Введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования означает, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по иностранному языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников мета-предметных результатов – универсальных учебных действий УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) [2].
Личностные УУД выражаются в нравственно‐этических ориентировках школьников, оценке ситуации с позиции различных людей и персонажей учебника.
Коммуникативные УУД формируются в ходе игровых упражнений, в которых важно учитывать мнение и позицию партнеров по общению, а также в коммуникативных упражнениях учебников, в которых требуется адекватно передать информацию, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД ориентированы на овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение под руководством учителя [2].
В качестве примера работы по формированию универсальных учебных действий приведём краткий сценарий урока во 2 классе «Использование глагола can» по УМК В. Эванс, Д. Дули «Английский в фокусе‐2».
Модальный глагол can появляется уже на первых страницах учебников начального уровня. Все знают, что он обозначает «могу, умею». Целью данного урока является введение и закрепление новой грамматической структуры с модальным глаголом can.
Ход урока:
Введение в тему урока, в атмосферу иноязычного общения. Учитель: приветствует учащихся, настраивает детей на работу, вводит в атмосферу иноязычной речи, погружает в языковую среду прослушиванием стихотворения о семье (слайд 1). Учащиеся: приветствуют учителя, учатся слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель
и задачу.
Учитель: задает вопросы «What’s your name?», «How are you?», «How old are you?». Учащиеся: осуществляют актуализацию полученных ранее знаний.
Учитель: организует подготовку учащихся к правильной артикуляции звуков [ʧ], [ᶴ], [m], [i:], используя CD‐диск с аудиозаписью для отработки звуков и слайд 2 с изображением предметов, названия которых проговариваются. Учащиеся: имитируют диктора и учителя, повторяют за учителем отдельные слова и слоги.
Учитель:
Учащиеся:
Учитель: предлагает учащимся прослушать аудиозапись диалога с CD‐диска и организует проверку понимания прочитанного. Учащиеся: слушают диалог.
Учитель: предлагает учащимся прочитать диалог парами по слайдам 6, 7. Учащиеся: читают диалог парами, более активные ученики разыгрывают диалог по ролям.
Учитель: обращает внимание учащихся на изображение обезьяны и разных действий по слайду 8. Учащиеся: по картинкам догадываются о действиях обезьяны, знакомятся с модальным глаголом can.
Учитель: включает фрагменты с движением животных с диска «Bambi». Учащиеся: запоминают движения животных.
Учитель: 1) раздает картинки с изображением разных животных, организует работу с целью подготовки монологических высказываний с опорой на заранее подготовленный рисунок по слайду 11 (схема‐опора для составления предложений); 2) предлагает учащимся раскрасить картинку с изображением Бэмби по слайду 12.
Учащиеся:
1) рассказывают о своем животном на картинке, используя опору;
2) раскрашивают картинку с изображением Бэмби в разные цвета, желающие могут выполнить задание на интерактивной доске.
Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Оценка и самооценка процесса и результатов деятельности. Учитель: объясняет домашнее задание, предлагает учащимся найти в интернете изображения друзей Бэмби, благодарит учащихся за работу. Учащиеся: анализируют свою работу на уроке, осознают качество и уровень усвоения учебного материала.
Личностные: повышение интереса к изучению английского языка, развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности; регулятивные: формирование умения организации учебной деятельности; коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции; познавательные: формирование положительного отношения к учебе.
Личностные: расширение лингвистического кругозора; регулятивные: взаимодействие с учителем и между собой во время беседы, осуществляемом во фронтальном и в парном режимах; коммуникативные: участие в диалоге, умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог‐расспрос (вопрос‐ответ) и диалог‐побуждение к действию; познавательные: умения отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самому задавать вопросы.
Личностные: совершенствование произносительных навыков; познавательные: развитие основных навыков произношения, интонации и понимания иноязычной речи.
Личностные: расширение словарного запаса; регулятивные: речевое развитие учащихся, использование речевых, опорных, наглядных средств для выполнения задания; коммуникативные: структурирование знаний, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; познавательные: знакомство с презентацией и выполнение заданий, умение работать на интерактивной доске.
Коммуникативные: понимание на слух речи учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; познавательные: совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов.
Личностные: умение работать в паре, умение точно выражать свои мысли; коммуникативные: умение выразительно читать вслух и про себя небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; познавательные: формирование приемов работы с информацией.
Личностные: критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; познавательные: умение осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме.
Познавательные: умение работать на интерактивной доске.
Личностные: формирование ценностно‐смысловой, нравственной, социальной ориентации; регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; познавательные: осуществление анализа информации.
В заключение добавим, что модульный подход в УМК «Английский в фокусе» позволяет использовать различные виды и формы обучения, осуществлять всестороннее развитие учащихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей восприятия и проработки учебного материала, развивать навыки самоконтроля и самооценки [3].
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по‐новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Современный учитель – это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознавший необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании [1].
1. Иванова Н.В. Изменения в обучении иностранному языку в начальной школе при переходе на ФГОС: опыт, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /fgos-po-angliyskomu-yazyiku/fgos-rabochie-programmi-angliiskiy-yazik/izmeneniya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyiku-v-nachalnoy-shkole-pri-perehode-na-fgos-opyit-perspektivyi.html
2. Марфида О.П. Урок английского языка в начальной школе с позиции требований ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://englishmylife.ucoz.ru/forum/36‐115‐1
3. Пушкина Ю.В. Специфика обучения английскому языку в начальной школе по УМК «Spotlight – Английский в фокусе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://predis.ru/dlya‐studenta/5‐kurs/spetcifika‐obucheniia‐angliiskomu‐ iazyku‐v‐nachalnoi‐shkole‐po‐umk‐spotlight/
Птицына Мария Ивановна
учитель
МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №2»
п. Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия)