Аннотация к рабочей программе по русскому языку по УМК Ладыженской 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составленав соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для V-XI классов),
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для V-XI классов) (далее ФК ГОС),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 и от 22 сентября 2011 №2357,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам)
На основе — Примерной программы основного общего образования по русскому языку; — Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского(Москва, «Просвещение», 2009 г.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
— развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета;
— обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных еѐ этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учѐных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребѐнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
— роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
— смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
— основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
— особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы;
— особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
— признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
— основные единицы языка и их признаки; — основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь:
— различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
— определять ему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
— объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом;
аудирование и чтение — адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
— читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
— извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
— свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо — воспроизводить текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
— создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
— владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
— соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
— соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
— развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
— удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.