Программа «Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Общепризнанным фактом является значение контроля и самоконтроля для осуществления любой деятельности, поскольку возможность успешного осуществления ее будет маловероятной, если ребенок плохо ориентируется в результатах своих действий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: способность к волевым усилиям, принятию самостоятельных решений и др.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

Личностные качества ребенка, в том числе и самоконтроль, формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра (Д. Б. Эльконин).

В игре складываются благоприятные условия для развития самоконтроля. Важная роль игры в развитии самоконтроля ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в развитии сенсорной культуры воспитанников.

Как форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Поэтапная форма организации работы непосредственной образовательной деятельности в виде дидактической игры предполагает, что в рамках одной задачи необходимо организовать цикл занятий. Переход от цикла к циклу позволит ребенку, учитывая и перманентно уточняя требования задачи, на их основе развивать самоконтроль. Систематически проводя с детьми младшего дошкольного возраста дидактические игры, неоднократно повторяя их, можно сформировать и повысить уровень самоконтроля и саморегуляции.

 

Программа коррекционно-развивающих игр, способствующих       развитию навыков самоконтроля у младших дошкольников

 

Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых — педагоги дополнительного образования, родители и др.

Программа игр состоит из 9 занятий. Для достижения максимальной эффективности воспитательной деятельности в группу для занятий желательно включать не более 8-10 детей.

Цель программы: развитие навыков самоконтроля у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.

Задачи:

  1. Формирование стремления к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умения действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
  2. Развитие умения выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого.
  3. Развитие умения сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции).
  4. Формирование умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности с позиции цели и требований.
  5. Формирование умения переносить известные способы действий в новые условия комбинировать и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению возникающих задач.

Планируемый результат:

— дети знают конструктивные способы действий в различных ситуациях;

— дети умеют переносить усвоенные действия с игрушками на новые ситуации;

— дети с желанием относятся к возможности выполнять действия самостоятельно.

Основными принципами являются: системность; доступность; целостность; сотворчество; принцип возрастного соответствия.

Системность содержания обеспечивается логикой построения воспитательного процесса.

Целостность содержания — учитываются знания и интересы детей, полученные в ходе воспитания.

Доступность осуществляются подбором игр в зависимости от подготовленности ребенка (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

Принцип сотворчества предусматривает выполнение заданий детьми вместе с педагогом и совместно друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что нагрузка должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

Структура:  развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников, согласно предложенной программы, проводится в три этапа:

— ориентировочный этап: усвоение правил и развитие у детей осознания необходимости регуляции собственного поведения на их основе.

— деятельностный этап: развитие у детей навыков самоконтроля при помощи взрослого, чья роль состоит в подсказке в случае ошибки.

— результативный этап: развитие у детей навыков самоконтроля в играх, где ребенок сам является исполнителем и контролером.

Дидактические игры проводятся в совместной самостоятельной деятельности.

Время проведения: 3 месяца.

Программа включает в себя три группы, направленные на развитие навыков самоконтроля при самообслуживании, трудовой и творческой деятельности.

Игры для развития навыков самоконтроля при самообслуживании.

Таблица 1.

Игры для развития умения правильно готовиться ко сну
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Укладывание куклы Нины спать»Игровая задача: положить куклу спать.

Дидактическая задача: научить детей правильно выполнять алгоритм действий при укладывании спать, осознавать значение определенной последовательности действий, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Проблемный вопрос: «ребята, наша кукла пришла с прогулки, пообедала и очень устала. Что же ей теперь делать?»«как нужно раздеться кукле? Что ей снять первое? Что снять затем? И т.д.»Посмотрите, ребята, что кукла сделала неправильно? Как нужно складывать вещи? А выворачивать нужно?

Вот и разделась наша кукла, и ложится спать. Что нужно сделать с покрывалом? Посмотрите, легла наша кукла, не замерзнет она? Нужно укрыться одеялом.

Осознают необходимость соблюдения правила, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на педагога, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты.
2 этап.«Поможем кукле лечь спать»Игровая задача: помочь кукле.

Дидактическая задача: научить вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля

Проблемный вопрос: «ребята, наша кукла пришла с прогулки, пообедала и очень устала. Что же ей теперь делать?»«как нужно раздеться кукле? Что ей снять первое? Что снять затем? И т.д.»Посмотрите, ребята, что кукла сделала неправильно? Как нужно складывать вещи? А выворачивать нужно?

