РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
базовый уровень,5 класс, ФГОС
(авторская, под ред. Б. М. Неменского,
1 час в неделю,34 часа за год).
Составитель:
Ефимова Ольга Петровна
учитель ИЗО и черчения
МАОУ СОШ №43 г Улан-Удэ
Среднее специальное образование.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «_1» сентября 201_ г.
Программа разработана на основе
программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»
(под руководством Б.М. Неменского); Москва «Просвещение», 2013
2015 – 2016 учебный год
Тип программы: общеобразовательная
Программа составлена на основании:
Программа обсуждена на заседании МО учителей_________________________________
«__» ________2015 г
Одобрена методическим советом «__»_______2015г
Председатель : ____________
(подпись, ФИО)
Статус документа
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (2013 год издания).
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта . (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.
Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса — первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, городецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально – пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно – прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов (НРК).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик — зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик — художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные содержательные линии предмета
В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Формы контроля уровня обученности:
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики — конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
— Активность участия.
— Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
— Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
— Самостоятельность.
— Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
— Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
— Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
— Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
«отлично» — работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
«хорошо» — работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
«удовлетворительно»- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
«неудовлетворительно»- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Учебно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Учебно-тематический план по изобразительному искусству
5 класс.
№ | Наименование разделов | Всего
часов |
В том числе на: | ||
теоретические | лабораторно-практические | контрольные
работы |
|||
1 | Вводный урок | 1час | 1 | ||
2 | «Древние корни народного искусства» | 9 часов | 2 | 5 | 1 |
3 | «Связь времен в народном искусстве» | 7 часов | 2 | 4 | 1 |
4 | Декор, человек, общество, время | 10 часов | 2 | 5 | 1 |
5 | Декоративное искусство в современном мире | 8 часов | 3 | 6 | — |
6 | Резерв | 1 час | 1 | 2 | |
ИТОГО | 35 | 10 | 20 | 4 |
III. Содержание тем курса
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-34 часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно — прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
1). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
2). Декор русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
3). Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
4). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
5). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
6). Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.
7). Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?
Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.
8) Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.
3). Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
4)Синие цветы Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
6)Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
7)Истоки Городца. Роспись разделочных досок.
Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.
Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
4)Легенды и мифы Древней Греции.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
5)Греческая керамика. Живопись на вазах.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
6)Одежда говорит о человеке.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.
10)Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время» (практика).
Тема IV четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
1)Народная праздничная одежда.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и
Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.
Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.
Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
4)Эскиз русского народного костюма.
Создание эскизов народного праздничного костюма
5)Эскиз русского народного костюма.
Создание эскизов народного праздничного костюма
6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.
Народные традиции и праздники. Изготовление панно
7)Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа.
Народные традиции и праздники. Изготовление панно
8)Человек и мода.
Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.
9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).
IV.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
По программе Б.М. Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Тема | Класс | Дата | Вид контроля
(практическая работа) |
Характеристика видов деятельности учащихся ууд | Планируемые результаты | |||
план | факт | ||||||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I четверть: «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» | |||||||||
1 |
Древние образы в народном искусствеУрок открытия новых знаний |
5а 5б 5в
|
сентябрь | Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь и др.). Группа гл. художника выполняет фризовую компо-зицию «Деревенский пейзаж». Гуашь или акварель. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконичность и вырази-тельную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анали-зировать декоративные решения тради-ционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоратив-но-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
Личностные:
познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства; формирование целост-ного мировоззрения, учи-тывающего культурное, языковое, духовное много-образие современного мира; формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать народное декоратив-но-прикладное искусство; умение объективно оце-нивать собственную художе-ственную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников; формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудро-сти;
|
|||
2 |
Древние образы в народном искусстве
Комбинированный урок
|
5а
5б 5в |
сентябрь | Изобретение способов изображения первоэлементов древней славянской мифологии – воды и огня, импровизация на тему древних образов в орнаменте для оконных ставен или наличников. Гуашь. | |||||
3 | Убранство (Декор )русской избы
(старт творческого проекта) |
5а 5б 5в
|
сентябрь | Работа в паре над украше-ниями элементов избы (фрон-тон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными зна-ками, растит. и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Включение русских изб в коллективную работу «Вот моя деревня». Цветная бумага, ножницы, клей. |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного кресть-янского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
4 | Дом-космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище.
