Внеурочная проектно-исследовательская деятельность как фактор социализации студентов

studentsВ проекте ФГОС социализация личности обучающегося определена как одна из важнейших задач. Социализация личности – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества. Современное общество требует от образовательных учреждений воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных программ: личностные, предметные. В связи с этим, перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как учить результативно?». Ответы на все эти вопросы дает компетентностный подход в образовании. Основным методом реализации компетентностного подхода,  является проектная и исследовательская деятельность в процессе которой возникает потребность в познании.

Проектную и исследовательскую деятельность можно организовать не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования обучающихся.

После того, как студенты получили базовые теоретические знания и успешно применили их на практических занятиях, они приступают к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных и  творческих умений студентов, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, что опять же соответствует понятию «социализация».

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь цели. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Использование проектной технологии позволяет раскрыться каждому студенту, создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению дисциплины, развивает творческие способности, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, учит планировать, организовывать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также учит осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других обучающихся.

Очень важен подготовительный этап. Для того чтобы заинтересовать студентов проектной деятельностью, эффективно проведение выставок, конференций, где можно познакомиться с работами предшественников. Так, в нашем образовательном учреждении ежегодно проводятся научно-практические конференции. Участие в таком мероприятии даже в качестве зрителя вызывает интерес, желание попробовать свои силы. Очень важно своевременно уловить момент проявления интереса обучающегося и направить его в правильное русло.

Нередко при изучении какой-либо темы на занятии появляются проблемные вопросы, и студенты, проявляющие повышенный интерес к химии, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер. Проекты выполняются студентами во внеурочное время, для этого мною организуются дополнительные консультации. Исследовательские проекты  подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов. В моей практике студентами рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например, «Сколько витамина С в апельсиновом соке?», «Почему курение убивает?», «Может ли губная помада стать причиной сатурнизма?», «Хлеб и соль как альтернатива иодсодержащим препаратам», «рН-5,5 – рекламный трюк или какое мыло выбрать». Выполненные студентами учебно-исследовательские работы и проекты представляются на научно-практических конференциях регионального, межрегионального и международного уровня, среди участников есть призеры и лауреаты.

К публичным выступлениям студенты готовятся в компьютерном классе, где и учатся грамотно искать и находить информацию в Интернете, осваивая научно-исследовательскую деятельность на современном этапе. Компьютерные технологии позволяют им подготовить мультимедийную презентацию с результатами исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм, рисунков.

Помимо индивидуальной работы над проектом, мною практикуется и групповая работа. При организации работы над групповым проектом,  учитываю особенности студентов. Для успешной работы группы, среди ее участников должны быть: генератор идей» – тот, кто придумывает; эрудит – тот, кто много знает; критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.

Все участники группы сотрудничают, в нужный момент проявляют гибкость или принципиальность, видят точку зрения другого и убедительно отстаивают собственную позицию, идут на компромиссы ради достижения общей цели. Иногда, при организации такой формы работы, среди студентов возникают конфликтные ситуации, поэтому мне необходимо быть готовой к этому и на первых этапах работы проводить профилактику конфликтных ситуаций. При этом я мотивирую обучающихся на достижение общей цели и делю участников по направлению работы.

Проблема социализации обучающихся  остается одной из самых актуальных проблем. Перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на обучающегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Организация научно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Сформированность у обучающихся исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников, помогает реализовать их жизненные цели.

Список использованных источников:

  1. Гилязова О.Г. Сущность социализации и ее механизм// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – С. 190.
  2. Сиденко А.С.Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. – №1.

 

Автор

Крюкова Ирина Ильинична, БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум», преподаватель химии

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*