При составлении рабочей программы, календарно-тематического планирования по физике за основу взята программа для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником физики Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников «Физика-8» (Автор программы – Л.Э.Генденштейн), Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат «Сборник задач по физике 8 класс», Москва, Мнемозина, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.
Составил: учитель физики ГБОУ «Гимназия № 1591» г. Москвы
Студенцов Михаил Анатольевич
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Нормативные документы |
1 | Закон РФ «Об образовании». Вестник образования. 2004. №12. |
2 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике. // Вестник образования России. 2004. №12. |
3 | Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276). |
4 | Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Физика. «Дрофа». Москва. 2004. |
5 | Региональный компонент стандарта общего образования. |
6 | Школьный компонент стандарта общего образования. |
Учебник: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников, Мнемозина, 2011г.
Сборник задач: Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, Мнемозина, 2011г.
— Тетради для лабораторных работ «Физика». 7, 8, 9 классы. Авторы: Л.Э. Генденштейн, В.А. Орлов.
— Тематические контрольные работы «Физика». 7, 8 классы. Авторы: Л.Э. Генденштейн, Е.Н. Евлахова, Н.В. Бондаренко.
— Самостоятельные работы «Физика». 7, 8, 9 классы. Авторы: Л.Э. Генденштейн, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров.
— «Программы и примерное поурочное планирование. Физика. 7—11 классы». Авторы: Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский.
Учебники «Физика» Л.Э.Генденштейна и др. являются двухуровневыми. Материал параграфа разделен на две части. Первая часть соответствует базовому уровню, вторая часть («Развитие темы») — для учащихся, которые выбрали изучение предмета на повышенном уровне: здесь приведены дополнительные интересные сведения, обоснования опорных фактов, история физических открытий. Изучение одного параграфа учебника рассчитано в среднем на одну учебную неделю (два урока). Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности.
Задачники содержат качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по темам, изучаемым в 7-м классе в соответствии с действующей программой по физике. В каждый раздел включено достаточное количество задач трех уровней сложности. К расчетным задачам в конце книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения.
Тетрадь для лабораторных работ — это часть УМК «Физика» Л.Э.Генденштейна и др. Задания, отмеченные звёздочкой, адресованы школьникам, изучающим физику на повышенном уровне сложности. В сносках даны некоторые рекомендации учителю для подготовки лабораторной работы.
Тематические контрольные работы по физике — часть УМК «Физика» Л.Э.Генденштейна и др. Пособие содержит четыре тематические контрольные работы, которые представлены в шести вариантах. В каждом варианте девять заданий, два из которых — задачи. Задания повышенного уровня сложности отмечены звёздочкой. К заданиям приведены инструкции по их выполнению.
Самостоятельные работы — часть УМК «Физика» Л.Э.Генденштейна и др. Они содержат материал, который поможет учащимся овладеть различными формами деятельности, проверяемыми на государственной итоговой аттестации (ГИА). Пособия включают 9 самостоятельных работ. В каждой самостоятельной работе 5 вариантов, каждый из которых содержит задание на определённый вид деятельности: вариант 1 — тест; вариант 2 — задача с полным решением; вариант 3 — задача с краткими ответами; вариант 4 — вопросы по тексту; вариант 5 — экспериментальное задание.
При составлении рабочей программы, календарно-тематического планирования по физике за основу взята программа для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником физики Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников «Физика-8» (Автор программы – Л.Э.Генденштейн), Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат «Сборник задач по физике 8 класс», Москва, Мнемозина, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.
Цель программы:
формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте;
развитие целеустремлённости к самообразованию, саморазвитию;
воспитание экологической культуры учащихся.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:
развитие интеллекта;
использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Физика – это наука о наиболее общих свойствах тел и явлений. В курсе физики 8 класса на простых примерах я буду учить ребят устанавливать фундаментальные законы природы и использовать их в процессе своей жизнедеятельности. Используя методики интерактивного обучения я буду учить самостоятельно приобретать знания, сравнивать и обобщать результаты своих наблюдений, выводов с результатами одноклассников. В процессе изучения курса я планирую использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Изучение нового материала на уроке будет сопровождаться просмотром видеофильмов с последующим обсуждением, созданием и просмотром презентаций на интерактивной доске. Все дети любят проводить эксперименты и творчество. При изучении нового материала я планирую показывать много опытов, побуждать школьников к самостоятельным исследованиям, закреплять полученные знания созданием собственных проектов, составлением своих задачников.
Формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность физического образования, обладающего физическими компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе. | |
Обще- учебные |
— владение конкретными физическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирование практических и исследовательских навыков, навыков решения задач; |
— освоение знаний о тепловых, оптических, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; | |
— овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; | |
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; | |
— воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; | |
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. | |
Предметно-ориентированные |
— определить место физики как науки; обучить методам изучения физики; научить использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, количества теплоты, фокусного расстояния линзы, магнитных полюсов полосовых магнитов, силы тока, напряжения, сопротивления материалов, работы и мощности тока; |
— научить обеспечивать безопасность собственной жизни в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов, электронной техники; | |
— научить представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от сопротивления, силы тока от напряжения, работы тока от времени; | |
— научить выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; | |
— научить решать задачи на применение законов Ома, Джоуля-Ленца; | |
— научить умению описывать и объяснять физические явления: взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, электризацию тел, теплопроводность, излучение, конвекцию, испарение, кипение, отражение света, преломление света, действие магнитного поля на проводник с током. |
№
п/п |
Название
темы |
Всего
часов |
Число
лабораторных работ |
Часы на
контрольные работы |
1 | Тепловые явления | 19 | 1 | 2 |
2 | Электромагнитные явления | 30 | 7 | 3 |
3 | Оптические явления | 18 | 4 | 1 |
4 | Резерв времени | 3 | — | — |
По программе | 70 | 12 | 6 |
№ | Тема | Количество часов | Вид контроля | Вид работы | Дата |
1 | Тепловые явления | 19 | Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация |
Лабораторные работы №1
Контрольная работа №1,2 |
|
2 | Электромагнитные явления | 30 | Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация |
Лабораторные работы №2,3,4,5,6,7,8
Контрольная работа №3,4,5 |
|
3 | Оптические явления | 18 | Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация |
Лабораторные работы №9,10,11,12
Контрольная работа №6 |
|
4 | Резервное время | 3 |
Модуль | Стандарт |
В результате изучения предмета ученик должен | |
Тепловые явления | Знать/понимать
смысл понятий: броуновское движение, конвекция, излучение, теплопроводность, температура, удельная теплота плавления, парообразования, сгорания топлива; смысл физических величин: удельная теплоёмкость; количество теплоты, внутренняя энергия. Уметь описывать и объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность; плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температура, объём. Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы. Решать задачи на нахождение размеров молекул; количества теплоты. Уметь определять цену деления физических приборов: термометр, мензурка, динамометр, секундомер. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: количества теплоты от времени. |
Электромагнитные явления | Знать/понимать
смысл понятий: электризация, электрическое взаимодействие, заряд; смысл физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление, мощность, работа тока, взаимодействие, магнитный полюс, магнитная индукция; Уметь описывать и объяснять физические законы: закон Ома, закон Джоуля-Ленца, закон взаимодействия магнитов; Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: сила тока, напряжение; Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; Решать задачи на нахождение: силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока, мощности; Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от сопротивления, силы тока от напряжения. Уметь определять цену деления физических приборов: амперметр, вольтметр, секундомер. |
Оптические явления | Знать/понимать
смысл понятий: оптическая ось, линза, дисперсия света, отражение, преломление света; смысл физических величин: оптическая сила, фокус. Уметь описывать и объяснять физические законы: закон Эвклида. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: фокусного расстояния линзы. Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы. Решать задачи на нахождение: оптической силы линзы. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: вида изображения от расстояния до линзы. Уметь определять цену деления физических приборов: линейка. |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015-2016 учебный год по курсу
ФИЗИКА
в 8 классе в объеме 70 часов (2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема
|
Элементы содержания | Практическая часть | УУД учащихся | Контроль | Материалы к уроку и ИКТ | Д/З | ||||
8А | 8Б | 8В | Предметные | Метапредмет ные | Личностные | |||||||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19 часов) | ||||||||||||
1/1 | Инструктаж по технике безопасности.