Урок закрепления новых знаний.
|
ссс | Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
Метапредметные:
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; умение организовывать свое рабочее место, учебное сотрудничество и совмест-ную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать пра-вильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения; Предметные: умение объяснять глу-бинные смыслы основных знаков-символов традицион-ного крестьянского приклад-ного искусства, умение различать деко-ративные решения традици-онных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, создание декоративно-обобщенных изображений на основе традиционных обра-зов, выстраивая их в орна-ментальные композиции; умение раскрывать сим-волическое значение, содержа-тельный смысл знаков-образов в декоративном убранстве |
|||||
5 | Внутренний мир русской избы
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
сентябрь | Работа над рисунком по теме «В русской избе»: изображе-ние внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского инте-рьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); выбор композиции, акварельный подмалевок. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
||||
6 | Конструкция и декор предметов народного быта
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
октябрь | Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.); украшение орнаментом предметов труда (прялок).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
|
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
7 | Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
октябрь | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица и т. д.) |
избы, предметов быта, одежды;
выявление в произведе-ниях народного декоративно-прикладного искусства связи конструктивных, декоратив-ных, изобразит-х элементов; изображение выразитель-ных форм предметов кресть-янского быта, одежды и их украшение; выделение величиной, вы-разительным контуром рисун-ка, цветом главный мотив орнамента (мать-земля, древо жизни, птица); соотносение декора избы, праздничного костюма с ми-ровоззрением наших предков; создание эскизов дере-вянной избы, предметов и вещей народного быта, празд-ничного костюма с опорой на народную традицию. |
|||
8 |
Народный праздничный костюм
Комбиниро-ванный урок |
5а
5б 5в |
октябрь | Создание эскиза народного праздничного костюма разных регионов (или народов) России с использованием различных техник и мате-риалов: 1в — женский костюм, 2в — мужской костюм.
Включение эскизов праздничных костюмов в коллективную композицию «Народные праздничные обряды» |
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
Соотносить декор женского празднич-ного костюма с мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма. Создавать эскизы народного праздничного костюма на примере северо-русского или южнорусского костюмов. |
||||
9 | Народные праздничные обряды
Урок-праздник |
5а
5б 5в |
октябрь | Обобщение темы четверти. Завершение коллективного творческого проекта «Народ-ные праздничные обряды» (индивидуально-коллективная работа), импровизация на тему народных праздничных гуля-ний; раскрытие символическо-го значения обрядового дей-ства на примере одного из ка-лендарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору). | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического).
Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, разыгрывать народные песни, обрядовые действия. Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. Находить единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности в произведениях народного искусства. |
Личностные:
формирование коммуни-кативной компетентности в процессе создания атмосферы праздника; освоение художественного наследия народов России в творческой деятельности. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметные: формирование предста-влений о празднике как синтезе всех видов творчества (изобразительного, музыкаль-ного, устно-поэтического). восприятие произведений народного искусства в единстве конструктивной, декоративной и изобра-зительной деятельности. |
|||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
II четверть: «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» | |||||||||
9 |
Древние образы в современных народных игрушках
Урок открытия новых знаний |
5а
5б 5в |
ноябрь | Создание своего образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Пластилин или глина.
|
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
Личностные:
познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства; формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать народное декоратив-но-прикладное искусство; умение объективно оце-нивать собственную художе-ственную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников; формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудро-сти;
|
|||
10 | Искусство Гжели
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
ноябрь | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги (или используя для этого обклеенную | Эмоционально воспринимать, выра-жать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведе- |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
пластилином баночку); украшение плоской (вырезанной из бумаги) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью. Гуашь, кисти, бумага.
|
ниях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобра-зительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кисте-вого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы |
умение выражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведе-ниям народных промыслов: гжельской керамики, горо-децкой и хохломской росписи по дереву, жостовской рос-писи по металлу и др.
Метапредметные: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать пра-вильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения; Предметные: сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов; осуществление собствен-ного художественного замыс-ла, связанного с созданием выразительной формы игруш-ки, посуды или предмета быта и украшением ее декоративной |
|||||||
11
|
Городецкая роспись
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
ноябрь | Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами городецкой росписи. Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять харак-терные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоратив-ными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. |
||||
12 | Хохлома
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
декабрь | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последователь-ности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предвари-тельно тонируется желто-охристым цветом. Гуашь. | Эмоционально воспринимать, выра-жать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохлом-ской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
13 | Жостово. Роспись по металлу
Комбинированный урок |
5а
5б 5в |
декабрь | Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент росписи в живо-писной импровизационной манере Жостова |
росписью в традиции одного из промыслов;
освоение характерных для того или иного промысла основных элементов народ-ного орнамента и особенностей цветового строя; освоение различных прие-мов кистевой росписи: гжельского «мазка с тенями», отточенной линейной горо-децкой и свободной хохлом-ской росписи, графической орнаментики мезенской рос-писи, жостовской живописной импровизации; создание композиции росписи в традиции одного из промыслов в процессе практи-ческой творческой работы; осознание нерасторжимой связи конструктивных, деко-ративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; выявление общего и особенного в художеств. произведениях. |
|||
14-15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Комбиниро-ванный урок |
5а
5б
5в |
декабрь | 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги. Карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цве-тная бумага, ножницы, клей. |
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.
Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию или ее фраг-мент в традиции мезенской росписи. |
||||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Выставка-ярмарка |
5а
5б 5в |
декабрь | Выставка-ярмарка детских творческих работ «По моти-вам народных промыслов», обобщение знаний о народных промыслах России.
Задание: участие в высту-плениях поисковых групп, в занимательной экскурсии по импровизированной ярмарке, в систематизации зрительного |
Участвовать в отчете поисковых групп по сбору материала, в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей. Объяснять важность сохранения худо-жественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в художественных произведениях, |
Личностные:
формирование художе-ственного вкуса; умение объективно оце-нивать собственную художе-ственную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников; формирование коммуни-кативной компетентности в |
|||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
16 | материала по опреде-ленному признаку. | Различать и называть произведения ведущих центров народных художествен. промыслов. | общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные: участие в презентации выставочных работ; умение оценивать и ана-лизировать свои творческие работы и работы своих товарищей. Предметные: осознание важности сохра-нения художественных про-мыслов в соврем. условиях, узнавание произведений ведущих центров народных художественных промыслов. |
||||||
III четверть: «ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» | |||||||||
17 | Зачем людям украшения
Урок открытия новых знаний |
5а 5б 5в |
январь | Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобран-ного по теме.
Рисование эскизов ювелирных украшений Древнего Египта |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. |
Личностные:
формирование художест-венного вкуса; умение объективно оцени-вать собственную художеств. деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; Метапредметные: формирование коммуника-тивной компетентности через участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
|
|||
18 | Декор и положение человека в обществе
Комбиниро-ванный урок |
5а
5б 5в |
январь
|
Изображение деталей жен. и муж. костюма, украшений или аксессуаров для людей разных социальных групп в Древнем | Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ, а также единство материалов, формы и декора. | ||||
|
Китае или Японии (индиви-дуально-коллективная работа). | Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Китая и Японии.
Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Китая. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
Предметные:
умение объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ; выявление связи констру-ктивных, декоративных и изобразительных элементов в произведениях ДПИ; создание эскизов украше-ний по мотивам декоративно-прикладного искусства Древ-него Египта или Китая. |
||||||
19 | Одежда говорит о человеке
Творческий проект (6 часов) |
5а
5б 5в |
январь | Поэтапное выполнение кол-лективного панно «Бал во дворце» или «Улицы средне-векового города»:
1-й урок – подготовка основы для коллективной работы (интерьер дворца или средневековая улица) |
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, груп-повой, коллективной формах деятельно-сти, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
Личностные:
формирование коммуни-кативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной фор-мах деятельности, связанной с созданием творческой работы; Метапредметные: участие в поисковой деяте-льности, в подборе зритель-ного материала по теме; Предметные: соотнесение образного строя одежды с положением ее владельца в обществе, умение цветом, формой, пластикой линий передавать стилевое единство декора-тивного решения интерьера, предметов быта и одежды. |
|||
20
21 |
5а
5б 5в |
февраль | 2-3-й уроки – Творческая мастерская «Дизайн истори-ческого костюма» — создание женского и мужского образа; | ||||||
22
23
24 |
5а
5б
5в |
Февраль-март | 4-5-й – завершение коллек — тивного панно: доработка де-талей костюмов, изображе-ние мебели и предметов интерьера;
6-й – защита работы (сочин-е рассказа или сказки о жизни в средневековом городе). |
||||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
25 | О чем рас-сказывают гербы и эмблемы
Комбиниро-ванный урок |
5а
5б
5в |
мартмарт | 1. Изобретение геральдиче-ских элементов для своего герба (эмблемы)
2. Рисование (или рельефная лепка) герба семьи, эмблемы класса или школы. |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконич-ности и обобщенности изображения и цветового решения. |
Личностные:
формирование коммуни-кативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной фор-мах деятельности, связанной с созданием творческой работы; принятие мультикультур-ной картины мира; осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное отношение к членам своей семьи. Метапредметные: участие в поисковой деяте-льности, в подборе зритель-ного материала по теме. обобщение и системати-зация изученного материала. Предметные: определение символичес-ких элементов герба, пони-мание смыслового значения изобразительно-декоративных элементов в гербах различных городов; нахождение связи конст-руктивного, декоративного и изобразительного элементов; создание декоративной композиции герба или эмблемы; понимание и использова-ние в речи новых худо-жественных терминов. |
|||
26 | Роль деко-ративного искусства в жизни человека и общества
Урок-игра |
5а
5б 5в |
март | Обобщение темы четверти. Итоговая игра-викторина с использованием аналитиче-ски-творческих заданий для групп: рассмотреть костюмы и определить их владельцев, систематизировать зритель-ный материал, увидеть неточности, допущенные художником. | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный срой с владельцем. Использовать в речи новые художественные термины. |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
IV четверть: «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» | |||||||||
27 | Современное выставочное декоративное искусство |
5а 5б 5в
|
апрель | 1.Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, уча-стие в диалоге, связанном с выявлением отличий совре-менного декоративного искус-ства от народного тради-ционного, с осознанием роли выразительных средств в соз-дании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала». Понятие «проект» | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности. Использовать в речи новых терминов, связанных с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
|
Личностные:
познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства; формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать современное декора-тивно-прикладное искусство; умение объективно оце-нивать собственную художе-ственную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников; формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятель-ности; умение выражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведе-ниям ДПИ. Метапредметные: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать инд-но и в группе; |
|||
28 | Современное выставочное декоративное искусство |
5а 5б 5в
|
апрель |
2. Разработка проекта коллективного декоративного панно (или декоративного изделия) для украшения интерьера школы с исполь-зованием традиционных образов народного искусства: древа жизни, матери-земли, птицы, коня (оленя), северных мотивов, их интерпретация.
Выполнение эскиза. |
|||||
29 30 31 32
33 |
Ты сам – мастер (творческий проект) |
5а
|
апрель | Выполнение индивидуаль-ного проекта (например, рос-пись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно) | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
||||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
5б
5в |
май
май |
1-й урок — выбор материала, деление на модули, подготов-ка шаблонов и т.д.; 2-3-й уроки – поэтапная реа-лизация проекта; 4-й урок – завершение про-екта в деталях; 5-й урок – защита проектов |
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
Предметные: осуществление собствен-ного художественного замыс-ла, связанного с созданием декоративного панно для украшения школы; умение различать по материалам, технике исполне-ния, характерным особенно-стям художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.; создание эскизов коллек-тивных панно, витражей, коллажей, др. декоративных украшений интерьеров школы. применение принципов декоративного обобщения в процессе выполнения практи-ческой творческой работы. овладение практическими навыками выразительного использования формы, объе-ма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале декоративных композиций. выявление отличий совре-менного декоративно-прикла-дного искусства от традици-онного народного искусства. |
|||||
34
35 |
Значение декоративного искусства в жизни людей | 5а
5б 5в
|
май | Обобщение темы четверти, подведение итогов года | Выявлять и называть характерные особенности собственной декоративной работы.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведении декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. |
||||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 г. № 822).
