ФГОС основного общего образования в ЕАО: нормативные требования к введению и мониторинг предварительной готовности

High1Особенности введения ФГОС ООО необходимо делить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования. Важно учитывать ведущие принципы ФГОС ‒ принципы преемственности и развития, которые требуют от каждого участника процесса введения ФГОС ООО постоянного сопоставления с практикой реализации ФГОС НОО.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим, что и предполагает переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, которые раскрываются в ООП и рабочих программах как предметные, метапредметные и личностные.

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то на уровне основного образования добавляется способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

Невозможно обеспечить качественный и эффективный переход на ФГОС ООО без понимания каждым руководителем и учителем изменений и нововведений, связанных с итоговой оценкой и самой процедурой оценивания у обучающихся предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании обязательно надо будет учитывать сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки — портфеля достижений или портфолио) и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая — фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Обязательным нормативным требованием к введению ФГОС ООО выступает требование к структуре основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающей преемственность и развитие. В настоящее время большинству участников регионального образовательного пространства в целом структура программы понятна на вербальном, к сожалению, уровне. Ключевая идея ФГОС основного общего образования ‒ индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в 3 года.

Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с cовершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений (далее — ОУ) на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» отражает и законодательно регламентирует многие изменения, поддерживающие ФГОС, в том числе: возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта); аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов; нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее); учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; дистанционные технологии и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ; оценка качества образования — переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования; общественное участие — расширение полномочий, наличие компетенций.

Рассмотрим вызовы и проблемы, на которые при введении ФГОС ООО необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать. Сегодня во многих ОУ наблюдается так называемое образовательное неравенство — значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности? Прежде всего необходима большая ответственность в развитии профессионализма учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере.

Эффективность введения и реализации ФГОС ООО зависит во многом от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.

В период введения ФГОС ООО (далее – ФГОС) целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения, педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство. Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, в том числе школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.

Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т.п.) в настоящее время особо очевиден такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС ООО. В чём заключается эта неготовность и какими могут быть
эффективные пути решения данной проблемы (проблем) на уровне ОУ?

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов регионального мониторинга позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС ООО существует. Условно в настоящее время необходимо выделить три группы проблем: общие, личностные и системные.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к планированию организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС, изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога): психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя “нового типа”; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.; дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости и т.п.; организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Выявлено немало системных проблем, которые являются следствием неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований. Региональный мониторинг, к сожалению, подтверждает следующие проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП): отсутствие умений и навыков стратегического планирования; недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход); неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию и т.д.

Анализ материалов мониторинга вскрыл дополнительно и проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП: недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности, слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности, неготовность к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.

Мониторинг актуализировал проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к структуре ООП: отсутствие/недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума; замкнутость управленческой деятельности с ориентацией на административную функцию (авторитарный стиль руководства, отсутствие командной работы).

Доказываются материалами регионального мониторинга проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП: неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников; сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП (в частности, личностным и метапредметным); неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников.

Анализ мониторинговых материалов из школ и отделов образования подтверждает наличие следующих проблем неготовности к условиям реализации ООП: недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС; малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности; недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов, и администрации ОУ через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы. В первую очередь необходимо личностное осознание тех изменений и нововведений, которые неизбежно должны произойти в образовательном учреждении (организации) в соответствии с требованием ФГОС. Конечно, с введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности ОУ к подходам и идеологии ее организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ.

Решение большинства проблем, возникающих при введении ФГОС, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько четко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью будут достигнуты.

Организационные мероприятия по подготовке к введению ФГОС должны способствовать формированию в ОУ инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения введения ФГОС; методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях введения ФГОС; подготовке и поддержке педагогического сообщества, школы и административного корпуса к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС; информационному просвещению общественности и семьи.

Первоочередные задачи, стоящие перед муниципальными отделами образования и образовательными учреждениями (организациями) в связи с введением ФГОС ООО. В первую очередь схематично остановлюсь на нормативном обеспечении. На данном этапе очень важна работа по созданию нормативных правовых актов, регламентирующих: финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности; расчет нормативов финансирования, формирование муниципальных заданий; модернизацию системы повышения квалификации и проведение аттестации кадров; сетевой образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, реализацию индивидуальных образовательных программ; внедрение новых организационно-правовых форм ОУ; проведение мониторинга готовности ОУ к введению и реализации ФГОС ООО.

И последний момент, на котором я хотела бы остановиться: организационное обеспечение введения ФГОС ООО.

Несколько важнейших моментов, которые, на мой взгляд, не стали пока реально действующими: координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ; создание региональной системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО; создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта; создание технологий ресурсосберегающего менеджмента в образовании; создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования и саморегулирования; создание образовательных моделей для обучающихся с
особыми потребностями.

Введение ФГОС ООО во многом изменит школьную жизнь подростков. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Подпрограммы ООП должны обеспечить успешную социализацию детей, предоставить возможности по саморазвитию на основе индивидуальных образовательных программ и траекторий. Каждый учитель сегодня должен быть тьютором, консультантом, исследователем, организатором учебно-исследовательской деятельности обучающихся, что невозможно без постоянного личностного саморазвития и ответственности за судьбы детей, образования, каждой школы и страны в целом. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованных и достойных выпускников, которые и обеспечат в будущем конкурентоспособность России.

Т.А. Файн, заведующая кафедрой педагогического менеджмента ОблИПКПР, к.п.н., доцент

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*