Вот и разделась наша кукла, и ложится спать. Что нужно сделать с покрывалом? Посмотрите, легла наша кукла, не замерзнет она? Нужно укрыться одеялом.

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины определенной последовательности действий, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Разложи картинки»Игровая задача: составить модель процесса укладывания спать в виде последовательности картинок, чтобы помочь малышам.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля

Ребенку  предлагается набор картинок, изображающих последовательность укладывания, спать, которые нужно разложить по порядку, в соответствии с усвоенными правилами.«ребята, малышам из яселек купили совсем новые куклы и они не знают, как правильно укладывать их спать, давайте поможем им и составим образец из этих картинок»После этого открывается образец, и детям предлагают сравнить свои результаты с ним, если у кого-то есть ошибки, их можно самостоятельно исправить. Затем картинки наклеиваются на лист бумаги в нужной последовательности, чтобы отдать их малышам.

«Все верно? Тогда можно отправлять малышам, чтобы они правильно укладывали своих кукол спать»

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее

Таблица 2.

Игры для развития умения соблюдать правила приема пищи
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Кормление куклы»Игровая задача: накормить куклу.

Дидактическая задача: научить детей правильно выполнять алгоритм действий при приеме пищи, осознавать значение определенной последовательности действий, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: ребята, сегодня нас приглашают в кукольное кафе. Нам нужно будет накормить всех кукол, которые туда придут.Проблемный вопрос: куклы, которые пришли в кафе, совсем не знают, как нужно вести себя за столом, как же им помочь?Смотрите, это кукла Ирина, она самая старшая из них и уже была в кафе. Давайте попросим ее показать остальным, что нужно делать.

Показ образца: Сначала Ирина моет руки и садится за стол. Затем, она начинает кушать. Смотрите, сначала она кушает из глубокой тарелки. Как вы думаете, что она ест сначала? Верно, затем она берет второе, когда она ест второе, она помогает себе хлебом…»

«Сейчас мы с вами подойдем к другим куклам и поможем им пообедать, только не забывайте, все наши куклы хотят быть аккуратными и кушать правильно»

Рефлексия: «Как вы думаете, все ли наши куклы наелись? Научились ли они правильно держать ложку? Почему нельзя сначала пить компот, а потом кушать суп? Почему нужно кушать второе вилкой?»

Осознают необходимость соблюдения правила, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на педагога, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты.
2 этап.«Три поросенка»Игровая задача: научить трех поросят правильно и аккуратно кушать.

Дидактическая задача: научить узнавать этапы деятельности, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, нам пришло письмо от трех поросят. Они пишут, что приглашены на день рождения к Красной Шапочке, но очень стесняются, потому что все говорят им, что поросята грязнули. Красная Шапочка прислала им кубики с картинками, на которых изображены правила приема пищи, но по дороге, кубики рассыпались, и они очень просят нас помочь им собрать их.Постановка задачи: сейчас я раздам вам по четыре кубика, вам нужно будет собрать их так, чтобы получилась целая картинка.Показ образца: смотрите, я рассматриваю свои кубики, мне кажется, что здесь изображено правило, как держать ложку, вот рука с ложкой, это мальчик, который ее держит, стол и тарелка. Складываем картинку.

Ход: внимательно рассмотрите свои кубики и постарайтесь правильно их сложить.

Рефлексия: «Какое правило у вас получилось?» (Каждому) «Можно-ли делать по-другому?» «Почему нельзя брать пищу руками?» «Как остаться чистым после еды?»…

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Маша и медведи»Игровая задача: помочь медведям научить Машу правильно вести себя за столом.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, к нам в гости пришла Маша. Она очень хочет подружиться с лесными медведями, но не знает, как вести себя за столом, а медведи очень не любят, когда к ним приходят некультурные гости.Проблемный вопрос: что же нам сделать, чтобы помочь Маше?Практическая ситуация: я предлагаю вам показать Маше, как нужно вести себя за столом. В этом нам помогут маски, которые я приготовила. Ребята, которые наденут эти маски медведей, будут следить за тем, чтобы ребята, которые пришли к ним в гости вели себя за столом культурно и аккуратно. А Маша будет за нами наблюдать и запоминать, как нужно себя вести.

Рефлексия: «Как вы думаете, вы были хорошими гостями?» «Что вам не понравилось, когда вы были медведем и у вас был гость?» «Для чего нужно уметь правильно пользоваться столовыми приборами?…

Маша благодарит ребят.

