Программа внеурочной деятельности Выпиливание лобзиком из фанеры для 5 класса

imagesПояснительная записка.

Рабочая программа кружка для  5 класса составлена на основе ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», федерального (регионального) компонента государственного стандарта общего образования.

Основой послужили программы «Технология» сост.В.Д.Симоненко,Ю.Л.Хотунцев,М.,Просвещение,2010г.,программа «Декоративно – прикладное творчество» О.А. Кожина, Примерные программы внеурочной деятельности, Просвещение,2011.,учебный план МАОУ «СОШ №1» (Приказ № 411 от  28.08.15), Положение «О рабочих программах МАОУ «СОШ №1», приложение к учебникуА.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко Технология 5 класс:Вентана-Граф,2013год. Рассчитана на один год обучения (35 часов 1 час в неделю), проведение теоретических и практических занятий с детьми в возрасте 10-11 лет и предназначена для обучающихся основной школы. Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание  соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают  возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.

Цель программы

-гармоничное  развитие единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,

-воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов,

-уважительного отношения к труду.

-ознакомить с приёмами выпиливания из фанеры,

-расширить кругозор,

-воспитать интерес к творчеству,

— развивать чувство прекрасного.

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит  успешность жизни ребёнка в будущем.    Цель кружка — создать такую ситуацию, когда ребята чувствовали бы себя исследователями, открывателями. Это чувство рождает и укрепляет интерес к занятиям и собственному труду.   В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определённого объекта труда. Поэтому все занятия строятся так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Но нужен и не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практической деятельности должна предшествовать актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда. Перечисленные требования и приводят к тому, что кружковое занятие включает в себя обычно следующие этапы: организационный, повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала, инструктажа, решение творческих задач, практическая работа, подведение итогов. Однако при таком внешнем сходстве с уроком кружковое занятие должно отличаться от него. Учащиеся должны располагать значительно большей свободой действий. Это может находить выражение в самостоятельном выборе изделия, в объёме посильной нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении. Иными словами, подростки не должны чувствовать прямого давления со стороны учителя, иначе интерес их к кружковым занятиям резко снижается.

Основные задачи программы

-систематически и последовательно формировать стремление к глубокому и     всестороннему восприятию красоты труда и человеческих  взаимоотношений;

-воспитать у детей эстетический вкус, приучить к красивой радующей глаз работе;

-способствовать проявлению технической смекалки, изобретательности;

-способствовать развитию индивидуальных склонностей школьников;

-стимулировать творческую активность школьников.

Актуальность программы.

 Во все времена человечество реализовало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение. Технический прогресс – бесспорный в материальном плане сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды. Дети оторваны от истоков декоративно – прикладного творчества. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций своего народа и других народов.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый учащийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с фанерой для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа предусматривает организацию деятельности преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Отсюда формы организации учебного процесса: теоретическая часть; практическая часть; элементы воспитательной беседы.

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохранившейся ещё с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны.

С появлением фанеры её стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выполненными при помощи лобзика.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, поэтому ажурной пропильной  резьбой украшались лишь отдельные части здания. В наше время пропильная резьба применяется для украшения дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.

Выпиливанием занимаются как дети, так и взрослые. Ажурное выпиливание вырабатывает усидчивость, умение пользоваться инструментом, твердость руки и верность глаза, приучает к художественному творчеству. Изготовление поделок при помощи выпиливания не очень сложно и не требует специального помещения и большого числа инструментов. Для начала достаточно иметь хорошо освещённый стол, лобзик с пилками, напильник и острый нож для зачистки и подгонки деталей.

Существуют многочисленные производства и промыслы, профессионально занимающиеся изготовлением ажурной резной продукции. Вместе с тем множество людей увлекаются выпиливанием на правах любительского самодельного творчества. Делается это, как правило, в свободное о  служебных дел и домашних забот время – в период активного отдыха.

Любимое занятие приносит людям огромную радость. Если кто – то ещё не имеет какого – либо конкретного увлечения, предлагаю заняться выпиливанием из фанеры. Технику такого выпиливания нетрудно освоить. Надо только, проявить интерес, старание, терпение, а также немного фантазии.

