Формирование у школьников умения принимать решение

teachОдним из значимых направлений психолого-педагогических исследований является разработка приемов и средств обучения, обеспечивающих развитие у школьников важнейших психических новообразований: активности и саморегуляции в учебной работе. На основе общепсихологических исследований в области моделирования процессов саморегулирования (работы О.А. Конопкина и его сотрудников) нами была построена модель саморегуляции в учебной работе школьника [2]. Она включала следующие компоненты.

  1. Обнаружение учащимся несоответствия (или соответствия) между требуемым и фактически достигнутым состоянием (уровнем обученности,уровнем сформированности психических новообразований) .
  2. Принятие решения по устранению обнаруженного несоответствия.
  3. Выделение цели деятельности по устранению несоответствия между требуемым и фактически достигнутым состоянием.
  4. Нахождение путей (способов) устранения несоответствия.
  5. Устранение несоответствия и создание соответствия.

Проведенные нами исследования были направлены на создание средств для формирования компонентов саморегуляции. В качестве параметра состояния было выделено психическое новообразование «умение думать». Удалось построить систему средств (программированные карточки, компьютерные программы) для формирования первого, четвертого и пятого компонентов. В ходе экспериментов учащиеся обнаруживали, что пока еще не научились думать, рассуждать при решении задач, искали пути устранения выявленного несоответствия между требуемым и фактически достигнутым уровнем, самостоятельно устраняли его с помощью разнообразных средств.

Однако наибольшие трудности возникали при попытке построить средство для формирования второго компонента – «принятие решения». Причина состояла в том, что основания для принятия решения были тесно
связаны с особенностями развития личностной сферы ученика, характера его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Условия обучения, в которых проводились эксперименты (урок, парная и индивидуальная
работа) не всегда позволяли выявить особенности протекания процесса «принятия решения», зафиксировать основания и их иерархию при выборе той или иной альтернативы. Необходимо было найти такие условия
обучения, в которых проявление личностных особенностей ученика стало бы наиболее широким, что позволило бы более глубоко изучить компонент «принятие решения».

Анализ показал, что нужные для эксперимента условия создаются при проведении внеклассной работы по предмету. Как известно, занятия в кружках и участие в различных мероприятиях не являются для школьников обязательными. Это обстоятельство является чрезвычайно важным. В значительной степени снимается проявляемая при обязательном обучении мотивация «избегания неприятностей», затрудняющая изучение этапа включения ученика в умственную деятельность при решении задач. В то же время, при проведении внеклассной работы по предмету создаются условия для проявления познавательных интересов ученика, его взаимоотношений со сверстниками и учителем. В этой ситуации появляется возможность выявить более полно основания для принятия учеником решения научиться думать, рассуждать при решении самых разных учебных задач.

Нами совместно с учителями физики и математики были разработаны средства для формирования компонента «принятие решения», которое использовалось во внеклассной работе по предмету. Цель проведения занятий математических и физических кружков: научить подростков умению думать, рассуждать при решении нестандартных задач. Занимаясь в кружке, ученик участвовал в трех видах деятельности: учебно — познавательной, учебно-тренировочной и игровой. В процессе учебно-познавательной деятельности ученик овладевал общими подходами к решению задач, приемами рассуждения [1]. В ходе тренировки он решал легкие, средние или трудные задачи по выбору. Участвуя в игре, ученик ловил удочкой картонную рыбку, на которой записана задача, получал лицензии на отлов каждой новой рыбки, общался со сверстниками.

Методика эксперимента включала олимпиадные игры, на которых подводились итоги нескольких занятий. После олимпиадной игры ученику предлагалось оценить свои достижения и принять решение о продолжении
своей работы в кружке. Разработанное нами средство для формирования компонента «принятие решения» состояло из двух частей, включающих направляющую и коррекционные программы. Их можно было либо ввести в компьютер, либо оформить на бумаге в виде программированных карточек.

Перед работой с компьютером учитель выявлял умение школьников выходить на гиперссылки, в которых содержались советы-размышления.

Ниже представлена направляющая программа для школьников, которая ставила ученика в ситуацию приятия решения.

Подумай о будущем
1.Прошла олимпиадная игра. Добился ли ты успеха в решении задач?
Если да, то переходи ко второму вопросу.
Если нет, то переходи к третьему вопросу.
2. Хочешь ли ты продолжить работу в кружке?
Если да, то переходи к программе №1.
Если нет, то переходи к программе № 2.
Если затрудняешься принять решение, то переходи к программе № 3.
3. Продолжишь ли ты работу в кружке?
Если да, то переходи к программе №4.
Если нет, то переходи к программе № 5.
Если затрудняешься принять решение, то переходи к программе № 6.

Работая далее по одной из коррекционных программ, ученик принимал решение. В программах содержались основания для принятия решения и коррекции в форме советов-размышлений, которые давались в гиперссылках. Так, советы-размышления в программах №1 и №4 поддерживали положительный выбор ученика. В программах не отрицалось значение таких оснований для принятия решения, как, например, интерес ученика к игре, к общению со сверстниками. Но в то же время в них подчеркивалось главное основание: в кружке можно научиться умению думать. Коррекционные программы №3 и №6 позволяли выявить и устранить причины затруднений, возникающих при принятии решения. В советах-размышлениях содержалась информация о значимости положительного выбора. В коррекционных программах №2 и №5 содержался анализ возможных оснований для отрицательного выбора, а советы-размышления помогали ученику в принятии положительного решения. Ниже для иллюстрации представлена коррекционная программа №5, использованная в экспериментальном обучении школьников, пока еще не овладевших умением думать при решении задач.

По материалам Вайзер Г.А.
ФГНУ ПИ РАО

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*