Внутренняя энергия. Количество теплоты |
Тепловые явления. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Совершение работы. Теплопередача. Количество теплоты. Закон сохранения энергии. | формирование первоначальных представлений о тепловых явлениях, внутренней энергии | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
Фронтальный опрос | Демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче | § 1
|
||||
2/2 | Температура. Виды теплопередачи | Температура. Виды теплопередачи. Существует ли самая высокая и самая низкая температура? | формирование первоначальных представлений о теплопередаче | Фронтальный опрос | Демонстрация принципа действия термометра, теплопроводности различных материалов, конвекции в жидкостях и газах, теплопередачи путем излучения | § 2
|
||||||
3/3 | Удельная теплоёмкость | Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. | Решение задач | формирование первоначальных представлений об удельной теплоемкости | Тест | § 3
|
||||||
4/4 | Решение задач «Количество теплоты» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | Повт. § 1-3, л.р.№1
|
|||||
5/5 | Л.Р.№1 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование | Повт. § 1-3 | ||||
6/6 | Обобщающий урок по теме «Количество теплоты». | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Фронтальный опрос | Повт. § 1-3
|
||||
7/7 | К.Р.№1 по теме
«Количество теплоты». |
Основные определения и формулы темы | Контрольная работа | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||||
8/8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Решение задач | формирование первоначальных представлений об удельной теплоте сгорания топлива | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
|
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
Фронтальный опрос | § 4.1
|
||||
9/9 | Решение задач по теме «Энергия топлива» | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | § 4.1 | |||||
10/10 | Плавление и кристаллизация. Удельная тепло-та плавления | Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация | Решение задач | формирование первоначальных представлений об удельной теплоте плавления | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Фронтальный опрос, тест | Демонстрация видеофрагмента | § 4.2, 4.3
|
||||
11/11 | Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования | Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования | Решение задач | формирование первоначальных представлений об удельной теплоте парообразования | Фронтальный опрос, тест | Демонстрация видеофрагмента Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности. | § 5.1-5.4
|
|||||
12/12 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния». | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Повт. § 4,5 | ||||
13/13 | Насыщенный пар. Влажность воздуха | Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха и её значение для человека. Измерение влажности воздуха | Решение задач | формирование первоначальных представлений о влажности | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Тест | Демонстрация видеофрагмента, психрометра | § 5.6
|
||||
14/14 | Решение задач.
«Влажность воздуха» |
Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | § 5.6
|
|||||
15/15 | Тепловые двигатели. Паровая турбина. Реактивный двигатель | Паровая турбина. Реактивный двигатель. Тепловые двигатели и защита окружающей среды. | понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф | формирование и развитие экологического мышления | формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Фронтальный опрос | Демонстрация модели паровой турбины | § 6.1-6.3
|
||||
16/16 | Двигатель внутреннего сгорания | Двигатель внутреннего сгорания. Применение двигателей внутреннего сгорания. | формирование и развитие экологического мышления | Фронтальный опрос | Демонстрация модели двигателя внутреннего сгорания | § 6.4
|
||||||
17/17 | Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя | Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых двигателей. Защита окружающей среды | формирование и развитие экологического мышления | Фронтальный опрос, тест | § 6.5, 6.6
|
|||||||
18/18 | .Обобщающий урок по темам «Изменения агрегатного состояния»,
«Тепловые двигатели». |
Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | Повт. § 4-6
|
|||||
19/19 | К.Р.№2 по темам «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели». | Основные определения и формулы темы | Контрольная работа | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | |||||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (30 часов) | ||||||||||||
20/1 | Электризация тел | Электрические взаимодействия. Два рода электрических зарядов. | Электризация тел | формирование первоначальных представлений об электризации тел | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
Фронтальный опрос | Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа. | § 7
|
|||
21/2 | Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики | Строение атома и носители электрического заряда. Проводники. Диэлектрики. Электростатическая индукция. Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным? | формирование первоначальных представлений о проводниках и диэлектриках | Фронтальный опрос | Демонстрация проводников и диэлектриков | § 8
|
||||||
22/3 | Закон сохранения электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов |
Электрометр. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Заряд электрона и элементарный электрический заряд | Решение задач | формирование первоначальных представлений о взаимодействии электрических зарядов | Фронтальный опрос, тест | Набор тел для электризации | § 9
|
|||||
23/4 | Электрическое поле | Электрическое поле. «Картины» электрического поля. Энергия электрического поля. Конденсаторы. Напряжение. Можно ли почувствовать электрическое поле? | Формирование первоначальных представлений об электрическом поле | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Фронтальный опрос | Конденсаторы разных типов | § 10
