Обучение информатике студентов музыкально-педагогических специальностей

muzikВ настоящее время информатика не только объединяет разнообразные сферы человеческой деятельности, но и все глубже проникает в эти сферы. Не смотря на такое стремительное развитие информационных технологий, на сегодняшний день, использование российскими музыкантами знаний по информатике и умение применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментарное. Музыканты не владеют необходимым уровнем знаний, чтобы в полном объеме освоить современный музыкальный специализированный компьютер и другие информационные средства и инструменты. Как следствие, они, зачастую, вынуждены работать вне мировой профессиональной информационной среды в частности и современного информационного общества в целом. Такая изолированность существенно сокращает перечень средств и методов профессиональной деятельности и реализации собственных творческих проектов, а также снижает коммуникативные возможности музыканта-педагога. Для решения
данной проблемы в частности, а также с целью интеграции России в современное информационное общество необходимы существенные изменения в сфере информатизации музыкального образования.

Сегодня у музыкантов имеется богатый спектр необходимых программных и аппаратных средств, позволяющих повысить эффективность профессиональной творческой деятельности за счет применения современных информационных технологий в своей работе. Дружественный, профессионально ориентированный пользовательский интерфейс дает возможность полностью сосредоточиться на творческом процессе, совершенно не отвлекаясь на технологические вопросы. Например, композитор имеет возможность непосредственно влиять на процесс создания алгоритмической композиции (менять отдельные данные, алгоритмы, «вторгаться» в различные элементы композиционной структуры), использовать музыкальный компьютер как инструмент, обладающий широкой палитрой художественно-эстетических возможностей для создания образа и выражения музыкально-творческих идей.

Современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) снимают принципиальные тембровые ограничения: всё определяется творческой фантазией, а также умением пользоваться специальным профессиональным музыкальным программным обеспечением. Новые коммуникационные технологии позволяют преодолеть географические, языковые и иные барьеры, обеспечивая тем самым расширение профессиональной
информационной среды. Также МКТ позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера.

Нами проанализированы методические проблемы обучения информатике и информационным технологиям студентов музыкально-педагогических специальностей в вузе. Выявлено, что эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в процессе творческой деятельности, когда учебная деятельность максимально приближается к содержанию музыкального образования, и новые дисциплины изучаются в контексте с деятельностью музыканта. Учитывая это, целесообразно выстраивать процесс обучения информатике и прикладным её аспектам для студентов музыкальных вузов на основе контекстного подхода. Данный подход позволяет максимально приблизить содержание информационного образования к творческой профессиональной деятельности музыканта, создает условия для лучшего понимания и эффективного усвоения программного материала по информатике, способствует формированию умения самостоятельно использовать полученные знания в творческой деятельности.

Таким образом, необходимым требованием к профессиональной подготовке будущих специалистов-музыкантов и особенно музыкантов-педагогов является развитие информационной компетентности, которая предполагает не только овладение средствами современных информационных технологий и МКТ, но и их применение в решении различных задач в области музыкального творчества. Опираясь, с одной стороны, на исследования посвященные проблематике формирования компетентностного подхода в образовании (А.В. Хуторской, С.В. Тришина, А.А. Темербекова, А.П. Тряпицина, Н.Ф. Радионова, О.В. Акулова и др.), а, с другой, — на работы, обобщающие опыт применения такого подхода в сфере подготовки музыкантов различных специальностей (В.В. Беличенко, И.Б. Горбунова, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, Е.А. Ложакова и др.), авторы статьи с целью развития информационной компетентности будущих музыкантов-педагогов разработали методику обучения дисциплине «Информационные технологии» для бакалавров педагогических ВУЗов по направлению 050100 «Педагогическое образование», входящую в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО третьего поколения.

Разработанная нами программа «Информационные технологии» рассчитана на 36 аудиторных учебных часов. Из них 18 часов отводится на лекционные занятия, 18 часов – на лабораторные работы. На самостоятельную работу студентов запланировано 36 часов. Таким образом, общее количество часов составляет 72. В нашей методике предусмотрено изучение как основных понятий дисциплины образовательной области «Информатика», так и знакомство со специализированными компьютерными программами и иными информационными и коммуникационными средствами работы в профессиональной музыкальной среде. Студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере музыкального компьютера, овладевают основными функциональными возможностями и пользовательским интерфейсом следующих групп прикладных программ для компьютерного музыкального творчества:

  • нотно-издательские программы;
  • программы-конструкторы;
  • программы-автоаранжировщики;
  • программы-секвенсеры;
  • библиотеки звуков, сэмплеры, виртуальные синтезаторы;
  • аудио редакторы;
  • программы сведения и мастеринга.

Процесс изучения программ каждой группы организован «от простого к сложному», что позволяет последовательно осваивать более совершенные инструменты работы и понять основные принципы обработки данных и построения пользовательского интерфейса для группы программ в целом. Такой подход ускоряет знакомство с конкретными приложениями и позволяет в дальнейшем самостоятельно осваивать новейшее программное обеспечение.