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Таблица 3.

Игры для развития культурно-гигиенических навыков
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Помоем кукле руки».Игровая задача: помыть руки кукле.

Дидактическая задача: научить детей правильно выполнять алгоритм действий при мытье рук, осознавать значение определенной последовательности действий, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: ребята, смотрите, какие грязные (предварительно вымазанные) ручки у наших кукол.Проблемный вопрос: как же нам играть с ними, ведь они все вокруг замарают?Показ образца: сначала, я вымою свои руки, чтобы взять куклу, ведь мы только что пришли с улицы. Я открою воду, намочу руки, возьму мыло…».

Практическая ситуация: Кому еще нужно помыть руки? Мойте руки, только не забывайте правило.

Игровая ситуация: вот теперь, когда у нас чистые руки, мы можем помочь нашим куклам. Какой кукле вы хотите помочь?.

Рефлексия: у всех кукол чистые руки? А сейчас посмотрите на полотенца, у кого полотенце замаралось? Как вы думаете, почему это произошло? Для чего мы моем руки?…

Осознают необходимость соблюдения правила, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на педагога, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты и способы их проверки.
2 этап.«Собери картину»Игровая цель: создать картину с изображением умывания.

Дидактическая цель: научить узнавать этапы деятельности, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, смотрите, какая большая рамка у нас есть. Я предлагаю повесить ее на пустой стене возле умывальников.Проблемный вопрос: как вы думаете, красиво-ли будет, если эта рамка останется пустой? А что мы можем поместить в эту рамку, ведь она висит в умывальной?Постановка задания: вот из этих картинок с изображением детей, которые умываются, вам нужно будет собрать целую картину, которая будет висеть в нашей рамке.

В ходе выполнения задания дети сами определяют правильность предложенных сверстниками вариантов, обращают внимание на ошибки, нужно просить их аргументировать свои замечания.

Рефлексия: «Посмотрите, что у нас получилось?» «Правильно-ли мы собрали картину?» «Почему нельзя поменять картинки местами?»…

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Мойдодыр»Игровая задача: рассказать Мойдодыру правила личной гигиены.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам в гости, чтобы проверить, нет – ли здесь грязнуль. Недавно я познакомился с мальчиком, у которого были такие грязные руки, что даже брюки сбежали от него.Постановка задачи: я принес вам картинки, на которых показано, как нужно мыть руки. Сейчас я посмотрю, сможете ли вы их сложить? Вот эту картинку сложил тот самый мальчик-грязнуля. (Картинка с ошибками) Посмотрите на нее, все – ли здесь правильно? Кто нашел ошибку? Может быть, вы знаете, как нужно мыть руки?Самоконтроль: готовы? Проверяйте свои картинки, сейчас я пойду смотреть, кого будут мыть мои волшебные щетки.

Проверили?

Рефлексия: какие вы молодцы, все у вас получилось, помогите мне исправить мою картинку и убрать из нее лишние детали.

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

 

Игры для развития навыков самоконтроля в трудовой деятельности.

Таблица 4.

Игры для развития умения соблюдать и наводить порядок
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Зачем игрушкам дом»Игровая задача: найти место для каждой игрушки.

Дидактическая задача: научить детей правильно сортировать игрушки, осознавать значение соблюдения определенной классификации, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: здесь случился ураган, он пролетел по нашей группе и перепутал все игрушки.Проблемный вопрос: как вы думаете, плохо ли это? Сможем ли мы играть нашими игрушками, если они разбросаны. Нужно – ли игрушкам свое место?Практическая ситуация: Смотрите, наш конструктор весь перемешался: здесь и большой, и маленький, и магнитный и мягкий. Ну, раз он все равно уже на полу, сейчас мы построим дом для игрушек. Что нужно сначала построить? Правильно. Начинайте. Построили? А что сейчас? Чего еще не хватает?

Рефлексия: Хорошо. А теперь я хочу вас спросить: удобно ли вам было строить дом? Что вам мешало? Зачем игрушкам нужно свое место? Где играть интереснее: там, где порядок, или там, где беспорядок? Как определить, порядок в группе или нет?

Осознают необходимость соблюдения правила, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на педагога, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты и способы их проверки.
2 этап.«Разложи по местам»Игровая задача: распределить игрушки по местам.