|
|||||
24/5 | Электрический ток. Действия электрического тока. | Электрический ток и условия его существования. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. | формирование первоначальных представлений об электрическом токе и его действиях | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Демонстрация действия электрического тока, источников тока | § 11
|
|||||
25/6 | Сила тока и напряжение | Сила тока. Напряжение на участке цепи. Сила тока и напряжение при последовательном соединении проводников. Сила тока и напряжение при параллельном соединении проводников. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о силе тока и напряжении | Фронтальный опрос, тест | Демонстрация измерения силы тока амперметром и напряжения вольтметром | § 12, л.р.№2
|
|||||
26/7 | Л.Р.№ 2 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | ||||
27/8 | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи | Электрическое сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Как зависит удельное сопротивление проводников от температуры? | Решение задач | формирование первоначальных представлений об электрическом сопротивлении | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Фронтальный опрос | Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении | § 13, л.р.№ 3
|
|||
18/9 | Л.Р.№ 3 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления» | Лабораторная поисковая работа | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | ||||
29/10 | Обобщающий урок по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток» | Основные определения и формулы темы
|
Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Фронтальный опрос | Повт. § 7-13
|
||||
30/11 | К.Р № 3 по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток» | Основные определения и формулы темы
|
Контрольная работа | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | |||||||
31/12 | Последовательное и параллельное соединения проводников | Последовательное соединение. Параллельное соединение. Реостаты. Задачи на последовательное и параллельное соединения проводников. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о закономерностях соединения проводников | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Фронтальный опрос | Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи; Демонстрация измерения силы тока в разветвленной электрической цепи. | § 14
|
|||
32/13 | Решение задач «Соединения проводников» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Тест | § 14, л.р. № 4 | |||||
33/14 | Л.Р. № 4 «Изучение последовательного соединения проводников» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | § 14, л.р. № 5 | |||
34/15 | Л.Р. № 5 «Изучение параллельного соединения проводников» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | |||||||
35/16 | Работа и мощность электрического тока | Закон Джоуля — Ленца и работа тока. Мощность тока. Киловатт-час. Короткое замыкание и предохранители. Мощность тока в последовательно и параллельно соединённых проводниках. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о работе и мощности электрического тока | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока | § 15 | |||
36/17 | Примеры расчёта электрических цепей | Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников. Мощность тока в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников. | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос, тест | § 16, л.р. № 6 | |||||
37/18 | Л.Р. № 6 «Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры | ||||
38/19 | Полупроводники и полупроводниковые приборы | Полупроводники. Полупроводниковые приборы. Носители зарядов в полупроводниках. | формирование первоначальных представлений о полупроводниках | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Демонстрация полупровод-ников | § 17 | ||||
39/20 | Обобщающий урок по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | Повт. § 14-17 | |||||
40/21 | К.Р.№4 по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока». | Основные определения и формулы темы | Контрольная работа | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||||
41/22 | Магнитные взаимодействия | Взаимодействие постоянных магнитов. Взаимодействие между проводниками с токами и магнитами. Электромагниты. «Молекулярные токи» Ампера. Электромагнитные реле. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о магнитных взаимодействиях | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Демонстрация взаимодействия постоянных магнитов | § 18 | |||
42/23 | Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током | Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на рамку с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о магнитном поле | формирование и развитие экологического мышления | Фронтальный опрос, тест | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током | § 19, л.р. № 7 | ||||
43/24 | Л.Р.№ 7 «Изучение магнитных явлений» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор прямых и дугообразных магнитов, железные опилки | ||||
44/25 | Электромагнитная индукция | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция | . | формирование первоначальных представлений об электромагнитной индукции | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности | Фронтальный опрос | Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца | § 20 | ||||
45/26 | Производство и передача электроэнергии | Генератор переменного тока. Типы электростанций и их воздействие на окружающую среду. Почему электроэнергию передают под высоким напряжением? Как повышают и понижают напряжение? Альтернативные источники электроэнергии. | формирование первоначальных представлений о производстве и передаче эл.энергии | формирование и развитие экологического мышления | формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Фронтальный опрос | Демонстрация устройства генератора постоянного тока | § 21, л.р. № 8 | ||||
