Внутришкольная система профессионального развития как составляющая профессиональной компетентности учителя

teach4Думаю, никто не будет спорить с утверждением: «Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей». Отсюда первостепенная задача-повышение профессиональной компетентности учителей. Федеральный Закон «Об образовании», ФГОС определяют современные требования к современному учителю. В Национальной  образовательной стратегии «Наша новая школа» определены базовые параметры модернизации современной школы. Новая школа требует и новых учителей. Учителей, готовых и умеющих организовать такую развивающую среду, в которой любой ребенок получит возможность овладеть новыми способами деятельности. Такая развивающая среда позволит формировать и развивать именно те компетенции, которые обозначены базовыми в ФГОС.

Позволю себе обозначить некоторые реперные точки. Во-первых, учителю важна готовность к самообразованию. Учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше. Информационный поток приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу полученных учителем знаний. Быстро растёт кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой.

Чтобы стать хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. В практике работы сложилась определённая система форм такой учёбы. Это курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания предметных комиссий и методических объединений, школы передового опыта, семинары молодых учителей, творческие группы и другое. Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий. Поэтому  самообразование  и принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста учителя как специалиста.

Во-вторых, в условиях перехода на новые образовательные стандарты возникает потребность в повышении профессиональной компетентности педагога. Эту задачу можно решать за счёт разных форм повышения квалификации учителей. Сегодня актуальной становится внутришкольная система профессионального развития как одна из составляющих профессиональной компетентности учителя.  Основная цель внутришкольной системы профессионального развития– формирование методической компетенции при переходе на ФГОС.   Основные задачи внутришкольной системы профессионального развития: определение единой методической темы на учебный год; создание условий для постоянного обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога; выявление наиболее перспективного педагогического опыта и презентация на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном); вовлечение в активную методическую работу педагогов. Внутришкольная система профессионального развития учителей в МКОУ «Русскополянская гимназия №1» представляет собой несколько  взаимосвязанных компонентов.

Компоненты

Цели и задачи:

 

Формы работы

1.Повышение профессиональной компетентности педагогов подготовка высоковалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов

 

-участие в НПК, РМО, семинарах

-участие в конкурсах, проектах, Телеком.инициативах,

-временные творческие группы,

-персональные темы самообразования

2.Формирование, изучение и распространение педагогического опыта выявление  перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях

 

 

-МО, РМО, ВМО,

-публичные отчеты учителей,

-мастер-классы, открытые уроки,

-публикации,

-Интернет-сообщества,

-конкурсы педмастерства

3.обеспечение мотивации педагогического труда стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов -материальное поощрение педагогов-новаторов,

-награждение почётными грамотами разного уровня, правительственными и отраслевыми наградами учителей, за  личностный вклад в развитие образовательной деятельности школы, муниципальной и региональной систем образования;

-рекомендации педагогам к  распространению перспективного опыта работы педагогическому сообществу на различных уровнях

 

4.организация внеучебной и внеурочной деятельности с обучающимися создание условий для самореализации, личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в различных направлениях их деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала и проявления творческих способностей

 

-Организация работы клубов, кружков, секций,

-организация внеурочной работы по направлениям,

-услуги социума (ДДТ, музеи, библиотеки и др.),-участие в конкурсах, фестивалях, выставках с презентацией достигнутого

5.работа с одаренными детьми Создание развивающей среды -Индивидуальные траектории развития и педагогического сопровождения,

-Работа Центра Развития

6.методическая поддержка в аттестационный период Повышение методической компетенции педагогов -знакомство с Положением о порядке аттестации,

-повышение квалификации (курсовая подготовка, обучающие семинары, трансляция педагогического опыта),

-оформление портфолио педагога;

-проведение методических консультаций по индивидуальному запросу педагога;

-обучение самоанализу педагогической деятельности за межаттестационный период

Формы работы — создание мобильных, творческих групп, работающих по определенной тематике. (Преемственность в обучении на ступени НОО и ООО, Мониторинг планируемых результатов, Учимся проектировать в соответствии с требованиями ФГОС, Формирование и развитие исследовательской культуры педагога и обучающихся).

Группа работает в течение 2 четвертей, далее знакомит коллектив с теоретическими выкладками, имеющимися наработками, представляет мастер-класс. Работа по повышению профкомпетентности выстраивается в режиме действующих  теоретических и практико-ориентированных семинаров. (Знакомство с Порядком Аттестации, Портфолио педагога, Неформальное и информальное образование, освоение междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения»). Сегодня перспективной формой работы стали коучинг-проекты, в режиме стажировочных площадок регионального ИнКо (Способы проектирования учебных ситуаций, Конструирование учебной задачи на ступени НОО и  ООО).

Вся выстроенная работа предусматривает мониторинговую работу для дальнейшей стратегии по вопросу повышения профессиональной компетенции педагогов.

Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется по следующим направлениям:

«Информационная компетентность педагога»,

«Психологическая компетентность педагога»,

«Методическая компетентность педагога».

Направление «Информационная компетентность педагога». Цель: обеспечение повышения информационной компетентности учителей.  Это освоение ИКТ-технологии,  использование интерактивной доски, освоение новых программ, участие в телекоммуникационных вопросах, организация школьного фестиваля медиауроков и др. Обучение осуществляется на базе школьного кабинета информатики силами педагога-тьютора (учителя информатики).

Направление «Психологическая компетентность педагога». Цель: обеспечение повышения психологической компетентности учителей  через реализацию программы психологического всеобуча. Это теоретические и практические семинары, консилиумы, час психологической разгрузки, диагностики и мониторинг в учебно-воспитательном процессе и др. Обучение осуществляется на базе школьного кабинета психолога силами работников социально-психологической службы (психолог, социальный педагог).

Направление «Методическая компетентность педагога.»  Цель: создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций – обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога через проведение обучающихся, проблемных, научно-методических семинаров, круглых столов, педагогических мастерских, мастер-классов по актуальным вопросам модернизации образования. Обучение осуществляется в режиме работы кафедр.

В условиях современной общеобразовательной школы внутришкольная система профессионального развития учителя приобретает большое значение. Можно выделить ряд достоинств: непрерывность процесса развития профессиональной компетентности учителя; возможность  учёта особенностей образовательной организации;  мониторинг роста учителей и происходящих изменений; мониторинг в знаниях и развитии учащихся; индивидуальные маршруты развития. «Управлять – значит, приводить других к успеху”. Поэтому принципы работы можно выделить следующие: Мотивация (важно помочь педагогу ощутить значимость его работы); Индивидуальный подход  к учителю (общий успех складывается из деятельности каждого педагога); Единые цели для коллектива (значимые и   как собственные).

Созданная внутришкольная система профессионального развития как составляющая профессиональной компетентности  учителя позволяет успешно решать задачи, поставленные перед школой на современном этапе развития нашего общества.

Ресурсы:

  1. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003
    2. Казарницкая Т., Головина И.,.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки.  Директор 2002 №6,
    3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004 С.3-
    4. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
    5. Нестеров В.В. Белкин А.С.  Педагогическая компетентность.

Автор

Клаус Ирина Михайловна,

МКОУ «Русскополянская гимназия №1»

Учитель биологии, заместитель директора

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*