Рабочая программа Неменского учебного предмета «Изобразительное искусство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного   предмета «Изобразительное искусство»

базовый уровень,5 класс, ФГОС

(авторская, под ред.  Б. М. Неменского,

1 час в неделю,34 часа за год).

 

Составитель:

Ефимова Ольга Петровна

учитель ИЗО и черчения

МАОУ СОШ №43   г Улан-Удэ

Среднее специальное образование.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «_1» сентября  201_ г.

 

Программа разработана на основе

программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство»

(под руководством Б.М. Неменского); Москва «Просвещение», 2013

2015 – 2016 учебный год


Тип программы: общеобразовательная

 

Программа составлена на основании:

 

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации утвержденного Приказом Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010г.;
  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312)
  3. Методическое письмо Министерства Образования РБ
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
  6. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
  7. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декаративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс/ под ред. Б.М. Неменского .- 3 изд.- М.: Просвещение, 2010.

 

 

Программа обсуждена на заседании МО учителей_________________________________

«__»  ________2015 г

 

 

Одобрена методическим советом             «__»_______2015г

 

 

Председатель  : ____________

(подпись, ФИО)

 

 

  1. I. Пояснительная записка

Статус документа

Данная  рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ  Б. М. Неменского (2013 год издания).

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта . (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.

Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Программа «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса –  первый год обучения основной школы, она  строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

В содержании уроков входит  составление декоративной композиции  традиционных мотивов гжельской, хохломской, городецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм  работ и выполнение художественно-творческих  проектов,   позволяет развивать  творческое воображение  и художественно-образное  мышление учащихся и   повысить мотивацию обучения.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально – пространственных искусств на виды:  изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно – прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов (НРК).

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

 

Основные содержательные линии  предмета

В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

 

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

 

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

 

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

 

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) .

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

 

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

 

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

 

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

 

Заключительный контроль. Методы диагностики –  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль
  2. самоконтроль
  3. взаимоконтроль учащихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

– Активность участия.

– Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

– Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

– Самостоятельность.

– Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

– Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

– Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

– Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

“отлично” –  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.

“хорошо”  – работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

“удовлетворительно”- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

“неудовлетворительно”- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

 

 

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  5 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского,  Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа.

 

  1. II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

 

Учебно-тематический план по изобразительному искусству     

5  класс.

 

Наименование разделов Всего

часов

В том числе на:
теоретические лабораторно-практические контрольные

работы

1 Вводный урок 1час 1
2 «Древние корни народного искусства» 9 часов 2 5 1
3 «Связь времен в народном искусстве» 7 часов 2 4 1
4 Декор, человек, общество, время 10 часов 2 5 1
5 Декоративное искусство в современном мире 8 часов 3 6
6 Резерв 1 час 1 2
ИТОГО   35 10 20 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   Содержание тем  курса

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-34 часов

 

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно – прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

 

1). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

2). Декор русской избы.

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы   России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

3). Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).

4). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

5). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

6). Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

7). Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

 

Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

  • Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

 

  • Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

3). Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

4)Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

  • Жостовские букеты.

Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.

6)Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

7)Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

        Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.

Природные        мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

 

 

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.     Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

 

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

 

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

 

2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

 

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

 

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

 

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

 

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

 

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.

 

10)Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время» (практика).

 

 

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

 

1)Народная праздничная одежда.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

 

2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

 

3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

 

4)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма

5)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма

 

6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

 

7)Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

 

8)Человек и мода.

Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

 

9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

                                   Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

По программе Б.М. Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п Тема Класс Дата Вид контроля

(практическая работа)

Характеристика видов деятельности учащихся ууд Планируемые результаты
план факт
1

2

3 4 5 6 7 8
I четверть: «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»
1

Древние образы в народном искусстве

Урок открытия новых знаний

 

 

сентябрь Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышив­ки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь и др.). Группа гл. художника выполняет фризовую компо-зицию «Деревенский пейзаж». Гуашь или акварель. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконичность и вырази-тельную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анали-зировать декоративные решения тради-ционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоратив-но-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Личностные:

познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства;

формирование целост-ного мировоззрения, учи-тывающего культурное, языковое, духовное много-образие современного мира;

формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать народное декоратив-но-прикладное искусство;

умение объективно оце-нивать собственную художе-ст­венную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников;

формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной   мудро-сти;

 

2

Древние образы в народном искусстве

 

Комбинированный урок

 

сентябрь Изобретение способов изображения первоэлементов древней славянской мифологии – воды и огня,  импровизация на тему древних образов в орнаменте для оконных ставен или наличников. Гуашь.
3 Убранство (Декор )русской избы

 

(старт творческого проекта)

 

 

сентябрь Работа в паре над украше-ниями эле­ментов избы (фрон-тон, наличники, причелина, лобовая
доска) солярными зна-ками, растит. и зооморф­ными мотивами, геометрическими  элементами, выстра­ивание их в орнаментальную композицию. Включение русских изб в коллективную работу «Вот моя деревня».  Цветная бумага, ножницы, клей.
Понимать и объяснять целост­ность образного строя традиционного кресть-янского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значе­ние, содержательный смысл знаков-об­разов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать от­дельные детали декоративного убран­ства избы как проявление конструктив­ной, декоративной и изобразительной деятельности.

1

2

3 4 5 6 7 8
4 Дом-космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище.

Урок закрепления новых знаний.

 

ссс Находить общее и различное в  образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоратив­ного обобщения в изображении.

Метапредметные:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

умение организовывать свое рабочее место, учебное сотрудничество и совмест-ную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

умение оценивать пра-вильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения;

Предметные:

умение объяснять глу-бинные смыслы основных знаков-символов традицион-ного крестьянского приклад-ного искусства,

умение различать деко-ративные решения традици-онных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву,

создание декоративно-обобщенных изображений на основе традиционных обра-зов, выстраивая их в орна-ментальные композиции;

умение раскрывать сим-волическое значе­ние, содержа-тельный смысл знаков-об­разов в декоративном убранстве

5 Внутренний мир русской избы

 

Комбинированный урок

сентябрь Работа над рисун­ком по теме «В русской избе»:  изображе-ние внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского инте-рьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); выбор композиции, ак­варельный подмалевок. Сравнивать и называть конструк­тивные декоративные элементы устрой­ства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерь­еры крестьянских жилищ у разных на­родов, находить в них черты нацио­нального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

6 Конструкция и декор предметов народного быта

Комбинированный урок

октябрь Выполнение эскиза декора­тивного убранства предметов крестьян­ского быта (ковш, прялка, валек и т. д.); украшение орнаментом предметов труда (прялок).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварель­ная заливка или сангиной разных от­тенков), кисть, бумага.

 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре тра­диционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только ук­рашение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свой­ственные народным мастерам-умель­цам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и укра­шать ее.

Выстраивать орнаментальную ком­позицию в соответствии с традицией народного искусства.

1

2

3 4 5 6 7 8
7 Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

 

Комбинированный урок

октябрь Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вы­шивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. Анализировать и понимать осо­бенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари­анты орнамента вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Выделять величиной, выразитель­ным контуром рисунка, цветом главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица и т. д.)

избы, предметов быта, одежды;

выявление в произведе-ниях народного декоративно-прикладного искусства связи конструктивных, деко­ратив-ных, изобразит-х элементов;

изображение  выразитель-ных форм предметов кресть-янского быта, одежды и их украшение;

выделение величиной, вы-разитель­ным контуром рисун-ка, цветом главный мотив орнамента (мать-земля, древо жизни, птица);

соотносение декора избы,  праздничного костюма с ми-ровоззрением на­ших предков;

создание эскизов дере-вянной избы, предметов и вещей народного быта, празд-ничного костюма  с опорой на народную тради­цию.

 

8

Народный праздничный костюм

 

Комбиниро-ванный урок

октябрь Создание эскиза народного праздничного костюма разных регионов (или народов) России с использованием различ­ных техник и мате-риалов: 1в – женский костюм, 2в – мужской костюм.

Включение эскизов праздничных костюмов в коллективную композицию «Народные праздничные обряды»

Понимать и анализировать образ­ный строй народного праздничного кос­тюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить декор женского празднич-ного костюма с мировоззрением на­ших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма на примере северо-русского или южнорусского костюмов.

9 Народные праздничные обряды

 

Урок-праздник

октябрь Обобщение темы четверти. Завершение коллективного творческого проекта «Народ-ные праздничные обряды» (индивидуально-коллективная работа), импровизация на тему народных праздничных гуля-ний; раскрытие символическо-го значения обрядового дей-ства на приме­ре одного из ка-лендарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).­ Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музы­кального, устно-поэтического).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать ат­мосферу праздничного действа, разыгрывать народные песни, обрядо­вые действия.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

Находить  единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятель­ности в произведениях народного искусства.

Личностные:

формирование коммуни-кативной компетентности в  процессе создания атмосферы праздника;

освоение художественного наследия народов России в творческой деятельности.

Метапредметные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

 

 

Предметные:

формирование предста-влений о празднике как  синтезе всех видов творчества (изобразительного, музы­каль-ного, устно-поэтического).

восприятие произведений народного искусства  в единстве конструктивной, декоративной и изобра-зительной деятель­ности.

1

2

3 4 5 6 7 8
II четверть: «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»
9

Древние образы в современных народных игрушках

 

Урок открытия новых знаний

ноябрь Создание  своего образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в тради­ции одного из промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Пластилин или глина.

 

Размышлять, рассуждать об исто­ках возникновения современной народ­ной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на на­родные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элемен­ты народного орнамента и особеннос­ти цветового строя.

Личностные:

познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства;

формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать народное декоратив-но-прикладное искусство;

умение объективно оце-нивать собственную художе-ст­венную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников;

формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной   мудро-сти;

 

10 Искусство Гжели

Комбинированный урок

ноябрь Изображение выразитель­ной посудной формы с характерны­ми деталями (носик, ручка, крышеч­ка) на листе бумаги (или используя для этого обклеенную Эмоционально воспринимать, вы­ра-жать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произ­веде-

1

2

3 4 5 6 7 8
 пластили­ном баночку); украшение плоской (выре­занной из бумаги) или объемной (основа — ба­ночка) формы нарядной гжельской росписью. Гуашь, кисти, бумага.

 

ниях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо­бра-зительных элементов, единство фор­мы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кисте-вого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы

умение вы­ражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведе-ниям народных промыслов: гжельской керамики, горо-децкой и хохломской росписи по дереву, жостовской рос-писи по металлу и др.

Метапредметные:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

умение оценивать пра-вильность выполнения учеб-ной задачи, собственные возможности ее решения;

Предметные:

сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произ­ведениях различных народных промыслов;

осуществление собствен-ного художе­ственного замыс-ла, связанного с созда­нием выразительной формы игруш-ки, посуды или предмета быта и украшением ее декоративной

11

 

Городецкая роспись

 

Комбинированный урок

ноябрь Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробоч­ка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами городецкой росписи. Гуашь, большие и ма­ленькие кисти, бумага, тонированная под дерево. Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять ха­рак-терные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоратив-ными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

12 Хохлома

 

Комбинированный урок

декабрь Изображение формы пред­мета и украшение его травным орна­ментом в последователь-ности, опреде­ленной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма пред­мета предвари-тельно тонируется жел­то-охристым цветом. Гуашь. Эмоционально воспринимать, вы­ра-жать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хох­лом-ской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

1

2

3 4 5 6 7 8
13 Жостово. Роспись по металлу

 

Комбинированный урок

декабрь Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включа­ющего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Гуашь, большие и ма­ленькие кисти, белая бумага.

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жос­товского письма.

Создавать фрагмент росписи в живо-писной импровизаци­онной манере Жостова

росписью в традиции одного из промыслов;

освоение характерных для того или иного промысла основных элемен­тов народ-ного орнамента и особеннос­тей  цветового строя;

освоение различных прие-мов кис­тевой росписи: гжельского «мазка с тенями», отточенной линейной горо-децкой и свободной хохлом-ской росписи, графи­ческой орнаментики мезенской рос-писи, жостовской живописной импровизации;

создание композиции росписи  в традиции одного из промыслов в процессе практи-ческой творческой работы;

осознание нерасторжимой связи конструктивных, деко-ративных и изо­бразительных элементов, единства фор­мы и декора в изделиях;

выявление общего и особенного в художеств. произведениях.