Дидактическая задача: научить узнавать этапы деятельности, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, сегодня у нас появятся новые игрушки, но вам нужно будет найти для каждой из них свое место.Проблемный вопрос: для чего игрушкам свои места? Может быть, можно просто положить их хоть куда, и играть?Практическая ситуация: здесь новая кукла Настя, машина с открывающимися дверями, два мяча, скакалка, мозаика, лото и мотоцикл. Что нам нужно сделать, чтобы найти для них свое место?

Правильно, мы будем определять, для чего они и на что похожи.

Где место для куклы? Почему?

Где место для мяча? Почему?

Рефлексия: посмотрите на нашу группу и скажите, где лежит красный мяч? А где лежит мозаика? Скажите, быстро – ли мы находим игрушки, которые лежат на своих местах? Для чего игрушкам свое место? Легко – ли собирать игрушки, когда они в беспорядке? Что можно сделать, чтобы собирать игрушки было легче?

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Собери цепочку»Игровая задача: собрать картинки в правильной последовательности.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Проблемный вопрос: ребята, у вас на столах карточки с картинками. Что изображено на этих картинках?Правильно, это картинки, на которых дети играют, берут игрушки, собирают игрушки.Постановка задачи: вам нужно пожить эти картинки в такой последовательности, в какой обычно делаете вы. Вспомните, что вы делаете, когда хотите поиграть? А что потом? Почему?

Рефлексия: посмотрите на доску, здесь расположена правильная последовательность карточек, проверьте, так ли у вас? У кого есть ошибки? Как можно их исправить?

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Таблица 5.

Игры для развития умения ухаживать за растениями
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Кукла поливает цветы»Игровая задача: научить куклу поливать цветы.

Дидактическая задача: научить детей правильно ухаживать за растениями, осознавать значение соблюдения определенной последовательности действий, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: Ребята, в доме нашей куклы растут цветы, а она совсем не умеет ухаживать за ними.Проблемный вопрос: как нам научить куклу ухаживать за цветами?Показ образца: смотрите, у этого цветка очень большие листья, которыми он дышит. Должны ли эти листья быть чистыми? Для чего? Как можно их почистить? Вот, смотрите, я протираю листья. Все, можно закончить наш уход за растением? Что еще нужно цветку, чтобы расти? Конечно, вода. Поливать цветок нужно осторожно, чтобы не повредить его, воду нужно лить прямо на землю, туда, где находятся корни цветка.

Если мы будем хорошо ухаживать за нашими цветами, они всегда будут радовать нас своей красотой.

Ребята, как вы думаете, сможет ли наша кукла научиться ухаживать за цветами?

Сейчас вам необходимо постараться и выбрать из этих картинок те, которые будут помогать, нашей кукле ухаживать за своим цветком.

Рефлексия: сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте проверить с его помощью, нужные ли картинки вы выбрали.

Осознают необходимость соблюдения правила, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на педагога, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты и способы их проверки.
2 этап.«Засохший сад»Игровая задача: оживить растения, за которыми никто не ухаживает.

Дидактическая задача: научить узнавать этапы деятельности, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, посмотрите на этот рисунок (высохший рисунок гуашью на ватмане). Это заброшенный сад, за которым совсем никто не ухаживает. Все цветы здесь повяли, листочки на деревьях высохли и опали.Проблемный вопрос: можем ли мы с вами что-нибудь сделать. Чтобы увядающие растения снова стали сильными и красивыми?Варианты ответов детей дорисовываются на листе, например, если ребенок говорит, что цветок нужно полить, он берет «волшебную» кисточку, и рисует, что станет с цветком после полива: листья (поверх того, что было) становятся зелеными, цветок расцветает. При необходимости воспитатель помогает рисовать.

Рефлексия: ребята, скажите, ожил ли этот сад? Что в нем изменилось? Что мы можем сделать, чтобы наши цветы никогда не повяли?

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Письмо Незнайке»Игровая задача: написать письмо Незнайке с правилами ухода за растениями.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, посмотрите, какой необычный цветок вырос в городе Коротышек. Этот цветок очень красивый и Коротышки хотят, чтобы он рос у них всегда, как вы думаете, что они могут для этого сделать?Практическая ситуация: я предлагаю вам взять эти картинки с изображением предметов ухода за растениями и дорисовать их, чтобы коротышкам стало понятно, как их использовать.Например, к изображению лейки можно дорисовать воду, которая из нее течет и цветок, на который она течет.

