Возможности использования технологии проектного обучения в начальном общем образовании для раскрытия творческого потенциала младших школьников

54yyzvb4-1411951584Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед учителем возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его таким универсальным способам действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в современном обществе.

Инновационный поиск новых средств подводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практикориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И постановлением правительства в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Метод приобрел четкую структуру. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а одним из параметров нового качества образования является способность проектировать.

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. «projectus», буквально – брошенный вперед) – замысел, план. Метод – (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основе метода проектов лежат принципы:

  • •В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
  • •В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
  • •Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
  • •Учет индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
  • •Принцип свободного выбора: темы проекта, партнеров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
  • •Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
  • •Принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

К.Д. Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е., если это теоретическая проблема, то результатом является конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Этот метод предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Требования к проекту:

  1. 1) Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. 2) Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
    проблемы, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. 3) Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. 4) Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  5. 5) Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
    продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

  • – Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • – Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • – Работа по проекту является исследовательской.
  • – В работе над проектом учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • – Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  • – Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • – Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. По мере возможности стараюсь развивать индивидуальность каждого ребенка. Стараюсь найти мотив, побуждающий ученика стать активным исследователем, активным участником классных мероприятий, конкурсов, конференций. Хочется видеть своих ребят не только хорошо успевающими в учебе, но и успешными в творческой деятельности. Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а также привлечь родителей к участию в школьных делах их ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд ребенка и родителей.

В методической литературе указывается, что работа над проектом в начальной школе не должна длиться более 1-2 недель. В моей практике на каждый творческий проект затрачивалось не менее одного месяца. В третьем классе ученики начинают осваивать новый курс «История Отечества». Изучая тему «Моя Родина на карте», мои ученики встали перед вопросами: «Наша родина – город Облучье, а в учебнике о нем ничего не сказано. А когда Облучье появилось? А почему его так назвали?». Это и послужило для нас толчком к разработке творческого проекта. По ходу исследовательской работы ученики сделали для себя открытие: оказывается, в нашем маленьком городе проживает немало поэтов. Так мы «вышли» на стихи учителей и учеников нашей школы. Понравившиеся стихотворения дети выучили наизусть. Кто-то принес в школу районную газету за 1956 год (тогда она называлась «Сталинский призыв»). Итогом поисковой работы стала конференция. При ее проведении мы использовали педагогическую технологию «Конференция малых групп». Каждая из групп поделилась с другими собранной информацией Заканчивая конференцию, учащиеся сделали вывод: Родину, как и мать, не выбирают, но в наших силах сделать родные края лучше и краше.

Прошло время… Пришли новые дети… И я решила провести такую же работу. Но пройти по готовому пути не получилось. Дети о нашей книге знали и неожиданно обратили внимание на цифры. По данным статистики, в 1999 году в городе Облучье проживало 15960 человек, а сейчас около 11 тысяч. Возник вопрос: почему уехали 5 тысяч человек и не вернулись в город? В чем причина? Это мы решили выяснить. Опять изучали историю. Оказывается, в недалеком прошлом в нашем городе было 6 школ, 3 клуба, 5 библиотек, больница на 250 мест, 3 столовые, 8 детских садов и яслей. Может быть, в наших силах сделать так, чтобы выпускники школ, закончив вузы, захотели вернуться в свой родной город? Мы решили построить город, в который хочется вернуться. Разделились на группы. Спланировали работу. Распределили обязанности в группе. В данной ситуации важно детям определить, а учителю проконтролировать сроки выполнения каждого этапа.

Первая группа выяснила, что в городе всего 1200 учащихся. Ребята построили макет новой школы. Для этого даже выбрали место в городе и обосновали свой выбор: рядом находится стадион, хоккейная площадка, горнолыжная база. Школа получилась трехэтажная. Так как зима в нашем городе длится 5 месяцев, то на третьем этаже, в зоне отдыха, находятся зимний сад и бассейн.

Вторая группа ребят предложила макет городского парка. В парке они восстановили клуб. Ведь раньше частыми гостями клуба железнодорожников были знаменитые артисты. В центре парка расположен фонтан, прогулочные дорожки, аттракционы. (Все это, вплоть до гуляющих игрушечных собачек, было на макете).

Третья группа предложила макет пешеходной улицы в центре города. Ребята изучали растения нашего района и предложили украсить пешеходную аллею рябиной. Каждый город чем-то знаменит. Тула – пряником, Кострома – росписью. А мы поставим пирожковую. Будем печь пироги по старинным бабушкиным рецептам. Вспоминая свое детство, каждый житель будет помнить рябиновую аллею, запах пирожков – запах детства, и ему обязательно захочется вернуться в свой родной город. Не знаю, что повлияло, но в нашем городе стали восстанавливать парк.