14-15 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

 

Комбиниро-ванный урок

 

 

 

 

декабрь 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного про­мысла.

2. Создание формы туеса (или ка­рандашницы) из плотной бумаги.

Карандаш, бумага; кар­тон, бумага коричневого тона, цве-тная бумага, ножницы, клей.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия масте­ров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные  особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графи­ческую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию или ее фраг-мент в традиции мезенской росписи.

16 Роль народных художественных промыслов в современной жизни

 

Выставка-ярмарка

декабрь Выставка-ярмарка детских  творческих работ «По моти-вам народных промыслов», обобщение знаний  о народных промыслах России.

Задание: участие в высту-плениях поисковых групп, в занимательной экскурсии по импровизированной ярмарке, в систематизации зритель­ного

Участвовать в отчете поисковых групп по сбору материала, в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Объяснять важность сохранения худо-жественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в художественных произведениях,

Личностные:

формирование художе-ственного вкуса;

умение объективно оце-нивать собственную художе-ст­венную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников;

формирование коммуни-кативной компетентности в

1

2

3 4 5 6 7 8
16 материала по опреде-ленному признаку. Различать и называть произведения ведущих центров народных художествен. промыслов.  общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные:

участие в презентации выставочных работ;

умение оценивать и  ана-лизировать свои творческие работы и работы своих товарищей.

Предметные:

осознание важности сохра-нения художественных про-мыслов в соврем. условиях,

узнавание произведений ведущих центров народных художественных промыслов.

III четверть: «ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ»
17 Зачем людям украше­ния

 

Урок открытия новых знаний

 

январь Рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобран-ного по теме.

Рисование эскизов ювелирных украшений Древнего Египта

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Личностные:

формирование художест-венного вкуса;

умение объективно оцени-вать собственную художеств. деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;

Метапредметные:

формирование коммуника-тивной компетентности через участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности,

умение соотносить свои действия с планируемыми  результатами.

 

18 Декор и положение человека в обществе

Комбиниро-ванный урок

январь

 

 

Изображение деталей жен. и муж. костюма, украшений или аксессуаров для людей разных социальных групп в Древнем Выявлять связь конструктивных, декоративных и изоб­разительных элементов в произведениях ДПИ, а также един­ство материалов, формы и декора.
 

 

Китае или Японии (индиви-дуально-коллективная работа).   Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Китая и Японии.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Китая.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.

 Предметные:

умение объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ;

выявление связи констру-ктивных, декоративных и изоб­разительных элементов в произведениях ДПИ;

создание эскизов украше-ний по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древ-него Египта или Китая.

19 Одежда говорит о человеке

 

 

Творческий проект

(6 часов)

 

январь Поэтапное выполнение  кол-лективного панно «Бал во дворце» или «Улицы средне-векового города»:

1-й урок – подготовка основы для коллективной работы (интерьер дворца или средневековая улица)

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в индивидуальной, груп-повой, коллективной формах дея­тельно-сти, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Личностные:

формирование коммуни-кативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной фор-мах деятельности, связанной с созданием творческой работы;

Метапредметные:

участие в поисковой деяте-льности, в подборе зритель-ного материала по теме;

Предметные:

соотнесение образного строя одежды с положением ее владельца в обществе,

умение цветом, формой, пластикой линий передавать стилевое единство декора-тивного решения интерьера, предметов быта и одежды.

20

 

21

февраль 2-3-й уроки –  Творческая мастерская «Дизайн истори-ческого костюма» – создание женского  и мужского образа;
22

 

23

 

24

 

 

 

Февраль-март 4-5-й – завершение коллек –  тивного панно: доработка де-талей костюмов,  изображе-ние мебели и предметов интерьера;

 

6-й – защита работы (сочин-е рассказа или сказки о жизни в средневековом городе).

1

2

3 4 5 6 7 8
25 О чем рас-сказывают гербы и эмблемы

 

Комбиниро-ванный урок

 

 

мартмарт 1. Изобретение геральдиче-ских элементов для своего герба (эмблемы)

2. Рисование (или рельефная лепка) герба семьи, эмблемы класса или школы.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их  при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконич-ности и обобщенности изображения и цветового решения.

Личностные:

формирование коммуни-кативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной фор-мах деятельности, связанной с созданием творческой работы;

принятие мультикультур-ной картины мира;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

участие в поисковой деяте-льности, в подборе зритель-ного материала по теме.

обобщение и системати-зация изученного материала.

Предметные:

определение символичес-ких элементов герба, пони-мание смыслового значения изобразительно-декоративных элемен­тов в гербах различных городов;

нахождение  связи конст-руктивного, декоративного и изобразительного элементов;

создание декоративной композиции герба или эмблемы;

понимание и использова-ние в речи новых худо-жественных терминов.

26 Роль деко-ративного искусства в жизни человека и общества

 

Урок-игра

март Обобщение темы четверти. Итоговая игра-викторина с использованием аналитиче-ски-творческих заданий для групп: рассмотреть костюмы и определить их владельцев, систематизировать зритель-ный материал, увидеть неточности, допущенные художником. Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный срой с владельцем.

Использовать в речи новые художественные термины.

1

2

3 4 5 6 7 8
IV четверть: «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
27 Современное выставочное декоративное искусство  

 

 

 

 

 

апрель 1.Восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, уча-стие в диалоге, связанном с выявлением отличий совре-менного декоративного искус-ства от народного тради-ционного, с осознанием роли выразительных средств в соз-дании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала». Понятие «проект» Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декора­тивного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности.

Использовать в речи новых терми­нов, связанных с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

Личностные:

познание мира через образы и формы декоратив-но-прикладного искусства;

формирование художе-ственного вкуса как способ-ности чувствовать и воспри-нимать современное  декора-тивно-прикладное искусство;

умение объективно оце-нивать собственную художе-ст­венную деятельность, срав-нивая ее с работой одно-классников;

формирование коммуни-кативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятель-ности;

умение вы­ражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведе-ниям ДПИ.

Метапредметные:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать инд-но и в группе;

28 Современное выставочное декоративное искусство  

 

 

 

 

 

апрель

2. Разработка проекта коллективного декоративного панно (или декоративного изделия) для украшения интерьера школы с исполь-зованием традиционных образов народного ис­кусства: древа жизни, матери-земли, птицы, коня (оленя), северных мотивов, их интерпретация.

Выполнение эскиза.

29 30 31 32

33

Ты сам – мастер (творческий проект)  

 

апрель Выполнение индивидуаль-ного проекта  (например, рос-пись кухонной доски) или  коллективная работа в конк­ретном материале  (плетение, коллаж, керами­ческий рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных твор­ческих замыслов (панно) Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

1

2

3 4 5 6 7

 

 

 

май

 

 

 

 

май

 

1-й урок – выбор материала, деление на модули, подготов-ка шаблонов и т.д.;

2-3-й уроки – поэтапная  реа-лизация проекта;

4-й урок – завершение про-екта в деталях;

5-й урок – защита проектов

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого — к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

Предметные:

осуществление собствен-ного художе­ственного замыс-ла, связанного с созда­нием декоративного панно для украшения школы;

умение различать по материалам, технике исполне-ния, характерным особенно-стям худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.;

создание эскизов коллек-тивных панно, витражей, колла­жей, др. декоративных украшений интерь­еров школы.

применение принципов декоративного обобщения в процессе выполнения практи-ческой творческой работы.

овладение практическими навыками выразительного использования формы, объе-ма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале декоративных композиций.

выявление отличий совре-менного декоративно-прикла-дного искусства от традици-онного народного искусства.

34

35

Значение декоративного искусства в жизни людей

 

май Обобщение темы четверти, подведение итогов года Выявлять и называть характерные особенности собственной декоратив­ной работы.

Высказываться по поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декора­тивного образа.

Находить и определять в произве­дении декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные с декоративно-прикладным искусством.

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014  г. № 822).

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2005
  • Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

 

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2015 г.;
  2. Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова
  3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
  4. О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
  5. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.
  6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

 

Дополнительные пособия для учащихся:

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008г.