Дополнительные пособия для учителя:
Дополнительные пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008г.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
|
Название ресурса | Ссылка | Краткая
аннотация |
1 | Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
|
http://kidz-art.narod.ru/
|
Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей — бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ. |
2 | Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка |
http://www.newart.ru/
|
Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей. |
3 | Звезды нового века
Галерея детского творчества
|
http://www.znv.ru/
|
В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст — 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях. |
4 | Галерея детского рисунка
|
http://www.rndavia.ru/gallery/ | Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
|
5 | Газета Искусство
|
http://art.1september.ru/index.php
|
Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы. |
6 | Искусство в школе
|
http://art-in-school.narod.ru/
|
Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах. |
7 | Искусство и образование
|
http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00
|
Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники. |
8 | Изобразительное искусство в школе
|
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00
|
Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы. |
КИМы по изобразительному искусству
Диагностический тест.
Для определения готовности ученика к освоению творческих операций, проводится двойное выполнение однотипных заданий: в первом случае задание выполняется без подсказки принципов решения данного задания “творчески”, а во втором — подсказываются пути творческого решения.
Ученика просят дополнить набор элементов (две прямые линии, полукруг, треугольник без одной стороны, прямоугольник без одной стороны, наклонную линию и точку) до полных, осмысленных фигур. Во втором, третьем классе — подписать их названия.
После выполнения первого задания делается его разбор. Ученикам говорят, что при творческом решении его учитываются следующие показатели:
а/ “выход” за пределы элементов, когда они становятся основанием ассоциативной комбинации, целостной картины;
б/ рисунки разнообразны, относятся к разным категориям;
в/ под ними стоят оригинальные подписи (в старших классах).
Затем учащимся предлагается повторить задание новых элементов с учетом сказанного.
Показателем служит легкость смены стиля выполнения задания. Выполнение его на прежней основе или более худшее по сравнению с первым, показатель низкой обучаемости.
Задание позволяет выявить и специфические проявления обучаемости – адекватность реакции на один из каких-либо компонентов инструкции. Например, после инструкции ребёнок даёт разнообразие рисунков, не обращая внимания на другие показатели творчества. Сопоставление выполнения заданий 6 и 7 типов, даёт основание для суждения о том, какой уровень стимуляции необходим ученику.
Некоторые ученики выполняют творчески только самое первое задание — рисунки типа чашечек. Другие — только самые сложные, т. е. такие, когда заранее программируется творческое решение, а чашечки рисуют формально, небрежно.
Это даёт основание педагогу судить о том, какого типа задания наиболее подходят конкретному ученику.
Контрольная работа №1
Компетентностно-ориентированное задание
к уроку ««Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Ф.И. |
Задание
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев их впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись Гжель.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
Название промысла | Географическое положение | Материал | Изделия | Цвет | Мотивы росписи |
|
«……………. называют родиной и колыбелью русской керамики.
Гжельская керамика – это ………………. и гончарные изделия, вырабатываемые и сейчас на керамических производствах в селениях …………………… .
Мастера Гжели изготавливают ………….., ………………., …………….., ……………., ……………….., а также квасники, супницы, блюда, тарелки.
Изделия, покрытые ……………. глазурью, расписаны …………………. и ……………… красками. Это пышные садовые ……………, крупные ………………, фантастические ……………, полевые …………… и …………..….. . Красота рождается под кистью художника, и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий кобальт».
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ТАБЛИЦЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД