Оптимальные управленческие решения по введению ФГОС основного общего образования

disturbed_children_1172_xУважаемые коллеги! Сегодня на конференции мы обсуждаем, на наш взгляд, очень важные вопросы, связанные с введением ФГОС. Введение нового стандарта – это, в первую очередь, управленческая задача и успех ее решения зависит от эффективности принятия и реализации управленческих решений. Готовых рецептов введения ФГОС нет, вся работа строится на экспериментальной поисковой деятельности школы, на опыте других образовательных учреждений. Траекторию своего продвижения по подготовке мы выстраиваем самостоятельно. Поэтому в своем выступлении я поделюсь с вами имеющимся опытом принятия управленческих решений при организации введения ФГОС.

Мы, как пилотная школа, отработали технологию перехода на стандарт начального общего образования и нужно признать, что введение ФГОС основного общего образования невозможно без адекватного нормативно-правового сопровождения, работы с кадрами и повышения их профессиональной компетентности, укрепления материально-технической базы образовательного учреждения, информационного и психологопедагогического обеспечения. В своем выступлении остановлюсь на некоторых направлениях. Одним из главных субъектов образовательного процесса, по моему мнению, является учитель. И такая системная инновация как ФГОС требует от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, технологического изменения, овладения навыками проектирования образовательного процесса. Возникают вопросы: Сможем ли мы, руководители, найти стимулы для разработки целой системы? Как стимулировать и мотивировать педагога в своем профессиональном росте? Чтобы решить эту проблему, мы в своей школе исходим из здравого смысла, выявляем мотивы, побуждающие каждого учителя заниматься своим профессиональным ростом. Среди них – мотивы самоутверждения, общественного признания, реализации себя как творческой личности в коллективе, мотив саморазвития, удовлетворения интереса в приобретении новой информации и т.д.

Поэтому для того, чтобы ускорить процесс присвоения новых профессиональных норм, для стимулирования потребности педагога в своём профессиональном росте у нас в школе реализуется проект «Профессионал». Его актуальность связана с определением и проработкой управленческих решений, способствующих становлению и развитию педагогического коллектива.

Направления проекта:

1) Непрерывное индивидуальное сопровождение учителей, которое осуществляется в форме создания и помощи в реализации индивидуального плана самообразования. Принципиально важным при сопровождении является оценка успешности работы, которую учителя получают при собеседовании с администрацией школы, выступая на заседаниях педагогического совета или методического объединения учителей-предметников, проведении открытых уроков, «защите» методических или дидактических материалов. В настоящее время учителя принимают активное участие в кроссфункциональных командах по разработке проекта программы основного общего образования. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным для нашего коллектива на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

2) Организация и проведение корпоративной учебы педагогических кадров на базе школы. Настоящая годичная программа профессиональных корпоративных учеб определилась с учетом необходимости перехода на ФГОС ООО. Это знания каждым педагогом современных педагогических концепций образования, направлений развития образования; решения насущных проблем, возникающих в практике школы; необходимости развития не только профессиональной, но и общей культуры учителя.

Корпоративные учебы носят различный характер. Модельный семинар по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» прошел у нас на каникулах. Работа строилась по следующему алгоритму: изучение нормативного документа, а именно фрагмента из примерной программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования»; педагоги изучали текст самостоятельно и заполняли таблицу, используя прием критического мышления «Инсерт». Следующий шаг – это работа предметными командами, обсуждение, заполнение «кластера», представление модели. Надо сказать, что это работа не из легких, требующая аналитических навыков, переосмысления.

Следующий модельный семинар планируем провести по такому же алгоритму по теме «Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования».

Технологию проведения корпоративной учебы мы увидели и апробировали после посещения модульного семинара при Хабаровском краевом институте развития образования. Считаем, что только с использованием управленческих механизмов можно включить весь педагогический коллектив в разработку программы основного общего образования и ее составляющих.

3) Развитие ИКТ компетенции учителя. Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, в школе действует механизм постоянной методической поддержки учителей в области использования ИКТ. Через год нам предстоит осваивать ФГОС на основной ступени, следовательно, необходимо постоянно совершенствоваться, учиться и мотивировать ученика быть разумным пользователем медиа-ресурсов, учить работать с информацией и развивать приобретенные на начальной ступени УУД. Этому направлению уделяется пристальное внимание.