 

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

 

 

 

Название ресурса Ссылка Краткая

аннотация

1 Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков

 

http://kidz-art.narod.ru/

 

Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей – бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/

 

Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века

Галерея детского творчества

 

http://www.znv.ru/

 

В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст – 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка

 

http://www.rndavia.ru/gallery/ Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).

 

5 Газета Искусство

 

http://art.1september.ru/index.php

 

      Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе

 

http://art-in-school.narod.ru/

 

Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование

 

http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00

 

Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе

 

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

 

      Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.

 

 

КИМы по изобразительному искусству

Диагностический тест.

 

Для определения готовности ученика к освоению творческих операций, проводится двойное выполнение однотипных заданий: в первом случае задание выполняется без подсказки принципов решения данного задания “творчески”, а во втором – подсказываются пути творческого решения.

Ученика просят дополнить набор элементов (две прямые линии, полукруг, треугольник без одной стороны, прямоугольник без одной стороны, наклонную линию и точку) до полных, осмысленных фигур. Во втором, третьем классе – подписать их названия.

После выполнения первого задания делается его разбор. Ученикам говорят, что при творческом решении его учитываются следующие показатели:

а/ “выход” за пределы элементов, когда они становятся основанием ассоциативной комбинации, целостной картины;

б/ рисунки разнообразны, относятся к разным категориям;

в/ под ними стоят оригинальные подписи (в старших классах).

Затем учащимся предлагается повторить задание новых элементов с учетом сказанного.

Показателем служит легкость смены стиля выполнения задания. Выполнение его на прежней основе или более худшее по сравнению с первым, показатель низкой обучаемости.

Задание позволяет выявить и специфические проявления обучаемости – адекватность реакции на один из каких-либо компонентов инструкции. Например, после инструкции ребёнок даёт разнообразие рисунков, не обращая внимания на другие показатели творчества. Сопоставление выполнения заданий 6 и 7 типов, даёт основание для суждения о том, какой уровень стимуляции необходим ученику.

Некоторые ученики выполняют творчески только самое первое задание – рисунки типа чашечек. Другие – только самые сложные, т. е. такие, когда заранее программируется творческое решение, а чашечки рисуют формально, небрежно.

Это даёт основание педагогу судить о том, какого типа задания наиболее подходят конкретному ученику.

 

 

Контрольная работа №1

  1. Русский срубный жилой дом:
  2. кремль
  3. терем
  4. палаты
  5. изба
  6. Бревно, венчающее кровлю русской избы:
  7. святилище
  8. капище
  9. храм
  10. собор
  11. Как называли архитекторов в Древней Руси
  12. зодчий
  13. ваятель
  14. офеня
  15. коробейник

 

Компетентностно-ориентированное задание

 к уроку  ««Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

  Ф.И.

 

   Задание

 

  1. Внимательно прочитайте текст.

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев их впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись Гжель.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка растут синие цветочки.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

 

  1. Найдите в тексте и запишите в таблицу полученные сведения о Гжельской керамике в виде ключевых слов (напр. синий, травы и т.д.), распределив их в предложенные графы таблицы.

 

Название промысла Географическое положение Материал Изделия Цвет Мотивы росписи
 

 

         
  1. Заполните пропуски в тексте ключевыми словами, занесенными в таблицу.

 

«……………. называют родиной и колыбелью русской керамики.

Гжельская керамика – это ………………. и гончарные изделия, вырабатываемые и сейчас на керамических производствах в селениях …………………… .

Мастера Гжели изготавливают ………….., ………………., …………….., ……………., ……………….., а также квасники, супницы, блюда, тарелки.

Изделия, покрытые ……………. глазурью, расписаны …………………. и ……………… красками. Это пышные садовые ……………, крупные ………………, фантастические ……………, полевые …………… и …………..….. . Красота рождается под кистью художника, и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий кобальт».

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Проектор
  • Экран
  • Компьютер

ТАБЛИЦЫ

  • Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
  • Презентации по темам. (прописать по темам)
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (14 голосов, среднее: 4,64 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

One Response to “Рабочая программа Неменского учебного предмета «Изобразительное искусство»”

  1. надежда:

    Спасибо за помощь в разработке программы.

Добавить комментарий

*