Рефлексия: готовые работы размещаются на доске и дети рассказывают, что на них изображено и нужно ли это, и почему.

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Таблица 6.

Игры для развития умения аккуратно складывать одежду
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Помоги кукле разложить вещи в шкафчик»Игровая задача: помочь кукле правильно разложить вещи в шкафчике.

Дидактическая задача: научить детей формулировать правило и осознавать его целесообразность, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: Ребята, наша кукла пошла в детский сад и там у нее есть свой шкафчик. Давайте посмотрим, как она сложила свои вещи.Проблемный вопрос: как вы думаете, что кукла сделала правильно, а что – нет.Практическая ситуация: ребята, смотрите, вот так нужно складывать кофту, кто сможет повторить?

А вот так штаны. Кто покажет кукле?

Привлечение детей к оценке результата: А сейчас мы проверим, как сложены вещи в ваших шкафчиках. А кукла будет у нас учиться. Сначала вы сами проверите свои шкафчики, а потом проверим все вместе.

Рефлексия: Для чего нужно раскладывать вещи аккуратно? Что будет, если мы положим кофту вместе с сандаликами? Что будет, если мы рубашку не расправим, а просто бросим?

Умеют видеть ошибки в игровой ситуации, умеют переносить полученный опыт в другую аналогичную ситуацию, помнят правильный способ действий и умеют воспроизводить его. Умеют самостоятельно обнаружить собственные ошибки.
2 этап.«Выбери правильный вариант»Игровая задача: выбрать из предложенных правильный вариант складывания одежды.

Дидактическая задача: научить узнавать способы деятельности и проверки правильности действий, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, у вас на столах картинки с изображением различных мест хранения одежды.Постановка задачи: Сейчас вам нужно из предложенных вариантов выбрать правильные и положить их в пустое окошечко.Практическая ситуация: вы можете проверить, правильно ли вы думаете, посмотрев вот этот альбом, в котором все вещи лежат аккуратно.

Рефлексия: Как вы думаете, все ли у вас правильно? Проверили ли вы все задания по образцу? Для чего нужно складывать вещи аккуратно? Почему вам не пригодились оставшиеся картинки? Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте задание друг у друга? Какие ошибки вы нашли у своего соседа? Как вы думаете, почему он их допустил?

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Шкафчик Маши-растеряши»Игровая задача: разложить вещи по местам.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, сегодня мы посмотрим в шкафчик Маши-растеряши. Она потеряла свою резинку для волос, красную футболку и зеленые носочки.Постановка задачи: вам нужно сложить вещи в Машином шкафчике так, чтобы все лежало на своих местах.Практическая ситуация: Ребята, когда вы складываете вещи в Машином шкафчике, можно смотреть вот на эти картинки, старайтесь положить все так, чтобы Маше было понятно, почему вещи лежат именно там. Что вы нашли, пока наводили порядок в Машином шкафу? Правильно, ее потерянные вещи.

Рефлексия: Как вы думаете, почему Маша не могла найти эти вещи? Как мы можем помочь Маше, чтобы она всегда соблюдала порядок в своем шкафу? Помогут ли Маше картинки, на которые опирались вы? Что случится с вещами, если их не прибирать?

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Игры для развития навыков самоконтроля в творческой деятельности.

Таблица 7

Игры для развития навыков самоконтроля в рисовании
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Осенний лес»Игровая задача: подобрать нужные цвета для того, чтобы лес стал осенним.

Дидактическая задача: научить детей правильно подбирать цветовую гамму изображения, осознавать значение соблюдения определенных цветовых показателей рисунка, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: ребята, художник нарисовал осенний лес, он показал свой рисунок друзьям, но они не поняли, что это осень. Художник очень расстроился. Давайте попробуем помочь ему.Проблемный вопрос: посмотрите на рисунок и скажите, почему друзья художника не поняли, что это осень? Что нужно сделать, чтобы помочь художнику доделать картину?Практическая деятельность: перед вами карандаши и рисунки художника, вам нужно дорисовать картину так, чтобы стало понятно, что это именно осенний лес.

На доске висят изображения осени других художников, которые вы можете рассмотреть.

Рефлексия: Посмотрите, какие разные работы у нас получились. Сейчас каждый из вас расскажет, чем он помог художнику, а все остальные будут думать, получилась ли на картине осень или нет.