Также ставится задача обучения студентов работе с профессиональным программным обеспечением, решение которой необходимо для плодотворной творческой деятельности в современном информационном обществе. Студенты приобретают практические навыки создания собственных партитур с помощью компьютера, осваивают основы компьютерной аранжировки, приемы и методы работы с музыкальными программами, создают собственные оригинальные аранжировки и композиции.

В данной программе рассматриваются понятия, компоненты и основные возможности информационной образовательной среды, проводятся практические работы с современными образовательными порталами для преподавателей музыки. Также уделено внимание электронным образовательным ресурсам (музыкальным энциклопедиям, словарям, нотным хрестоматиям и программам для обучения музыке). Программа
включает теорию и практику использования мультимедиа-технологий в образовании и использование музыкального компьютера как помощника педагога-музыканта:

  • технические и программные средства мультимедиа;
  • технологии подготовки мультимедийных презентаций в процессе преподавания музыкальных дисциплин;
  • технологии создания цифровых образовательных ресурсов.

Также затронуты вопросы использования средств коммуникации, мировых сетей и их ресурсов. Даются базовые навыки работы с сервисами Интернет и основные принципы их использования. На примере музыкальных проектов рассматриваются облачные технологии и перспективные возможности совместной работы, системы дистанционного обучения, основы безопасной работы в Интернет. Дается обзор вопросов защиты информации и авторских прав, а также основных правонарушений в сфере информационных технологий.

Один из модулей программы посвящён рассмотрению вопросов моделирования процесса музыкального творчества c использованием разработанных в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена компьютерных систем.

Особое значение придается приобретению навыков самостоятельного обучения в процессе использования прикладного программного обеспечения и активной работе студентов по закреплению получаемых знаний. Овладение основными принципами и системой работы в среде компьютерных приложений необходимо для успешной профессиональной деятельности в будущем. Такой творческий поиск способствует не только приобретению новых знаний будущими музыкантами-педагогами, но и усиливает интерес к образовательному процессу в целом.

Программа «Информационные технологии» за счет введенного нами широкого использования возможностей МКТ позволяет студентам музыкально-педагогических специальностей лучше понять и изучить информатику, освоить больше методических средств для формирования индивидуальной образовательной траектории и реализации педагогических технологий с использованием МКТ в будущей профессиональной деятельности музыканта-педагога. Это достигается также за счет включения в рабочий учебный план дисциплины не только заданий, способствующих лучшему усвоению стандартного базисного курса ИТ студентами-музыкантами с учетом профессионально-обусловленных особенностей восприятия ими естественнонаучных дисциплин, но и заданий, позволяющих изучить материал, который обычно не рассматривается в лекционном курсе, но необходим в будущей профессиональной деятельности учителя музыки.

Возможность включения в программу дополнительного материала реализуется за счет применения МКТ, которые повышают эффективность использования отведенного на программу времени. Также данная программа включает базовые понятия в области информатики, что позволяет в процессе обучения восполнить недостаток знаний по информатике студентов музыкально-педагогических специальностей, которые поступили в ВУЗ после ступени среднего профессионального образования и не получили достаточной информационной подготовки. Такой подход реализован с целью гармоничного вхождения студентов, имеющих разный уровень подготовки в области информатики, в процесс обучения ИТ в целом и в рассматриваемый комплекс программ, в частности.

В процессе практического освоения различных тем, включенных в дисциплину, студентами выполняются соответствующие учебные задания, которые выполняются в форме проекта и предполагают применение МКТ. Использование проектного подхода позволяет максимально приблизить выполняемые задания к будущей профессиональной деятельности и существенно повышает мотивацию студентов в процессе обучения.
Так, например, при изучении средств отображения информации и проекционных технологий, а также интерактивных технологий и систем трехмерной визуализации студенты выполняют проект по анализу музыкальной информации с использованием различных вариантов ее двух и трехмерного графического отображения в программе Sonic Visualiser. Ряд проектов выполняется группами по 2-3 студента, что помогает формировать навыки совместной работы и позволяет нагляднее продемонстрировать преимущества использования современных коммуникационных возможностей в профессиональной области. Например, при выполнении задания по теме «Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании» студенты используют музыкальный online секвенсер Soundation, и изучают его основные возможности. В ходе работы им необходимо создать собственный музыкальный проект в данном ресурсе и провести online анализ работ участников своей группы. Особенностью реализации проекта является отсутствие непосредственного взаимодействия в группе и осуществление всех коммуникаций только через сеть Интернет.

Таким образом, данные проекты направлены на закрепление полученных знаний и навыков в сфере ИТ и формирование информационной компоненты профессиональной компетентности учитывая особенности восприятия студентов-музыкантов.

Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего дня: активизацию творческих форм работы с использованием МКТ, в частности, инструментария компьютерного музыкального творчества. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, должны поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству.

Разработанная методика объединяет направления высокотехнологичной информационной, образовательной и музыкальной сфер, что способствует созданию особой образовательной среды, процесс обучения в которой расширяет кругозор студентов, повышает профессиональный уровень, и, самое главное, развивает продуктивное творческое сознание, так необходимое современному педагогу-музыканту.

Автор Панкова А.А.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 3,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*