутские острова).

Размещение и движение населения в XVIII – начале XX вв. Состав населения: национальный, этнический, конфессиональный, социальный. Города. Размещение сельскохозяйственного производства. Специализация зернового производства. Скотоводство. География промышленности и транспорта. Структура промышленного производства. Торговля. Миграции населения. Колонизация окраин империи. Национальный состав. Социальный состав населения. Конфессиональный состав населения.

Дворцовые перевороты: история и география.

Народные движения на исторической карте России XVIII-начала XX вв. Выступление декабристов на Сенатской площади. Революционные события 1905-1907 гг.

Изменения в географии хозяйства в период развития капитализма после реформ Александра II и Столыпина П.А.. Изменения в размещении промышленности, экономическое районирование. Пути сообщения и транспорт. География промышленности и сельского хозяйства.

Войны России в XVIII- начале XX вв. Россия в международных коалициях в XVIII- начале XX вв., конца XVIII- начала XIX вв. Отечественная война 1812 г. и её политико-географическое и общенациональное значение. Карта-схема Бородинской битвы. Крымская война, карта-схема обороны Севастополя. Заграничные походы русской армии в XIX вв. Участие России в Первой Мировой войне.

Культурно-исторические объекты XVIII- начала XX вв на исторической карте.

Историческая география РСФСР, СССР 1917-1991 гг. (10 часов)

Революционные процессы в России в 1917-1918 гг. Основные события гражданской войны на исторической карте 1918-1922 гг. Политические репрессии в СССР в 1930-е гг.

Образование РСФСР, союзный договор о создании СССР. Административно-территориальное деление РСФСР, СССР и его изменения (1917–1991 гг.) Территориальные изменения РСФСР, СССР. Международные отношения СССР с соседними странами. Республики СССР: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Киргизская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, Молдавская ССР.

СССР в 1920-1930-е гг. Структура занятости населения. Урбанизацонные процессы. Городские мегаполисы. Экономические районы СССР. Изменения в географии хозяйства. Изменения в размещении промышленности. География промышленности и сельского хозяйства. Коллективизация.  Индустриализация. Восстановление экономики после Великой Отечественной войны.

Внешняя политика ССС в 20-30-е гг. Территориальные изменения СССР.

Великая Отечественная война в картах ключевых сражений. Эвакуационные процессы на карте СССР в 1941-1943 гг. Оккупированные территории в ходе войны. Антифашистская коалиция в годы Второй Мировой войны. Территориальный рост СССР по итогам Второй Мировой войны.

«Холодная война» на исторической карте. 1945-1991 гг. СССР и социалистические страны Европы в 1945-1991 гг. «Космическая гонка».

СССР в 1950-1980-е гг. Восстановление экономики после Великой Отечественной войны. Структура занятости населения. Городские мегаполисы и агломерации. Экономические районы СССР. Изменения в географии хозяйства. Изменения в размещении промышленности. География промышленности и сельского хозяйства.

Историческая география Российской Федерации 1991 – начало XXI века (4 часа)

Распад СССР в 1991 г., прекращение действия союзного договора. Территория и границы Российской Федерации. Географическое расположение Российской Федерации. Административно-территориальное деление Российской Федерации, субъекты Федерации. География хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство.

Экономические районы. Федеральные округа: Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Южный, Центральный, Северо-Западный, Крымский. Военные округа. Население: численность, национальный состав, конфессиональный состав. Миграции населения.

Россия в международных общественных организациях.

Челябинская область, как субъект Российской Федерации: физическая география, историческая география с древнейших времен до начала XXI века, экономика, промышленность, население (численность, плотность населения, национальный состав, конфессиональный состав, социальный состав в разные исторические периоды), города, памятники культуры на карте области.

Итоговое повторение (1ч.)

Историческая география (1 лекция)

 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

п/

п

Тема Часы Характеристика основных видов деятельности ученика
10 класс.

1

Историческая география Руси с древнейших времен до конца XVII века

12 Находить на карте стоянки древних людей. Актуализировать знания о Великой греческой колонизации, показывать на карте места возникновения греческих городов.

Показывать на исторической карте пути передвижения народов и территории проживания финно- угорских, тюркских племен, скифов, античные города-государства Северного Причерноморья, Дербент. Пользуясь картой, составлять рассказ о переселении готов и гуннов.

Выделять особенности географического положения Хазарии на основе карты. Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Показывать на карте территорию расселения восточных славян и отдельных племенных союзов.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князя Олега.