Формы работы:

  • – проведение занятий с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в рамках постоянных краткосрочных школьных семинаров в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей;
  • – оказание индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;
  • – распространение имеющегося и приобретенного опыта применения ИК технологий в образовательной деятельности путем организации и проведения методическими объединениями, педагогами школы мастер-классов, семинаров, открытых уроков, мероприятий по предмету;
  • – непрерывное обучение педагогов в целях дальнейшего использования в педагогической практике ИКТ-технологий;
  • – учителя являются слушателями вебинаров по истории, обществознанию, английскому языку (учитель Коренюк Татьяна Владимировна обучается по программе американо-английского института по курсу «Критическое мышление в обучении английскому языку»);
  • – дистанционное обучение (за прошлый учебный год 15 педагогов прошли такое обучение) – программа «Доступная среда», «Использование ЭОР в образовательной деятельности»;
  • – краткосрочные разноуровневые курсы СМАРТ при московском центре Смарт-технологии.

Проведенный мониторинг, в котором приняли участие все педагоги школы, позволили сделать выводы и наметить перспективы в дальнейшей работе. 96% педагогов являются активными пользователями сайтов «Фестиваль педагогических идей», «Открытый класс», «Методический сундучок», «Сеть творческих учителей» и других. На данных сайтах учителя размещают свои наработки, презентации к урокам, детские работы, фотоотчеты с мероприятий, изучают опыт коллег. 30% имеют небольшой опыт применения электронного тестирования, 15% имеют свой сайт, 61% планируют создать сайт (страничку). Умение использовать ИКТ-технологии, Интернет-ресурсы позволяет современному учителю расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования.

4) Общественно-педагогические акции служат для объединения педагогического коллектива при организации и проведении дела. Акция, которую мы проводим ежегодно – «К новому учебному году – достойный кабинет».

5) Презентации, фестивали рассматриваются нами как форма предъявления лучших достижений учителей в профессиональной сфере. К числу предъявляемых достижений мы относим: продукты совместной деятельности учителей и учащихся, интересные педагогические и методические решения. В практике работы школы можно отметить Фестиваль открытых уроков «Медиа урок-2012», день открытых дверей по теме «Новые стандарты – новые подходы», в декабре планируется методический фестиваль-конкурс «Потенциал урока в развитии читательской компетенции в соответствии с требованием ФГОС».

6) Праздники педагогического успеха. Активное использование механизма поощрений и наград способствует повышению престижа учительской профессии, усиливает мотивацию педагога к повышению профессионализма. Одним из таких праздников стал «Час успеха». Победители в номинациях определялись учениками путем анкетирования. Решение утверждалось на заседании управляющего совета школы. Церемония вручения сертификатов номиналом в 25 баллов проводилась в день открытых дверей. В наших планах праздник педагогического успеха «Достояние года», на котором будут отмечаться руководители наиболее успешных проектов, реализованных в школе в течение учебного года.

Основными результатами в работе по стимулированию профессионального роста педагогов школы являются следующее:

  • – осознание педагогами необходимости поиска новых форм повышения квалификации;
  • – осознание необходимости развития у педагогов умения анализировать и описывать опыт, об этом свидетельствует активное участие наших учителей в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
  • – осознание целесообразности создания печатных работ, отражающих опыт работы педагогов на сайтах, в сборниках научно-практических конференций;
  • – востребованность в педагогическим сообществе района и области накопленного у педагогов нашей школы опыта (районные и областные семинары, представление опыта работы на предметных курсах);
  • – обучение действием.

Сегодня наша школа является местом прохождения практики студентов ПГУ, колледжа культуры. Стимулирование и мотивация потребности учителей в своем самообразовании, саморазвитии порождает свои проблемы и требует в ряде случаев управленческой мудрости, готовности обстоятельно аргументировать свои действия. Кадровое обеспечение образовательного процесса – одно из обязательных и первостепенных управленческих условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Л.А. Павлова, директор МБОУ «СОШ с. Птичник»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*