Мотивационное управление педагогическим коллективом общеобразовательной школы как условие для обеспечения качества образования

books-335638В современных условиях под влиянием новых социально-экономических факторов происходят изменения во всех сферах российского общества, в том числе и в образовании.   В Законе  «Об образовании в Российской Федерации»  (2013 г.) заложены основные  принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования: признание приоритетности образования, гуманистический характер образования, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры …(ст.3 ч.3 ФЗ №273).   Для реализации закона в образовательном учреждении  требуется создание управленческих условий для обеспечения качества образования, формирование демократической управленческой системы, способной обеспечить развитие личности каждого из участников образовательного процесса.

Под качеством образования следует понимать «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (ст.2 ч.29 ФЗ №273).Одним из условий для решения задачи по обеспечению качества образования должно явиться наличие педагогического коллектива в образовательном учреждении, готового к развитию в новых условиях.

В целом, анализ научной литературы, нормативных документов и сложившаяся картина управления в образовательных учреждениях позволяет обозначить ряд противоречий: между законодательно закрепленной необходимостью совершенствования управления образовательным учреждением и недостаточной теоретической разработанностью содержания деятельности заместителя директора  по управлению развитием  педагогического коллектива и образовательного учреждения в целом; между потребностью в мотивационном подходе к управлению развитием педагогическим коллективом общеобразовательной школы и отсутствием научно-обоснованной программы его осуществления. Так каким же должно быть содержание деятельности заместителя  директора по управлению развитием педагогического коллектива общеобразовательной школы, какие необходимо создать условия для обеспечения качества образования при реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Для решения данной проблемы на уровне заместителя директора образовательного учреждения возможно использование технологии  мотивационного управления педагогическим коллективом.

Мотивационное управление, по И. К. Шалаеву , это система создаваемых социально-психологических условий через стимульные ситуации, опосредованно (иногда непосредственно), порождающие мотивы действий членов управляемого коллектива, стимулирующие достижение управленческой цели. Мотивационное управление – это тип управления, в котором отдается приоритет мотивации поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким контролем, это управление, нацеленное на создание условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению. Мотивационное управление предполагает помимо знания и умения применять различные методы мотивирования, создавать различные факторы,  которые усиливают состояние удовлетворенности  выполненной  работой, а потому имеют высокий мотивационный потенциал.

Для организации работы в рамках мотивационного управления заместителю директора общеобразовательного учреждения необходимо пройти  следующие этапы:

1.Определить  особенности педагогического коллектива и его характеристики:

-ценностно-ориентационную зрелость, которая включает в себя ориентированность коллектива на достижения, на совместную деятельность, на саморазвитие каждого члена педагогического коллектива;

-организованность, которая включает в себя ответственность членов коллектива, их сработанность и включенность членов коллектива в управление;

-сплоченность, которая характеризуется единством ориентации, потенциальной стабильностью и совместимостью членов коллектива.

2.Определить  уровень развития педагогического  коллектива:

– низкий уровень, для которого  характерна низкая ориентированность его членов на саморазвитие, на деятельность,  на достижение общих и частных целей, наличием  организованной структуры взаимодействия,  ответственностью его членов, но  отсутствием желания включаться в управление школой, а также отсутствием общих ведущих  и стратегических целей  (интегральная оценка уровня развития коллектива  ниже установленной нормы)

– средний уровень, для которого характерна наличие ориентированности на развитие деятельности, на саморазвитие у отдельных учителей, высокой ответственностью, с минимальной включенностью членов коллектива в управление, совместимость членов коллектива (интегральная оценка уровня развития коллектива соответствует  установленной норме)

– высокий уровень, для которого характерно наличие общих (ведущих и стратегических) планов, единство ориентации, сработанность коллектива, сплоченность, готовность всех членов к инновационной, творческой  деятельности, потенциальная  стабильность (интегральная оценка уровня развития коллектива выше установленной нормы).

3.Определить содержание деятельности  заместителя  директора по управлению развитием педагогического коллектива на основе мотивационного управления.

Опыт управленческой деятельности позволил мне  определить основное содержание деятельности заместителя директора по управлению развитием педагогического коллектива общеобразовательной школы на основе мотивационного управления по следующим направлениям:

1.Создание оптимально гибких условий мотивирования педагогического коллектива:

а) организационная структура (взаимодействие) между членами педагогического коллектива должна быть прозрачна: должностные обязанности каждого члена коллектива не формальными, а реально выполнимыми при нормальном напряжении;   делегированные полномочия должны быть закреплены документально (ст.47 ФЗ № 273);

б) минимальный штат: педагогу дается возможность совмещать несколько должностей (интеграция) в пределах допустимой нормы труда, при условии выполнения им должностных обязанностей в полном объеме;

в) рейтинговая оценка деятельности педагога: рейтинг мотивирует учителя на поиск решений, выявленных с помощью данной технологии проблем, ориентирует на дальнейшее саморазвитие.