Осознают необходимость соблюдения правил рисования, выполняют действия без ошибок, ориентируясь на образец, умеют находить ошибки и их причины, могут описать выполненные действия, осознают свои результаты и способы их проверки.
2 этап.«Веселый гном»Игровая задача: найти способы изображения веселого настроения.

Дидактическая задача: научить использовать способы деятельности и проверки правильности действий, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, гном решил сфотографироваться в своем прекрасном саду, чтобы показать, какое у него всегда хорошее настроение и отправить своим друзьям фотографию. Но когда он фотографировался, светило очень яркое солнце, и фотография получилась не совсем хорошая. Давайте добавим на фотографии те детали, которые не видно.Практическая деятельность: подумайте, чего не хватает веселому гному? Как можно показать, что у него хорошее настроение? После того, как вы поймете, что нужно дорисовать, возьмите карандаши и начинайте работу.Рефлексия: сейчас я предлагаю вам посмотреть вот на эти пиктограммы с изображением радостных лиц и подумать, что еще вы хотели бы добавить на рисунке?

Получилось ли у вас показать, что гном действительно веселый? Давайте разложим все работы на столе, сравним их и выберем самого веселого гнома.

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.
3 этап.«Пиктограммы настроения»Игровая задача:

верно, выбрать пиктограмму, соответствующую заданной картинке.

Дидактическая задача: развитие навыка «чтения» графического изображения, отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, сегодня к нам в гости пришел Чертежник. Он очень хорошо умеет чертить разные линии, но совсем не умеет рисовать. Его друзья художники нарисовали портреты всех жителей сказочного города. Чертежник тоже хочет нарисовать их портреты, но он умеет только чертить линии.Проблемный вопрос: как вы думаете, получится ли у Чертежника начертить своих друзей?Показ образца: посмотрите на эти картинки, они называются пиктограммами. Чем они отличаются от рисунков? Чем они похожи на рисунки?

Практическая ситуация: подберите к каждому рисунку похожую пиктограмму.

Рефлексия: Поменяйтесь местами с соседом и посмотрите, правильно ли он подобрал карточки к изображениям? Где, по вашему мнению, он ошибся? Какую карточку вы подобрали к этому изображению? Сможет ли Чертежник изобразить жителей сказочного города?

Дети используют имеющиеся знания, могут объяснить причины правил, могут увидеть ошибку и предложить верный вариант.

Таблица 8

Игры для развития навыков самоконтроля в конструировании
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Дом»Игровая задача: построить дом для зайчика.

Дидактическая задача: научить детей формулировать правило и осознавать его целесообразность, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Мотивация: ребята, сегодня к нам пришел зайчик из сказки. Наступила весна и хитрая лиса выгнала его из домика.Проблемный вопрос: как вы думаете, чем мы можем помочь зайчику?Показ образца: когда мы будем строить домик для зайчика, нам необходимо построить его так, чтобы в домике было удобно зайчику. Для этого вам нужно сначала посмотреть на образец – фотографию ломика, который был у зайки. Определить, что вы будете делать в первую очередь, что потом. Я построила домик, теперь я поставлю крышу и дверь. Посмотрим на образец – чего не хватает в моем домике? Правильно, на крыше домика есть труба. Поставим трубу и цветок на окошке. Мой домик готов.

Практическая деятельность: сейчас берите конструктор и попробуйте построить свой домик для зайчика.

Рефлексия: посмотрите на картинку, не забыли ли вы какой – нибудь детали? Может быть, вам хочется добавить что – то еще к постройке?

Умеют видеть ошибки в игровой ситуации, умеют переносить полученный опыт в другую аналогичную ситуацию, помнят правильный способ действий и умеют воспроизводить его. Умеют самостоятельно обнаружить собственные ошибки.
2 этап.«Потеряшки»Игровая задача: собрать бумажные детали так, чтобы получился необычный транспорт.

