Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО

imagesВ настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту, утверждённому приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 554н, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности дошкольной образовательной организации.

ИКТ в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах применения для совершенствования деятельности педагогов образовательных организаций (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации собственного педагогического опыта широкой аудитории.

Выделим направления использования ИКТ в системе деятельности ДОО:

– использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

– использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

– использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО не предусматривает обучения воспитанников основам школьной информатики и вычислительной техники.

Это, прежде всего:
– преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
– создание новых средств для развития детей;
– использование новой наглядности.

Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности ДОО, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. Что способствует:

  • • систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса;
  • • разработке и апробации технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • • расширению использования компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • • созданию банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОО;
  • • созданию комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОО.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

  • • даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • • позволяют увеличить восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстративного материала;
  • • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребёнок – педагог;
  • • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
  • • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • • предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование ИКТ позволяет развивать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, на практике овладевать способами работы и обмена информацией с помощью современных технических средств.

Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счёт концентрации внимания на зрительных образах. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Их сознание способно воспринимать достаточно большой объём визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов. Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс на основе зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео) и осязательного (клавиатура, интерактивная доска) восприятия.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа-занятий с применением мультимедийных презентаций. Она даёт возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

На данный момент в нашем ДОУ апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Мы применяем в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социальное развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
• развивать память и концентрацию внимания, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе;
• развивать высшие психические функции – внимание, память, словесно-логическое мышление, эмоционально-волевую сферу дошкольников;

В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, созданных воспитателями самостоятельно и заимствованных из сети Интернет, такие как «Спички детям не игрушка», «Измерительные приборы», «Правила безопасного поведения», «Три сигнала светофора», «Животный мир Африки», «Насекомые», «Зимушка-зима» и др. Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается. Результаты проведённых занятий с применением мультимедийных презентаций, дают положительную динамику развития детей.

Воспитанники группы компенсирующей направленности с удовольствием индивидуально занимаются с учителем-логопедом по компьютерной программе «Игры для Тигры». К сожалению, не все дети имеют возможность заниматься на компьютере дома, поэтому на компьютерных занятиях в детском саду они помимо основной (образовательной) коррекционно-речевой деятельности знакомятся и осваивают компьютер, учатся обращаться с ноутбуком. Однако при организации работы ребёнка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме, следует руководствоваться инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 №65/27-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение мы отдаём небольшим по объёму играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Мы считаем, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе с педагогами включает в себя: изучение информационно-методических писем Минобразования РФ и других нормативных документов; проведение обучающих семинаров-практикумов с педагогами по формированию информационной компетентности и овладению ИКТ; для детального изучения содержания образовательной деятельности с учётом требований ФГОС ДО, организацию семинаров-практикумов по реализации всех пяти образовательных областей и необходимости взаимодействия специалистов сопровождения с педагогами, а так же просмотр презентаций «Взгляд на программу «Радуга» через призму ФГОС ДО»; для повышения педагогической компетентности, организацию видео-сеансов обучающих семинаров по введению ФГОС ДО (Интервью с А.Г. Асмоловым; просмотр материалов Всероссийской конференции по обсуждению моделей организации дошкольного образования, механизмов внедрения ФГОС ДО; докладов А.Г.Асмолова, Е.Е.Кравцовой, Т.В.Волосовец, Ю.В.Смирновой; вебинаров по обсуждению проекта профессионального стандарта педагога; видео презентаций и вебинаров по программе «Радуга»); организацию методических мероприятий с использованием мультимедийных презентаций; проведение тестирования «Знаете ли Вы ФГОС ДО?», анкетирования и деловых игр «Что я знаю о стандарте дошкольного образования», «Умники и умницы. А на сколько Вы хорошо знаете игры В.В.Воскобовича?» посредством мультимедиа; ведение документации (планирование, отчётность, аттестация); распространение и внедрение педагогического опыта; изучение материалов по аттестации педагогических кадров и др. Для демонстрации умения педагогов работать в программе Рower Рoint ежегодно на итоговом педсовете предлагаем презентацию анализа работы за год, а также провели педагогический совет-конференцию по обмену опытом «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников», где каждый педагог наглядно мог продемонстрировать свои наработки.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОО с родителями – это внедрение методов активизирующего общения, демонстрация успехов и достижений как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом. Используемые нами формы: страница на сайте МБОУ «СШ №3 г.Вельска»; презентация организации работы ДОУ на общих родительских собраниях и каждой конкретной группы (на групповых), презентация успехов детей; закрытая группа «Радуга» в социальной сети (в Контакте), где происходит информирование родителей о мероприятиях, планируемых в ДОУ, обсуждение успехов того или иного мероприятия, обмен опытом и взглядами на конкретные темы, предложенные к обсуждению как родителями, так и педагогами. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать родительские собрания более интересными и информативными. Благодаря мультимедийным презентациям, педагоги имеют возможность представить в ходе группового родительского собрания не только основные теоретические сведения, но и наглядно продемонстрировать фрагменты организованной и самостоятельной детской деятельности, проведённых мероприятий в группе и ДОУ.

Безусловно, у нас имеются и трудности в применении информационно-коммуникационных технологий: во-первых, не все педагоги достаточно хорошо освоили компьютер (курсовую подготовку по ИКТ при АО ИОО прошли руководитель и старший воспитатель, двое педагогов обучались в учебном центре ООО «Вектор» г. Вельска, остальные осваивают компьютер самостоятельно), во-вторых, недостаточно лицензионных программ для осуществления деятельности, в-третьих, слабая материально-техническая база (нет интерактивного оборудования, группы не оснащены компьютерами или ноутбуками, педагоги работают на личных). Но мы стремимся к преодолению данного рода трудностей, поскольку, чтоб «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе даёт нам следующие возможности:
• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, даёт возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества
обучения детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Тесный контакт в цепи педагог–ребёнок–родитель.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно
экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п., развития
творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов
информации в текстовой и образной форме.

Таким образом, использование ИКТ в ДОО является обогащающим и преобразующим фактором. Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций. Компьютерные игровые и обучающие технологии применяются в соответствии с психофизическими возможностями ребёнка дошкольника.

Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.М.: ТЦ Сфера – 2014.
2. Березкина А.В. Организация конкурса мультимедийных презентаций в ДОО// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2014. – №12. – с. 24–28.
3. Ерыкова Н.А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2014. – №5. – с. 48-55.
4. Информационно-методические письма Минобразования №65/27.16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», и №75 3/23 «Об информатизации дошкольного образования в России».
5. Кулаева А.В., Хохлова Л.А. ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2014. – №10. – с. 12-19.
6. [Электронный ресурс]- Режим доступа: detsad52.ucoz.ru

Алфёрова Ирина Валентиновна, старший воспитатель МБОУ «СШ №3 г. Вельска», структурного подразделения «Детский сад №61 «Родничок»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*