В данной программе я ставлю цель описать весь свой накопленный опыт производства изделий выполненных ажурным выпиливанием. Речь пойдёт  о любительском занятии выпиливанием, об изготовлении красивых предметов, полезных для дома.

Выпиливание из фанеры лобзиком даёт неограниченные возможности для творчества, а наблюдательность и фантазия позволяет найти интересные темы для исполнения.

Методы проведения занятий.

Первое занятие кружка необходимо посвятить ознакомлению школьников с его программой и годовым планом работы, выбрать старосту. В обязанности которого входит составление графика дежурств кружковцев, что способствует приобщению их к активной работе по самообслуживанию. Так как каждый из них бывает дежурным по несколько раз, это хорошая форма воспитания самостоятельности у учащихся. Перед каждым занятием проводится краткий инструктаж, целенаправленно излагаются сведения о предстоящей работе. При объяснении задания важно ясно и чётко поставить цель, объяснить и показать соответствующие приёмы на иллюстрациях и в натуре. Должны быть заранее подготовлены необходимые заготовки и инструменты.

Чтобы учащиеся не потеряли интерес к работе, результат которого скажется не сразу, необходимо подводить итоги каждого занятия, давая оценку творчеству детей.

Все занятия кружка строятся так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Поэтому практической деятельности предшествует актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления собственного объекта труда.

Важно и то, чтобы в группах многие вопросы решались самостоятельно. Кружковцы, решая художественные проблемы, учатся обоснованно отстаивать свою точку зрения, развивают эстетический вкус. Стимулировать творческую активность помогают выставки работ учащихся, коллективное обсуждение каждой из них, а так же экскурсии в дома детского творчества, где кружковцы могут поделиться своим опытом.

Результаты освоения предмета и система их оценки.

Дети должны ознакомиться и овладеть: 

С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности,   выразительными средствами; правилами Т. Б. при работе ручными инструментами

1.Выбирать для работы фанеру с различными свойствами

2.Различать фанеру  по виду, по цвету, толщине.

3.Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.

4.Вырезать точно по намеченным линиям.

5.Вырезать симметричные фигуры.

  1.  Правильно использовать природный материал в своих работах.

8.Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости

  1. Активно использовать художественные термины

По окончании года занятий учащиеся должны:

знать:

— устройство и применение лобзика

— строение и свойства древесины

— материалы, используемые для резьбы

— основные виды столярных соединений

— основные виды резных орнаментов

— способы переноса изображения на заготовку

— способы заделки дефектов древесины

— способы отделки готовых изделий

уметь:

— организовать рабочее место

— безопасно пользоваться инструментами

— переносить изображение на заготовку

— использовать стандартные приёмы резьбы

— исправлять дефекты материала и изделия

— правильно соединять детали готовых изделий

— использовать морилки, лаки, красители

— анализировать качество работы и изделий

 

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

— осознание своих творческих возможностей;

— проявление познавательных мотивов;

— развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

— строить речевые высказывания в устной форме;

— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— Формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Проверка знаний обучающихся

И обязательно в конце каждого занятия – анализ  детских работ. Как  недооценка детского творчества, так и переоценка его приносят вред развитию ребенка. Ошибки в работах обучающихся предупреждаются,  прежде всего, хорошо подготовленным объяснением учителя, умеренным показом последовательного хода работы. Ошибки, которые допускают учащиеся, нужно критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны обязательно подчеркивать.

Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они, не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интересов. К. Д. Ушинский выступал против того, чтобы весь учебный процесс строился только на интересе и занимательности. « Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…». Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создают в кружке радостный, творческий настрой. На занятиях дети придерживаются правила: «Научился сам – научи других». Педагогический контроль за учебным процессом проводится в следующих формах: анкетирование, тестирование, викторины,  выставки – конкурсы

     Учебно-тематический план

 

№ урока п/п Тема занятия Количество часов
1-2

3-4

5-6

7-8-9

10-11-12

13-14-15-16

17-18

19-20-21-22

23-25

26-28

29-31

32-34

Выпиливание лобзиком простых фигур.

Стандартные приемы выпиливания.

Геометрический и растительный орнамент.

Выпиливание сложных изделий.