Дидактическая задача: научить узнавать способы деятельности и проверки правильности действий, вспоминать правильный алгоритм действий, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: сегодня мы будем инженерами-изобретателями. На транспортном заводе остались запчасти, из которых нужно собрать необычное средство передвижения.Практическая деятельность: давайте вспомним, какие виды транспорта бывают. Воздушный, наземный и морской. Посмотрите на свои детали и подумайте, какой вид транспорта соберете вы. Вспомните, что нужно, для того чтобы ваш транспорт смог передвигаться. Вспомните, какие части обязательно должны быть у средства передвижения?Рефлексия: расскажите, что вы построили. Для чего может использоваться ваша модель? Что необычного в ней? Что помогает ей передвигаться? Как называются ее части? Почему ваша модель относится именно к данному виду транспорта? Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.
3 этап.«Детская площадка»Игровая задача: построить игровую площадку для кукол (Лего)

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, в нашем Лего-конструкторе очень много человечков и они очень любят играть. Сегодня мы построим для них игровую площадку, для того, чтобы они могли поиграть на ней.Проблемный вопрос: вспомните, что интересного есть на нашем участке, что есть у вас во дворе. Подумайте, что еще вам хотелось бы иметь на своей игровой площадке?Практическая деятельность: постройте площадку для кукольных персонажей, опираясь на свои желания. Продумайте, что должно быть на ней и чего не должно быть.

Рефлексия: посмотрите на то, что вы построили, как вы думаете, будет ли человечкам интересно играть здесь? Давайте объединим наши постройки и посмотрим на большую площадку, которая у нас получилась. Как вы думаете, нет ли здесь лишних построек?

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Таблица 9

Игры для развития навыков самоконтроля в составлении рассказа
Этап, название игры и задачи. Технология проведения игры. Планируемый результат.
1 этап.«Продолжи предложение»Игровая задача: продолжить высказывание, начатое воспитателем.

Дидактическая задача: научить детей формулировать правило и осознавать его целесообразность, развивать умение видеть ошибки и противопоставлять правильному действию.

Ребята, нам пришло письмо, но оно попало под дождь и некоторые слова стерлись.Постановка цели: сейчас я буду вам его читать, а вы поможете мне понять, каких слов не хватает.Воспитатель читает письмо, в котором пропущены очевидные слова, дети помогают подобрать их.

Рефлексия: о чем письмо? Как вы догадались, какое слово пропущено? Почему нельзя понять письмо в таком виде?

Умеют видеть ошибки в игровой ситуации, умеют переносить полученный опыт в другую аналогичную ситуацию, помнят правильный способ действий и умеют воспроизводить его. Умеют самостоятельно обнаружить собственные ошибки
2 этап.«Сказка наоборот»Игровая задача: совместно с воспитателем составить сказку.

Дидактическая задача: научить способам деятельности и проверки правильности действий, вспоминать принятый  алгоритм действий, и уметь сделать наоборот, развивать нестандартное мышление, развивать навыки самоконтроля.

Мотивация: ребята, вам нравится слушать сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою собственную сказку, в которой все плохие герои станут хорошими.Проблемный вопрос: вспомните сказку, которую вам хотелось бы переделать.Практическая ситуация: воспитатель начинает рассказ, поворачивая его в необычное русло. Задача детей продолжить одним предложением, не повторяя знакомого сюжета.

Рефлексия: понравилась вам наша сказка? Почему она не такая, как в книжке? Что необычного в нашей сказке? Кто из героев нашей сказки вам больше всего понравился? Каким бы вы его нарисовали?

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.
3 этап.«Составь рассказ по картинкам»Игровая задача: расшифровать нарисованное письмо.

Дидактическая задача: отработка механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

Мотивация: ребята, жители Африки прислали нам письмо, но так как они не умеют писать, они его нарисовали.Постановка цели: давайте попробуем понять, что они хотели сказать нам.Внимательно рассмотрите картинку и подумайте, что на ней изображено. Затем рассмотрите вторую картинку, и так далее.

Практическая деятельность: расскажите, что вы видите на этих картинках, что хотели сказать нам жители Африки? Как еще можно понять эту картинку? Могут ли картинки поменяться местами? Что произойдет, если картинки перепутаются?

Умеют анализировать процесс, выделять его части и составлять правило, выполняют самостоятельное поэлементное планирование и могут сравнить свои результаты с образцом, выделить ошибку, если она есть и исправить ее.

Литература

  1. Петерина С.В. − Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. − М: Просвещение,1986 − 96 с.
  2. Эльконин Д.Б. Психология развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. − М.: Академия, 2001. − 144 с.

Электронные ресурсы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.edunor.ru/images/dokumenty/fgos_do/Prikaz_Minobr_RF_1155_FGOSDO.pdf (дата обращения: 17.04.2015).

 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=116 (дата обращения: 17.04.2015)

 

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, среднее: 4,75 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*