Опыт разработки и использования междисциплинарного элективного курса по информатике в условиях реализации ФГОС

informВ настоящий момент разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для всех ступеней образования .
Повсеместно реализуется ФГОС в начальной школе, и, через несколько лет, новый стандарт будет внедрен во все ступени общего образования. Основная
школа, с 5 – 9 классы, является самым продолжительным этапом школьного образования. Именно на этом этапе закладываются основы общего образования человека, на которые ориентирует стандарт образования. В старшей школе достигнутые результаты закрепляются, расширяются и углубляются в соответствии с выбранным профилем обучения.

Говоря непосредственно об информатике, можно отметить, что предмет «Информатика и ИКТ» в структуре ФГОС предусмотрен в виде модуля в начальной школе и отдельного предмета, начиная с 8 класса. Этот предмет отнесен к образовательной области “МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА”. В рамках одной предметной области проще организовать междисциплинарные связи, а с остальными предметами для этого целесообразно использовать элективные курсы. Результаты обучения в ФГОС формулируются в виде набора компетенций. Это непривычно для школы, которая многие годы была ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. Однако, более 10 лет, основные идеи компетентностного подхода в образовании рассматриваются педагогическим и научным сообществом.

Примером является статья О.Е. Лебедева «Компетентностный подход в образовании» 2004 года, в которой он описал основные моменты, которые и нашли свое отражение в современных стандартах. Напомню основные положения. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем
Сегодня, когда говорят о компетенциях, говорят о требованиях к результатам освоения, а компетентности подразумевают готовность обучающихся к решению выделенных классов задач. В рамках современных стандартов основной и средней школы выделяют следующий набор компетенций учащегося:

  • социальные компетенции;
  • коммуникативная и иноязычная коммуникативная компетенции;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции);
  • компетенции в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • способность к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями;
  • способность быть компетентным гражданином России.

Все компетенции, в полном соответствии с понятиями «компетенция» и «компетентность», а так же с системно-деятельностным подходом, лежащем в основе стандарта, входят в состав универсальных учебных действий, через которые и должные развиваться. Успешность развития тех или иных действий относят к результатам – личностным, метапредметным и предметным.

В частности, к метапредметным результатам имеет прямое отношение ИКТ-компетенция и компетенции в области разработки проектов и выполнения исследований. Это подтверждаются и тем, что использование
компьютерных технологий и реализация исследований учащихся являются обязательными требованиями в умениях по каждому предмету в отдельности.

Важным является тот факт, что компетенции развиваются в рамках всех предметов, а одним из возможных инструментов в их формировании являются междисциплинарные элективные курсы. Это способствует
укреплению межпредметных связей между предметом «Информатика и ИКТ» и других образовательных областей, а также восприятию учащимися мира в целостности. Выделим ряд проблем, возникающих при разработке
междисциплинарных элективных курсов.

1. В ФГОС ряд пользовательских умений и навыков предполагается сформировать в ходе изучения разных дисциплин: пользоваться словарями на русском языке, работать со звуком и графикой на уроках технологии, выступать с презентациями по специфическим темам на любых предметах и т.д. Это предполагает включение в эти предметы требований к ИКТ компетентности, которые где-то уже должны быть сформированы, поскольку в основном курсе информатики пользовательским умениям уделяется меньше внимания.

2. Планомерное расширение представления учащихся о возможностях компьютерной техники и программ требует материально-технической базы и специальной целенаправленной деятельности по представлению
информации, чтобы можно было не просто рассказывать о современных возможностях использования инструментов ИКТ при решении задач, но и проводить практические работы для развития компетентности учащихся.

3. Массовое использование техники требует от учителей-предметников высокого уровня владения технологиями, для многих учителей затруднительно быстрое и качественное освоение новы образовательных ресурсов, даже при наличии у них базовых навыков владения компьютером.

Вывод: эти проблемы можно решить с помощью элективных курсов, которые разрабатывает и проводит учитель информатики, ориентирующийся на задачи других образовательных областей и умеющий самостоятельно
быстро освоить разнообразные современные программные среды. Важно, что он должен быть компетентным в области разработки и реализации межпредметных методик обучения для учащихся разного уровня
подготовки.

Необходимо учитывать, что, согласно современным исследованиям, дети 11-15 лет, несмотря на постоянное использование компьютера в своих целях (развлекательных), часто не умеют использовать средства ИКТ для решения жизненных, учебных и профессиональных задач, что является обязательным с точки зрения компетентностного подхода. Например, авторы публикации отмечают, что «существующий уровень цифровой
компетентности взрослых и подростков не может обеспечить эффективное, ответственное и безопасное использование Интернета, причем лучше всего обстоит дело со знаниями и хуже всего — с мотивацией, желанием учиться и сознанием необходимости этого».

Развитие компетентности обучаемых в области информатики и должно происходить непрерывно в течение всего школьного обучения с использованием существующих возможностей построения учебного плана в
целом: основного курса информатики, элективных курсов, кружков и других видов внеурочной деятельности. Это способствует накоплению практического опыта использования средств ИКТ с достаточно раннего
возраста. Чем раньше появляется практический опыт, тем большая вероятность успешного овладения данной областью в дальнейшем деятельности. Ещё раз хочу подчеркнуть, что развитие именно ИКТ-
компетентности в современном мире возможно благодаря широкому использованию технологий, доступу к информационным источникам и решению практических задач разного уровня, которые требуют решения, то
есть применения полученного опыта. В свою очередь, решение практических задач приводит к использованию имеющихся умений и навыков, дает подтверждение для учащегося полезности его знаний и развивает саму компетентность благодаря растущему опыту применения средств ИКТ. Эта модель непрерывного образования может использоваться человеком в течение всей жизни.