Изготовление игрушек на подставке

Изготовление сложных изделий

Изготовление объемных изделий

Изготовление праздничных сувениров

Изготовление объемных изделий

Изготовление вазы для цветов

Изготовление объемных изделий

Изготовление шкатулки

2

2

2

3

3

4

2

4

3

3

3

3

 

Календарно-тематическое планирование

№ заня

тия

   

Тема занятия

 

Количество часов

Дата проведения Примечание
по плану по факту
 
1 1.Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. 1      
2 2.Заготовки для выпиливания. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП. 1      
3 1.Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. 1      
4 2. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. 1      
5 1.Геометрический и растительный орнамент. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия. 1      
6 2.Геометрический и растительный орнамент. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия. 1      
7 1. Виды соединений деталей. Безопасное использование инструментов. 1      
8 2.Подгонка шипа к гнезду. Обработка кромки и лицевой стороны. 1      
9 3. Правила отделки готового изделия. 1      
10 1.Выбор игрушки. Изготовление основания. 1      
11 2.Изготовление игрушки. 1      
12 3.Обработка деталей, сборка и отделка изделия. 1      
13 1.Построение и выполнение фантастической композиции. 1      
14 2.Способы переноса рисунка. 1      
15 3.Метод аппликации. 1      
16 4.Склеивание деталей. Криволинейное выпиливание. Заделка дефектов изделия. 1      
17 1. Выбор сюжета и построение объёмной композиции. Эстетическое восприятие: расположение фигурок, пропорциональность, цветовое исполнение, композиции. 1      
18  2. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. 1      
19 1.Изготовление праздничных сувениров: валентинки, рамочки для зеркала и фотографий. Выбор и изготовление лекала. Разметка изделия. 1      
20 2.Изготовление выбранного изделия. 1      
21 3.Изготовление выбранного изделия 1      
22 4.Сборка и отделка изделия. 1      
23-24 1.Перенос изображения симметричного орнамента. Использование копирки и кальки. Использование трафарета и шаблона. 2      
25-26 2.Выполнение отверстий.  Использование шила. Использование свёрл, их виды. Выпиливание лобзиком. 2      
27-28 3. Практическое повторение. 2      
29-30 1.Выбор образца. Выбор орнамента. Выбор материала. Использование копирки и кальки. Использование трафарета и шаблона. 2      
31-32 2.Перенос изображения на заготовку. Выпиливание орнамента по контуру. 2      
33 3. Выпиливание орнамента по контуру. 1      
34 4.  Заделка дефектов. Сборка. Отделка готового изделия. 1      

                                    Учебно-методическое обеспечение

Оборудование:

-Ноутбук

— Лобзик с металлической или деревянной рамкой, с набором пилок;
— Ножовка или лучковая пила для грубой обрезки фанеры;
— Коловорот или дрель с набором сверл для просверливания отверстий;
-Три напильника (плоский, полукруглый и трехгранный);
-Молоток весом 150 — 200 г для заколачивания мелких гвоздей;
— Стамеска;
— Плоскогубцы;
— Кусачки;
— Станок-подставка;
— Перочинный или сапожный нож;
— Отвертка;
— Брусок мелкозернистый;
— Комплект надфилей;
— Линейка длиной 300 мм с делениями;
— Угольник ученический;
— Циркуль;
— Кисть для клея;
— Шило для прокалывания отверстий;

— Шкурки с мелкими и крупными зернами.

                   Список используемой литературы:

  1. ,,Методика трудового обучения с практикумом’’, Москва,,Просвещение’’1987 г.под редакцией Тхоржевского Д.А.
  2. ,,Справочник по трудовому обучению’’, Москва ,,Просвещение’’1983 г.

Цейтлин Н.Е

  1. ,,Учите детей мастерить’’, Москва ,,Просвещение” 1984 г.

Гульянц Э.К.

  1. ,,Выпиливание лобзиком. Забавные поделки”, Москва ,,Мой мир” 2005 г.

Хайди Грунд-Тарпе.

5.Рыженко В. И.  Выпиливание лобзиком.

6.Бравкин Н. Г. Выпиливание лобзиком из фанеры и полистирола.

«Сделай сам» 1990 год № 2.

 

 Составитель программы

учитель высшей категории

Е.В.Горбунова

АОУ "СОШ
№1"Республика Башкортостан Городской округ город Стерлитамак

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*