Характеризовать походы князя Олега на Константинополь и их значение для Руси.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, походы князей Игоря и Святослава.

Показывать на исторической карте земли, переданные в управление сыновьям Ярослава Мудрого. Сравнивать походы русских князей против половцев и Крестовые походы

Показывать на карте места расположения памятников древнерусского зодчества и древнерусской живописи.

Показывать на исторической карте земли и княжества, возникшие в период раздробленности, их столицы.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества (на основе документа и карты).

Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества и крупные города Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества и основные города.

Характеризовать географическое, экономическое и политическое развитие Новгородской земли по плану. Объяснять влияние природно-климатического фактора на экономическое развитие земель

Рассказывать (на основе текста и карты) о возникновении и расширении Монгольской империи. Рассказывать о ходе монгольского нашествия на Русь с помощью исторической карты и характеризовать его.

Показывать на исторической карте пути монгольского нашествия на Русь и основные битвы.

Характеризовать внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Показывать на исторической карте пути движения крестоносцев, земли прибалтийский племен, города северо-запада Руси, места основных сражений

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель. Оценивать значение и последствия Грюнвальдской битвы для народов Центральной Европы.

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)

Показывать на исторической карте расширение территории Московского государства. Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой Орды

Характеризовать основные направления  внешней политики Ивана III. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Российское государство.

Показывать на исторической карте торговые пути и определять, какими товарами торговали на Руси в XV в. Характеризовать процесс создания мануфактурного производства с использованием карты

Выделять основные направления и внешней политики Василия III.

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.  Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. на основе данных исторической карты.

Определять основные направления и цели внешней политики Ивана IV. Характеризовать внешнюю политику на южном и восточном направлениях. Показывать на исторической карте военные походы Ивана IV, места основных сражений.

Используя карту, характеризовать рост территории Российского государства.

Объяснять значение присоединения Поволжья, открытие порта Архангельска. Показывать на карте территориальные потери России по итогам Ливонской войны. Объяснять значение присоединения Западной Сибири к России.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения. Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения.

Использовать исторические карты при характеристике экономического развития России в XVII в., характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в., определять новые черты в экономике России. Доказывать, что в стране формировался всероссийский рынок

Показывать на исторической карте территории, охваченные Соляным бунтом, Медным бунтом, Псковского восстания. Показывать территории и характеризовать

масштабы народных движений (используя историческую карту). Рассказывать о восстании под предводительством Степана Разина по плану (используя историческую карту).

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге, а также ход войн и направления военных походов.

Показывать по карте территории, присоединенные в ходе экспедиций Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Семена Дежнева. Объяснять, почему ученые характеризуют эти открытия как Великие

географические.

2

Историческая география Российской империи XVIII – начало XX вв.

12 Характеризовать геополитическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. (используя историческую карту).

Рассказывать об Азовских походах, выделяя цели, ход, итоги и значение. Рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны (используя

историческую карту). Используя карту и текст учебника, рассказывать о Полтавской битве и определять ее значение.

Показывать на исторической карте места основных сражений, территории, присоединенные к России по Ништадтскому миру.

Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать  внешнюю политику Анны Иоанновны; давать ее оценку. Работать с исторической картой, показывая основные направления военных действий и сражений в период русско-турецкой войны.

Характеризовать геополитическое положение России в середине XVIII в.

Выделять основные направления внешней политики России в 1741—1762 гг. Показывать на исторической карте места основных сражений Семилетней войны.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева.

Характеризовать направления внешней политики России во второй половине XVIII в., выделять основные задачи по каждому направлению. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах.

Показывать по исторической карте территории, присоединенные к России в результате разделов Польши, определять, к каким современным государствам относятся сейчас эти территории.

Характеризовать основные направления внешней политики, проводимой Павлом I. Показывать на исторической карте места сражений с французскими войсками в Северной Италии; место перехода армии Суворова через Альпы.

Показывать территории, присоединенные

к Российской империи в конце XVIII в.

Сравнивать развитие экономики в первой и во второй половине XVIII в. (в том числе используя историческую карту)

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту).

Характеризовать основные цели и задачи внешней политики России в начале XIX в.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, Турцией, Ираном.

Рассказывать (используя историческую карту) об основных событиях войны 1812 г.; называть и характеризовать ее этапы Оценивать значение основных сражений войны (Смоленского, Бородинского и др.). Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса.

