Еременко Светлана Валерьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Калачинска Омской области
Актуальность создания в Центре детского творчества учебно-методического объединения педагогов (далее – УМО), реализующих ФГОС, обусловлена следующими позициями:
-необходимостью повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования в вопросах разработки и реализации образовательных программ в рамках взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающихся в современных образовательных условиях;
-необходимостью использования современных образовательных технологий в процессе реализации образовательных программ, разработанных с учетом ФГОС.
Таким образом, была определена цель работы учебно-методического объединения– совершенствование деятельности педагогов по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-осуществление взаимодействия с учреждениями общего образования в сфере организации внеурочной деятельности обучающихся;
-разработка (совершенствование) образовательных программ внеурочной деятельности;
-организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС;
-достижение высокого качества учебно-воспитательного процесса в организации внеурочной деятельности посредством использования современных подходов, педагогических технологий;
-отслеживание, корректировка и обобщение результатов организации внеурочной деятельности;
-обобщение, трансляция результативного педагогического опыта.
Направления деятельности УМО по решению поставленных задач включают:
1.Организацию взаимодействия с учреждениями общего образования в сфере организации внеурочной деятельности обучающихся;
2.Программное и мониторинговое обеспечение образовательной деятельности педагогов;
3.Организацию профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов;
4.Апробирование новых методик, технологий учебно-воспитательной работы;
5.Организацию индивидуальной и микрогрупповой работы педагогов (работа над методическими темами);
6.Подготовку педагогов к участию в предметных конкурсах
7.Подготовку и проведение открытых мероприятий
8.Текущий анализ деятельности педагогов и состояния образовательного процесса
9.Анализ деятельности учебно-методического объединения, перспективное планирование.
В течение 3 лет деятельность УМО осуществляется по следующим направлениям:
— Организация взаимодействия с учреждениями общего образования в сфере организации внеурочной деятельности обучающихся. Для реализации внеурочной деятельности обучающихся сложилась модель предметно-кружковой деятельности взаимодействии школы и дополнительного образования детей. В текущем учебном году сформировано 16 детских объединений в 7 образовательных учреждениях Калачинского района (80 учебных групп).
-Программное обеспечение образовательной деятельности педагогов. В рамках интеграции общего и дополнительного образования членами учебно-методического объединения разработано и реализуется 9 программ внеурочной деятельности. («Радость творчества», «Этика», «По тропинкам народного творчества», «Развивающая компьютерная среда «Логомиры», «Ритмика», «Мастерица», «Смотрю на мир глазами художника», «Оригами», «Макраме». Методологической основой образовательных программ являются компетентностный, системно-деятельностный подходы. Образовательная программа общекультурного направления «Радость творчества», разработанная педагогом дополнительного образования Кочетковой М.Г., вошла во Всероссийский реестр образовательных программ дополнительного образования детей в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и АНО «Информэкспертиза» «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей» в 2014 году.
-Организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов включает: деятельность Школы молодого педагога (консультирование, наставничество, взаимопосещение занятий), проведение тематических образовательных мероприятий (обучающие семинары, семинары-тренинги, методические выставки, открытые занятия и пр.), методическое сопровождение индивидуальной инновационной образовательной деятельности педагогов (разработка образовательных программ, учебных занятий с учетом принципов системно-деятельностного подхода в обучении).
— Апробирование новых методик, технологий учебно-воспитательной работы. В 2013 году осуществлена апробация программ внеурочной деятельности, инициированная БДУДПО «Институт развития образования Омской области», включающая разработку и проведение образовательно-воспитательных событий по программе внеурочной деятельности «Рекламное агентство «Нам не все равно!». Участниками программы стали обучающиеся 5 класса МКОУ «СОШ №4».
Проведение обучающих мастер-классов членами УМО способствовало внедрению в практику педагогов ЦДТ современных техник декоративно-прикладного искусства (валяние из шерсти, декупаж, витраж, батик, квиллинг, смешанные техники).