За последние годы существенно изменилась информационная образовательная среда школы, что даёт реальную возможность реализовать межпредметные связи, которые выделены в ФГОС. В большинстве школ оборудованы несколько современных компьютерных классов, проложена локальная сеть, организованы автоматизированные рабочие места учителей-предметников. Учитель имеет возможность использовать мобильные классы,
проекторы, интерактивные доски. Реализован выход в интернет на приемлемой скорости. Кроме того школа имеет возможность использовать предоставленные программы и информационные образовательные ресурсы.
Причем даже в самом стандарте выделена область, которая должна быть связующим звеном между технологиями и предметами – различные элективные курсы и внеучебная деятельность учащихся.

Элективные курсы позволяют реализовать связь «предмет-ИКТ-реальная жизнь». Необходимо разработать набор из нескольких связанных курсов, которые смогут обеспечить развитие компетентностей у учащихся с разным
уровнем подготовки в сфере ИКТ.

Мною разработан элективный курс «Использование свободного программного обеспечения при решении межпредметных задач» с учётом условий школы, в которой на профильном уровне изучаются предметы
естественно-научного цикла, а предмет информатика изучается на базовом уровне. Предпосылка разработки элективного курса следующая. Существует множество разнообразных компьютерных сервисов и
программ, которые можно использовать практически в любой деятельности. Однако целесообразно отбирать программное обеспечение, которое учитывает задачи конкретного предмета и соответствующий учебный
материал. Для ознакомления с инструментарием новых программ не обязательно использовать дорогие профессиональные приложения, а отдать предпочтение свободно распространяемым программам, которые
соответствуют рассматриваемым задачам и уровню знаний учащихся.

Важно для элективного курса отобрать такой набор программ, который позволит сформировать системные знания за счет дополнения инструментария и расширения класса решаемых задач. С другой стороны,
эти программы могут использоваться при выполнении учебного проекта. В соответствии с изложенным выше, мой элективный курс «Использование свободного программного обеспечения при решении межпредметных задач» включает три основных блока, в которых рассматриваются:

  1. программы, ориентированные на процесс и систематизацию знаний школьников в области ИКТ;
  2. программы, которые можно применить при решении разнообразных междпредметных задач;
  3. создание проекта, объединяющего опыт использования некоторых программ.

Были выбраны как универсальные программы, так и узконаправленные приложения. Отметим, что выбор конкретных версий и программ не так существенен, как класс задач, которые они решают. В дальнейшем версии и
программы могут быть заменены на более современные без существенного изменения методики обучения. Основной формой обучения является лабораторная работа. Курс требует 17 часов работы в компьютерном классе и осуществляется в течение полугода один раз в неделю.

В ходе выполнения каждой лабораторной работы учащийся по шагам выполняет задание, раскрывающее возможности инструментария программы. Это задание среднего уровня сложности и одинаковое для всех
учащихся. Инструкция по выполнению задания подробно описана в лабораторной работе. Затем предполагается выполнение самостоятельного задания с опорой на полученный опыт. Эти задания подбираются
преподавателем для каждого учащегося индивидуально с учетом его ИКТ- компетентности.

В ФГОС предусматриваются следующие довольно новые для отечественной системы образования способы оценивания учебной и внеучебной деятельности учеников: балльно-рейтинговая система и портфолио учащегося.
В разработанном мной элективном курсе принята следующая система оценивания – первоначальная деятельность по выполнению задания с использованием подробной инструкции в баллах не оценивается, однако
перейти к выполнению самостоятельного задания любой учащийся может только после выполнения первого задания. Самостоятельно выполненное индивидуальное задание оценивается в баллах, заранее известных учащимся. Максимальный балл для каждой лабораторной работы свой, не превышающий 10. Также фиксируется общий зачетный балл.

Вариант проектного задания «Сравнение популярных браузеров»

Формулировка задания и постановка цели:
Создать проект, который позволит собрать информацию по используемым браузерам, использовать для этого различные программные средства. Работа над проектом позволит применить полученные на предыдущих занятиях результаты универсальных учебных действий, а так же осуществить проектную деятельность. Так же получит развитие в ситуации группового сотрудничества коммуникативные учебные действия.

Этапы выполнения:

  • изучить заданную тему;
  • распределить информацию с помощью сервисов Evernote и Dropbox;
  • построить мини-сайт с отчетом с помощью Kompozer;
  •  оформить отчет с помощью paint.net и Audacity;
  • построить сравнение браузеров с помощью Timeline Creator, добавить результат в отчет.

Ожидаемые результаты. После выполнения работы вы научитесь:

  • использовать ранее изученные программы в новых условиях;
  • отбирать необходимую информацию и использовать ее в одном проекте;
  • проводить эксперименты и фиксировать результаты;
  • распределять обязанности между участниками проекта

Предложенный элективный курс является в какой-то мере базовым и ознакомительным, и, при этом, соответствует современным требованиям. Подобный пробный шаг в области развития компетентностей учащихся в
первую очередь обозначает вектор дальнейшего направления в развитии, позволяет на практике оценить новые подходы в образовании. Сочетание реального опыта, различных современных средств ИКТ и требований ФГОС,
на мой взгляд, является вполне реальной и решаемой задачей, особенно при использовании специально разработанных элективных курсов.

Автор Школер И.И.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*