46/27 | Л.Р.№8 «Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по электричеству | ||||
47/28 | Электромагнитные волны | Теория Максвелла и электромагнитные волны. Принципы радиосвязи. Генератор электромагнитных колебаний. Как работает мобильный телефон? | формирование первоначальных представлений об электромагнитных волнах | формирование и развитие экологического мышления | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Наглядные пособия | § 22 | ||||
48/29 | Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитная индукция» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Фронтальный опрос | Повт. § 18-22 | |||||
49/30 | К.Р.№5 по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитная индукция». | Основные определения и формулы темы | Контрольная работа | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||||
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (18 часов) | ||||||||||||
50/1 | Действия света. Источники света | Что для нас значит солнечный свет? Действия света. Источники света. Как измерили скорость света? Свечение живых организмов. | формирование первоначальных представлений о действии света | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | § 23 | |||||
51/2 | Прямолинейность распространения света. Тень и полутень | Световые пучки и световые лучи. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. При каком освещении нет теней? Некоторые затмения в прошлом. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о распространении света | Фронтальный опрос | Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света | § 24 | |||||
52/3 | Отражение света | Почему мы видим предметы? Зеркальное отражение. Диффузное (рассеянное) отражение. Как Архимед сжёг корабли римлян. | Решение задач | формирование первоначальных представлений об отражении света | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос, тест | Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения | § 25 | ||||
53/4 | Изображение в зеркале | Где находится изображение предмета в зеркале? Как возникает изображение в зеркале? Где и как применяют зеркала? Что зеркало меняет местами? Сколько изображений могут дать два зеркала? | Решение задач | формирование первоначальных представлений об изображениях в зеркале | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Фронтальный опрос | § 26 | |||||
54/5 | Решение задач «Отражение света» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Тест | § 26, л.р. №9 | |||||
55/6 | Л.Р.№9 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |||||
56/7 | Преломление света | Наблюдения и простые опыты. Законы преломления света. Прохождение света сквозь плоскопараллельную пластинку. Прохождение света сквозь одну и две призмы. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о преломлении света | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Фронтальный опрос | Демонстрация явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения, набор по оптике | § 27, л.р. № 10 | |||
57/8 | Л.Р.№10 «Исследование явления преломления света» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование | ||||
58/9 | Линзы | Типы линз и элементы линзы. Фокусы линз. Ход луча, идущего через оптический центр линзы. Обратимость хода лучей в применении к линзам. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о линзах | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Демонстрация хода лучей в собирающих и рассеивающих линзах. Демонстрация получения изображений с помощью линз | § 28 | |||
59/10 | Изображения, даваемые линзами | Действительное и мнимое, прямое и перевернутое, увеличенное, уменьшенное и равное изображения | Решение задач | формирование первоначальных представлений об изображениях, даваемых линзами | Фронтальный опрос | § 29 | ||||||
60/11 | Решение задач «Линзы» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Тест | § 28-29, л.р. № 11 | |||||
61/12 | Л.Р.№ 11 «Изучение свойств собирающей линзы» | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |||||
62/13 | Глаз и оптические приборы | Фотоаппарат и видеокамера. Глаз. Киноаппарат и проектор. | Решение задач | формирование первоначальных представлений о строении глаза, как оптическом приборе | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Фронтальный опрос | Модель глаза | § 30.1-30.3 | |||
63/14 | Микроскоп и телескоп | Как устроен микроскоп? Как устроен телескоп? Как мы определяем «на глаз» расстояние до предметов? | Решение задач | формирование первоначальных представлений о устройстве микроскопа и телескопа | Фронтальный опрос | § 30.4-30.6 | ||||||
64/15 | Дисперсия света | Дисперсия света. Почему лист зелёный, а роза красная? Как возникает радуга? Как глаз различает цвета? Сколько цветов на экране телевизора? | формирование первоначальных представлений о дисперсии света | Фронтальный опрос | Демонстрация дисперсии белого света, получения белого света при сложении света разных цветов | § 31, л.р. № 12 | ||||||
65/16 | Л.Р№12 «Наблюдение явления дисперсии света». | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторная работа | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | Лабораторная работа | Лабораторное оборудование: набор по оптике | ||||
66/17 | Обобщающий урок по теме «Оптические явления» | Основные определения и формулы темы | Решение задач | Овладение навыками решения задач | Фронтальный опрос | Повт. § 23-31 | ||||||
67/18 | К.Р. №6 по теме «Оптические явления». | Основные определения и формулы темы | Контрольная работа | Умение оценивать свои достижения | Контрольная работа | |||||||
68 | Подведение итогов учебного года | Основные законы, определения и формулы | Решение задач | формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Фронтальный опрос | |||||
69-70 | Резерв |