Управление развитием профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС НО и ОО образования

TeacherБохан Юлия Владимировна

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Хорошковская средняя общеобразовательная школа» Павлоградского муниципального района Омской области, заместитель директора по УВР.

С 1 сентября 2011 года школа реализует ФГОС на ступени НОО. Постепенно, мы проходим путь от разработки программы, к определённым наработкам и результатам в её реализации. А поэтому, к решению введения в нашей школе ФГОС ООО в 2014-2015 учебном году педколлектив  отнесся весьма  положительно. Ведь это  новый шаг к развитию школы.

Разрабатывая план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС в ОШ и реализацию ФГОС в начальной школе, который позволил бы создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и подготовить их к работе в новых условиях, мы учитывали рекомендации ведущих методистов и разработчиков Стандартов, опирались на первый  опыт, накопленный   в период подготовки к введению и реализации  ФГОС НОО. Красной нитью в этой работе стала преемственность введения ФГОС в начальной и основной школе.

План нашего внутришкольного повышения квалификации  педагогов строится через их участие в деятельностных формах: конкурсах, проектах, выступлениях на проблемных семинарах, проведении открытых уроков, мастер-классов, написании и опубликовании статей, отражающих опыт введения ФГОС в преподаваемый предмет или проведение воспитательного мероприятия, обеспечивающих создание внутри образовательного учреждения профессионально-развивающей среды. Важным моментом является приведение в соответствие критериальной базы внутришкольной оценки деятельности педагога с внешней. Так, при посещении учебных занятий и занятий внеурочной деятельности используются критерии оценки занятия, которые предлагаются для оценки видеозанятия при процедуре аттестации педагогического работника. В основу данных критерий взята классификация профессиональных компетентностей по В.Д. Шадрикову. Таким образом, мониторинг качества образовательного процесса в образовательном учреждении стал дифференцирован, позволил выявлять как типичные, так и индивидуальные затруднения в той или иной компетентности. Для этого с помощью оценки критериев видеозанятия было предусмотрено ведение карты мониторинга профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения. Стали явно видны профессиональные затруднения, и как идёт процесс роста педагога. Это позволило каждому учителю сформулировать свою тему самообразования.

Ещё с введением ФГОС в начальной школе мы не стали разграничивать проблемные моменты в начальном и основном  звене. Это предполагает, что вся школа в течение определенного времени, например, одной четверти работает над одной подпроблемой, затем — другой, третьей и четвертой. Так, в прошедшем учебном году, несмотря на то, что ФГОС в основной школе официально вводится только с 2014-2015 учебного года, а начальная школа работает по новым стандартам третий год, в течение четырёх четвертей нами накапливался опыт работы по отдельным вопросам: 1 и 2 четверть — определению эффективных форм и методов  организации уроков и занятий, 3 четверть — разработка 4 междисциплинарных программ, 4 четверть — разработка программы коррекционной работы, программы социализации и системы оценки, в состав которых вошли учителя разных предметов, как основной школы, так и учителя начальной школы, у которых есть опыт в реализации отдельных программ в начальном звене. В соответствии с разрабатываемой проблемой, планировалась  тематика семинаров и педсоветов. Так, по итогам работы во 2 четверти был проведён педсовет в интерактивном режиме, где подробно были рассмотрены  современные технологии и проведен  их сравнительный анализ с традиционными технологиями, посещено и проанализировано несколько уроков, где были применены технологии. Хочу отметить, что применение активных методов организации учебно-воспитательного процесса началось в нашей школе задолго до внедрения ФГОС. Поэтому, данная  работа не заняла у нас много времени. Педагоги школы уже были вооружены необходимым инструментарием. В результате работы нами была создана таблица — перечень методов и технологий, используемых нашими педагогами на разных этапах урока, и с формируемыми универсальными учебными действиями. Данный перечень еще продолжает пополняться по мере того, как педагоги школы в процессе непрерывного профессионального образования приобретают новый опыт.  Пополняется эта таблица всеми учителями. Узнав о новом приеме, методе или технологии, учитель записывает в соответствующую на его взгляд графу и указывает свою фамилию. Тот, кого заинтересовал этот прием, обращается за консультацией или учитель изъявляет желание рассказать о нем на пятничной оперативке всем членам коллектива. Точно по такому же принципу продолжаем работу с  таблицей в нынешнем учебном году по методам и приемам, реализующим междисциплинарные программы ИКТ-компетентности, смыслового чтения, проектной и исследовательской деятельности.   Это одна из новых форм методической работы в нашей школе. Инновационная  деятельность педагогов требует  и морального и материального стимулирования их деятельности. Как стимулируем персонал? Мы внесли изменения в положение «Об оплате труда», установив доплату в размере до 100% к должностному окладу за руководство и реализацию инновационных проектов и программ в рамках концепции развития Учреждения, оказываем помощь в повышении квалификации.  Внимательное отношение к каждому сотруднику и учёт его индивидуальных особенностей, с одной стороны, и требовательность к выполнению обязанностей — с другой стороны. Люди должны понимать, что если человек проявил себя, то он будет замечен и вознагражден соответствующей оплатой.

Использование данных форм и методов работы позволило получить следующие результаты: 1) создание общей парадигмы и языка профессионального общения, обеспечивающего преемственность начальной и средней школы в условиях введения ФГОС; 2) принятие командной (групповой) работы и согласование различных точек зрения как ценности и способа жизни коллектива; 3) освоение механизмов разрешения проблемных ситуаций, противоречий; разработка способов устранения конфликтов, возникающих при введении ФГОС как системной инновации; 4) возросший интерес коллектива к освоению  новых педагогических технологий, к организации внеурочной работы.

Список используемых источников:

Актуальные вопросы введения федерального государственного стандарта в образовательном учреждении. Методические рекомендации. Выпуск 2./ Сост. Бурдельная Ю.А., Волобоева Н.Н., Горбунова Т.С. и др.- Вып.2-Омск:БОУДПО «ИРООО», 2012.-88 с.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 4,67 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*