Деятельностный подход к организации повышения уровня квалификации и профессионального мастерства учителя как одно из условий эффективности внедрения ФГОС

teach2С 2010 года БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №142» является пилотной школой по внедрению ФГОС НОО, а с 2012 года и по внедрению ФГОС ООО. Педагогический коллектив работает в условиях интенсивного обновления образования. Это требует поиска новых форм работы по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства учителя, деятельностного подхода к её организации как условия эффективности.

В 2011 году в школе была создана программа повышения квалификации педагогических работников «Профессионал». Цель программы — совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников. На данном этапе администрация школы отрабатывает методы, приёмы, критерии, управленческие подходы к повышению квалификации членов педагогического коллектива. Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Одна из задач программы — поиск и внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом. В качестве такого средства выступил коучинг-проект.

Практика введения ФГОС ООО показала, что недостаточно только внедрять эффективные наработки учителей начальной школы, апробировать значимый педагогический опыт, необходимо совместно проектировать актуальные и востребованные методические материалы. Педагогический коллектив школы активно откликнулся на идею разработки и реализации собственного коучинг-проекта «Проектирование системы единых требований к организации урочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО». Цель проекта разработка, апробация и внедрение системы единых подходов к организации деятельности учащихся на уроке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Переход учащихся из начального звена в среднее – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

В целевую группу проекта вошли учителя, работающие в пилотных классах на ступени основного общего образования. На первом организационном этапе в ходе мониторинга затруднений учителя внедряющего ФГОС ООО были выявлены проблемы, решение которых возможно в режиме проекта, разработан рабочий план проекта, проведён семинар-практикум «Обновление деятельности педагога в условиях введения ФГОС ООО» заведующей кафедрой ИРООО Саренко Г.И., определены творческие группы: «Конструирование целевого компонента урока», руководитель Кирина И. А.; «Организация групповой формы работы с учащимися на уроке», руководитель Сарф Г. В.; «Стратегии работы с текстом на уроке», руководитель Шевченко Е. Л.; «Разработка критериев оценки деятельности учащихся на уроке», руководитель Ивлева Л. Г. Выбор руководителей творческих групп (коучеров) был неслучаен. Это победители конкурса лучших учителей РФ разных лет, творчески работающие педагоги, активно внедряющие инновационные технологии в образовательный процесс, способные содействовать развитию творческого потенциала коллег. Работа в творческих группах активно велась коучерами на протяжении двух месяцев. Еженедельно группы собиралась для обсуждения наработок, возникших проблем, ставили мини-задачи на следующую неделю. Участники проекта отметили, что работа в межпредметных творческих группах позволяет учителю «оторваться» от специфики конкретного предмета и уделить больше внимания методологии того или иного вопроса, способствует совершенствованию содержания собственной деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения опыта коллег. Созданные в ходе работы творческих групп практики были представлены на расширенном заседании методического совета, который проходил в форме круглого стола, а так же на IV МНПК «Введение ФГОС: стратегии, риски, перспективы» в форме стендового доклада. В информационной образовательной среде школы создана и постоянно пополняется база практик и результатов деятельности творческих групп, ведётся работа по созданию методической коллекции видеофрагментов уроков в пилотных классах. Итоги проекта подводились в форме мастер-классов, на которых с использованием технологий деятельностного типа коучеры продемонстрировали возможности наработанного материала. Интересной находкой при проведении мастер-классов была совместная парная работа коучеров: по целеполаганию и оцениванию, по организации работы в группе и смысловому чтению. Это позволило участникам проекта увидеть целостность в деятельности творческих групп, направленность их наработок на один общий результат. Было принято решение по материалам коучинг-проекта создать рабочую тетрадь-памятку учителя, внедряющего ФГОС ООО. На данный момент такая тетрадь создана, и администрация школы инициирует новый проект «Учительская гостиная», где уже каждое методическое объединение попробует применить наработанный материал с учетом специфики конкретных предметов.

По мнению участников проекта, основной успешный момент в коучинге — это вовлечение педагога в сам процесс, его активное профессиональное самосовершенствование. Коучинг-проект позволил учителю внести в собственную деятельность изменения, определяющие успешность вхождения в систему ценностей современного образования, принять идеологию стандарта, осмыслить его сущность, структуру, содержание.

На протяжении всей истории школы основной структурной единицей методической службы являлись методические объединения учителей-предметников. В условиях вариативности задач, которые формулирует ФГОС, при организации методической работы целесообразно наряду с традиционными использовать формы, связанные с возможностью выбора педагогом индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности. Такие формы как межпредметные творческие группы, коучинг-проекты позволяют наиболее полно использовать творческий потенциал педагогов, учитывая профессиональные интересы и потребности, вовлекать их в сложный процесс введения стандартов второго поколения.

Автор

Петрова Ирина Викторовна, заместитель директора

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №142»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*