С этим творческим исследовательским проектом мы выступали на городской научно-практической конференции. Затем нас пригласили выступить перед родителями школьников, перед будущими первоклассниками. Особенно запомнилось выступление перед ветеранами города. Интересным для всего класса оказался коллективный проект «Экологический задачник». В рамках данного проекта мы изучали редкие виды животных ЕАО, провели конкурс рисунков, сделали поделки. На уроках математики определили типы и особенности строения изученных типов задач. Используя сведения о тигре, составили задачи разного вида. Лучшие задачи оформили в книжку, в которую включили рисунки ребят. Отправили работу на областной конкурс и стали призерами в номинации «Тигриные истории». Организаторы конкурса пригласили ребят на праздник «Год тигра» в город Биробиджан.

Следующим большим проектом стало участие в областном конкурсе «Покормите зимующих птиц». Всем классом обозначили тему, цели, задачи, выработали план реализации проекта. Ребята изучали виды птиц области, писали сочинения о зимующих птицах, делали кормушки, вели индивидуальные дневники наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам. Свою работу каждый оформил в виде книжки, куда вошли народные приметы, стихи, загадки, игры, кроссворды. 12 детей класса получили дипломы областного конкурса, а Кирпиченко Даша стала призером.

Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Как создать ситуацию успеха для каждого ребенка? Для помощи таким детям была организована работа над проектом «Мой мастер-класс» под девизом «Умею сам, научу других». Работу начинали в первом классе. В начале третьего класса задачу усложнили: не просто научить делать поделку, а познакомить с новой техникой, подготовить презентацию с пошаговой инструкцией. С каждым ребенком отдельно проговариваем его роль – роль мастера, учителя.

Отрабатываем интонацию, жесты. Определяем круг ребят – помощников. Они руководят презентацией, следят за выполнением работы в классе, помогают. Готовим наглядность, рекламный плакат. Первой представляла свой мастер-класс Анита. Она научила ребят делать осенние цветы. Лена рассказала о технике «кусудама». Научила делать шар из бумажных цветов. После ее урока ребята непроизвольно стали аплодировать и попросили ей поставить не просто «пять»,
а пять с плюсом. Свой мастер-класс ребята показывают не только для одноклассников, их стали приглашать в другие классы. Ребята видят свой успех. Изменяется отношение к ним одноклассников.

Можно ли построить внеурочную работу по методу проекта в первом классе? Ответ однозначный – не только можно, но и необходимо. Передо мной возникла проблема: как организовать обыкновенное списывание с печатного текста, чтобы это списывание приносило детям не «зубную боль», а было в радость? Так возникла идея создания кулинарной книги. Я считаю, что любая учебная инициатива ребенка в первом классе – это хорошо спланированная работа учителя. Тут незаменимыми помощниками являются родители. По договоренности с мамой одной из учениц дома были приготовлены и отправлены в класс сухарики. Детям и мне они понравились. – А как их делали? А мы сможем? А где взять рецепт? Вопросами так и засыпали Аленку. Так возник творческий проект «Моя кулинарная книга». Попутно знакомились с профессиями повара, кондитера. Собирали стихи, загадки. Был придуман целый ритуал: ребенку надевали передник, поварской колпак. Он рассказывал, как приготовить блюдо, угощал ребят, а затем все переписывали рецепт. К концу года ученики получили свои кулинарные книжки.

От коллективных проектов мы постепенно стали переходить к индивидуальным. Весной второклассники высадили семена тыквы в торфяные горшочки. Наблюдали за развитием растений из семян. Всё лето ребята ухаживали за своей тыквой на домашнем огороде. Вели дневники наблюдения. А осенью на празднике урожая представили свои исследовательские проекты. Саша выдвинул гипотезу: из предварительно замоченных семян растение будет быстрее развиваться. Андрей проверял: может ли тыква стать объектом искусства? Он вырастил тыкву и представил отличные поделки из обыкновенной тыквы. У Аниты была другая цель: провести на фоне огромных тыкв фотосессию. У нее это получилось! Ребята по достоинству оценили фотографии Аниты. Лена пыталась определить самый вкусный сорт тыквы и научиться готовить из нее кашу, запеканку. Ее тыкву в кляре пробовали всем классом. Аленка мечтала вырастить тыкву больше бабушкиной. Вместе с бабушкой они заготовили тыквенный сок на весь класс.

Свои индивидуальные исследовательские проекты третьеклассники представили в виде презентаций. Ведь они занимались в кружке компьютерной грамотности целый год (учитель Перминова Марина Николаевна).

Возникает естественный вопрос: что дала такая работа мне и моим ученикам? Очень много. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне как классному руководителю, моим ученикам и родителям. Каждый личностный опыт ребенка уникален, никому в точности не удается повторить его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе больше, чем безликая оценка. Дети учатся общению, учатся договариваться, планировать свои действия. Выпускники моих классов отличаются творческой активностью. Они привыкли находиться в постоянном поиске: искать дополнительную литературу, строить, конструировать. Не отстают от детей и их родители, ведь ни одну проблему без родителей нам не решить.

О.Ю. Добрынина, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 им. Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» г. Облучье

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*