Характеризовать основные события 14.12.1825, используя историческую карту-схему восстания декабристов

Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией (используя историческую карту), показывать территориальные приобретения России. Рассказывать о Крымской войне, показывать театры боевых действий и места основных сражений на исторической карте, оценивать масштабы войны, используя карту. Готовить сообщение о героической обороне Севастополя и его защитниках на основании исторической карты. Показывать на исторической карте территориальные потери по итогам Крымской войны

Использовать историческую карту для характеристики сельского хозяйства, торговли и промышленного развития России в XIX веке.

Характеризовать международную обстановку в Европе в 1860—1870 гг. XIX в.

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.; характеризовать ее итоги (используя историческую карту). Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать основные  направления внешней политики Александра III.

Использовать историческую карту для определения территории распространения марксизма в России. Характеризовать промышленное развитие России в первые пореформенные десятилетия (используя историческую карту).

Характеризовать состав населения Российской империи на рубеже XIX—XX вв. Показывать на исторической карте территории проживания народов России.

Анализировать геополитическую ситуацию в мире на рубеже веков, взаимоотношения Российской империи с другими странами Рассказывать о ходе русско-японской войны (используя историческую карту), Показывать на исторической карте основные сражения русско-японской войны, территориальные потери России в результате поражения в войне

Характеризовать особенности экономического развития Российской империи на рубеже XIX— XX вв. (используя историческую карту) Рассказывать о достижениях российской промышленности, показывать на исторической карте промышленные районы.

Показывать на карте размах протестного движения в России на рубеже веков. Рассказывать о ключевых событиях зимы—лета 1905 г. (используя историческую карту)

Рассказывать о ходе военных действий Первой Мировой войны  на Восточном фронте (используя историческую карту).

Показывать на карте места расположения памятников русской архитектуры, места открытия университетов, развитие системы народного образования

3

Историческая география РСФСР, СССР 1917-1991 гг.

9 Рассказывать о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны (используя карту). Рассказывать о завершающих боях Гражданской войны (используя карту).

Показывать на исторической карте процесс создания СССР и объединения советских республик;

Рассказывать о ходе индустриализации и коллективизации в стране и своем городе, районе (используя историческую карту)

Сопоставлять итоги социально-экономического СССР в 1920—1930-е гг. и информацию исторической карты

Готовить сообщение о судьбах репрессированных и показывать на карте места расположения мест заключения репрессированных

Давать характеристику основных направлений и важнейших событий внешней политики Советского государства в 1920-е гг. Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1930-е гг. (используя историческую карту) Показывать на карте территориальные приобретения СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г.

Рассказывать о крупнейших сражениях 1941 г. (используя карту). Рассказывать о крупнейших сражениях в период коренного перелома в ходе войны. Рассказывать о крупнейших сражениях 1944 г. (используя карту). Рассказывать о крупнейших сражениях 1945 г. (используя карту).

Показывать на карте эвакуационные процессы во время Великой Отечественной войны. Показывать и рассказывать о развитии партизанского движения на оккупированной территории

Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской зоне влияния (используя карту).

Рассказывать об основных военных конфликтах «Холодной войны», используя политическую карту мира

Сравнивать развитие экономики и социальной сферы СССР в период позднего сталинизма, в период «оттепели» и «застоя» (используя карту). Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1945—1953, 1953—1964, 1964—1985 и 1985—1991 гг., выявлять черты сходства и различия. (используя карту).

4

Историческая география Российской Федерации 1991 – начало XXI века

3 Раскрывать суть процесса распада СССР на независимые государства с использованием политической карты СССР и РФ.

Раскрывать основные направления внешней политики РФ, Сравнивать социально-экономическое развитие России и одной из стран группы БРИКС в XXI в. Объяснять значения понятий: ОБСЕ, ОДКБ, ЕврАзЭС, БРИКС, ШОС. (используя политическую карту мира).

Проводить обзор текущей информации (телевидение, пресса) о внешнеполитической деятельности руководителей страны, показывать данные процессы на политической карте мира.

Показывать развитие исторических процессов на карте Челябинской области

5

Итоговое повторение

1 Находить и извлекать из различных источников информацию исторического характера.

Защищать мини-проекты (самостоятельно подготовленные доклады), представлять сообщения по выбранным темам.

Автор рабочей программы курса по выбору «Историческая география»

Табашникова Юлия Владимировна
Программа курса по выбору (курса внеурочной деятельности) 10-11 класс ФГОС СОО
Учитель истории и обществознания МБОУ “Гимназия № 10 г.Челябинска”

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*