В 2014 году руководителем учебно-методического объединения освоены дистанционные курсы повышения квалификации по применению современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС: технологии модерации и активных методов обучения. Результатом повышения профессиональной компетентности руководителя УМО стало создание на базе Центра детского творчества» опорной площадки по внедрению технологии активных методов обучения и модерации (курирующей стороной является Инновационный Образовательный Центр «Мой университет», www.moi-universitet.ru .Руководителем учебно-методического объединения разработан цикл обучающих семинаров-тренингов по теме «Технология активных методов обучения и модерации».
— Организация индивидуальной работы членов УМО над личными методическими темами и микрогрупповой работы по решению образовательных проблем. Тематика работ: разработка образовательно– методического комплекса, внедрение принципов системно-деятельностного подхода в образовательную деятельность, развитие творческих способностей обучающихся. Результаты работы предоставлены в ходе итогового творческого отчета.
— Подготовка педагогов к участию в предметных конкурсах, распространение педагогического опыта. Опыт членов УМО представлен на областном педагогическом марафоне в 2013 г. в рамках проведения областных МО для педагогов дополнительного образования на базе МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Калачинска в 2012 и 2013 гг.; в рамках межрайонного МО, организованного для педагогов дополнительного образования БОУ «Кормиловский дом детского творчества» в 2013 г.
Результатами методического воздействия, осуществленными в ходе работы УМО, являются:
1.Приобретение умений практического владения принципами системно-деятельностного подхода в организации внеурочной деятельности, повышение общей профессиональной компетентности педагогов-участников УМО.
2.Внедрение в практику педагогов современных техник декоративно-прикладного искусства.
3.Развитие презентационной культуры педагогов посредством проведения мастер-классов (всего в ходе работы УМО в 2012-2013 учебном году проведено 6 мастер-классов, в том областного уровня; 14 мастер-классов представлено на Интернет сайтах).
4.Развитие исследовательских, аналитических, рефлексивных навыков педагогов в ходе работы над личными методическими темами, обобщения опыта.
5.Результативное участие в конкурсной деятельности, распространение педагогического опыта. Среди членов УМО — Лауреат III степени регионального конкурса профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Победители международного педагогического конкурса «Сердце отдаем детям», участники VII и VIII Международной научно-практической интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра», Победитель II Международного конкурса презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования», Победитель Открытого профессионального конкурса педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС».
6.Успешная аттестация членов УМО. В 2013 году процедуру подготовки и планового прохождения аттестации успешно прошли 3 педагога.
Развитие универсальных учебных действий, предметных компетентностей обучающихся, осваивающих образовательные программы, подтверждается результативной конкурсной деятельностью. Воспитанники детских объединений, организованных на базе школ, — победители Всероссийских и региональных конкурсов (декоративно-прикладного творчества Академии развития творчества «Арт-талант», учебно-исследовательских конференций и т.д.)
Мероприятия, реализованные в рамках работы учебно-методического объединения в 2012-2013 учебном году:
— обучающий семинар «Проектирование современной образовательной программы ДОД в условиях ФГОС» (сентябрь);
— методическая выставка «Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС» (сентябрь);
— разработка и корректировка образовательных программ внеурочной деятельности (сентябрь –октябрь);
—семинар-тренинг «Системно-деятельностный подход как методологическая основа образовательного процесса УДОД» (ноябрь);
— методическое сопровождение индивидуальной инновационной образовательной деятельности педагогов (ноябрь — январь);
— проведение областного МО педагогов дополнительного образования на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Калачинска (январь);
— проведение методической недели, посещение (взаимопосещение) и анализ открытых занятий педагогов (февраль );
— индивидуальная и микрогрупповая работа педагогов над методическими темами (ноябрь-апрель);
— творческий отчет педагогов-участников УМО (апрель);
— участие в предметных конкурсах, других образовательных событиях (в течение года).
Учебно-методическое объединение педагогов, реализующих ФГОС, в 2014 году стало победителем муниципального смотра-конкурса учебно-методических объединений образовательных организаций Калачинского муниципального района.
Подробнее с работой учебно-методического объединения педагогов, реализующих ФГОС, можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://yadi.sk/d/PGWS7Ze_JVj6c.