2.Развитие сплоченности коллектива:

а) организация совместной деятельности в коллективе и деятельности внутри методического объединения: учитель, являясь участником такой деятельности, вносит в нее свой уникальный опыт, который имеет только он и никто кроме него.

б) при принятии решений (или нормативных актов), регулирующих взаимоотношения между участниками образовательного процесса, используется принцип коллегиальности (ст.26 ч.2 ФЗ № 273), согласно которому данный вопрос обсуждается  на уровне каждого структурного подразделения и принимается с учетом пожеланий каждого его члена.

в) работа над общей целью коллектива, которая является одновременно  личностно значимой для всех членов коллектива.

г) сохранение педагогических традиций.  Школа сегодня — это содружество учителей – новаторов и молодых учителей. Традиции создаются людьми, живут в них и передаются из поколения в поколение. И именно школа принимает на себя задачу их сохранения и трансляции новым поколением.

3.Создание организационно-педагогических условий для самореализации и самосовершенствования педагогов (ст. 47 ч.2 ФЗ №273):

а) систематическое повышение квалификации педагогов: необходимо структурировать непрерывное обучение педагогов через организацию тематических педагогических советов, круглых столов, дискуссий, самообразование, курсовую переподготовку, обучающие семинары для учителей.

б) стимулирование (моральное и материальное) педагогов на инновационную, исследовательскую, творческую деятельность (ст.47 ч.6 ФЗ № 273): способствовать участию педагогов в конкурсах педагогического мастерства, проектах, конференциях и т.п. Инновационная, исследовательская, творческая деятельность учителя требует огромных временных, материальных,  человеческих затрат, но такой вид деятельности способствует повышению познавательного интереса у обучающихся, а следовательно, и росту качества знаний.

в) обеспечение обратной связи о результатах деятельности педагогов: организация и проведение  мастер-классов учителей-новаторов, обобщение передового педагогического опыта через СМИ, периодические издания, сайт школы.

Автор

Сыздыкова Зура Абуловна

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 46», заместитель директора

Использованные ресурсы:

  1. 1.Александрова, М.В. Ведущие управленческие школы в образовании [Текст]/М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина. – В.Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006

2.Бакурадзе, А.Б.Делегирование полномочий: правило, которое нельзя забывать (окончание) [Текст]/   А.Б.Бакурадзе // Директор школы. 2002. – №5. – С.16-20.

3.Бакурадзе, А.Б.Цели руководителя и стремление подчиненных: как сделать так, чтобы они совпали? [Текст]/   А.Б.Бакурадзе // Директор школы. 2002. – №1. – С.31-35.

4.Большой толковый словарь русского языка. [Текст]/  под ред. С. А. Кузнецова. – М.: Норинт, 1998

5.Буданов, В.Г.Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования [Электронный ресурс] / В.Г.Буданов, В.А.Журавлев, В.А.Харитонова. – URL:htt://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob946 (дата обращения 15.11.2012).

6.Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы / Н. С. Дежникова. – М. : Знание, 1984.

7.Деннинг, В.П. Мотивационный программно-целевой подход к составлению управляющей программы школы в режиме развития[Электронный ресурс] / В.П.Деннинг  –  // http ://bspu. secna.ru/Journal/ vestnik/ ARHI W/№ 1 1999/nauchconf/urip. html.(дата обращения 15.11.2012)

8.Конаржевский, Ю.А. Формирование педагогического коллектива [Текст] / Ю. А. Конаржевский. –  М.Образовательный центр « Педагогический поиск», 1997.

9.Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст] / В.С. Лазарев.  – М.: Центр педагогического образования, 2008.

10.Лаздина, Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе [Текст] /Т.И.Лаздина.  – Омск, Полиграфический  центр КАН,2007.

11.Немцова,  Л.В.,  Инновации в образовании [Текст] / Л.В.Немцова, Н.С. Бугрова . – Омск, ОмГПУ, 2009.

12.Новикова, О.А. Идеи мотивационного подхода к управлению образовательным учреждением в трудах отечественных педагогов XX века [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук ./ О.А.Новикова –  Екатеренбург, 2003.

13.Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы  [Текст] / И.К.Шалаев. – М., 1987.

14.Шипилина, Л.А  Менеджмент в образовании  [Текст]  / Л.А.Шипилина.  –Омск: ОмГПУ, 2012.

15.Шипилина, Л.А. Мотивационное управление в образовательных системах [Текст] / Л.А.Шипилина, В.В. Шипилина. – Омск,  ОмГПУ, 2001.

16.Энциклопедический социологический словарь [Текст]   / Под ред. акад.РАН Осипова Г.В. –  М.: ИНФРА-М: НОРМА, 2005.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*