Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ‒ принципиально новый для российского образования документ, на многие годы определяющий стратегию развития школы. Он модернизирует все компоненты педагогической системы образовательного учреждения и, с этой точки зрения, может рассматриваться как системная педагогическая инновация.
Подготовка к введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования ‒ одна из основных задач работы областного института повышения
квалификации педагогических кадров, т.к. важнейшим требованием к обеспечению введения ФГОС является системность подготовки и научно-методическое сопровождение педагогов.
Данные задачи решаются через следующие направления деятельности:
1. Организация курсов повышения квалификации, областных и районных проблемных семинаров.
2. Консультационное сопровождение введения и реализации ФГОС.
3. Подготовка и издание методических рекомендаций.
4. Организация инновационной деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, в институте разработан и реализуется план-график методического, организационного, информационного сопровождения педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения и реализации ФГОС. Кадровый потенциал образовательных учреждений области характеризуется высоким профессиональным уровнем учителей. Сегодня в системе начального образования учебный процесс осуществляют 367 учителей начальных классов.
Возросло число учителей начальных классов с высшим образованием — с 53% в 2011 г. до 59 % в 2013 г. Анализ количественного состава показывает, что самый высокий процент педагогов с высшим образованием в образовательных учреждениях г. Биробиджана, Облученского, Смидовичского районов. Из общего количества педагогов области 41 учитель имеет высшую квалификационную категорию (11%), за три года данный показатель возрос на 8 %, 131 ‒ первую категорию, что на 26% больше, чем в 2011 году.
Число молодых специалистов, работающих в области, составляет в 2013 году 7 %, это на 2 % выше, чем в 2012 году. Таким образом, в области наблюдается рост количества молодых педагогов, повышение уровня квалификации учителей, это значит, что в образовательных учреждениях создаются условия для профессионального роста каждого педагога.
Реализация ФГОС НОО требует от учителя иного уровня квалификации: учителя готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде; учителя способного качественно обеспечить подготовку учащихся начальной школы к продолжению обучения в основной школе. Так, в течение 3-х лет на базе ОблИПКПР были организованы и проведены курсы для учителей, работающих по новым ФГОС НОО. Программа данной курсовой подготовки учителей ориентирована на рассмотрение особенностей проектирования образовательной программы и рабочих программ с
учетом требований стандарта.
Основной целью курсов являлась подготовка учителей начальных классов к реализации стандарта, ориентирование их на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом. В
ходе курсов слушатели разрабатывали и представляли для защиты конспекты уроков с использованием технологии системно-деятельностного подхода, рабочие программы по предметам; планировали систему упражнений по формированию УУД через разные УМК; проектировали портфолио младшего школьника как составную часть накопительной оценки достижений обучающихся в рамках ФГОС. Всего было проведено 12 курсов, на которых прошли обучение более 400 учителей начальных классов (100%).
С целью оказания консультативной помощи педагогам на базе института проводятся обучающие семинары, групповые, индивидуальные консультации по вопросам анализа и структуры урока в рамках ФГОС, разработки основной образовательной программы начального общего образования, конструирования и оценки учебных заданий.
Ежегодно, начиная с 2010 года, проводятся советы института и конференции по наиболее актуальным вопросам реализации ФГОС НОО: «Преемственность дошкольного и начального образования на основе нового поколения государственных стандартов общего начального образования» (октябрь 2010 г.), «ФГОС в начальной школе: первый опыт введения, проблемы и механизмы их разрешения на региональном, муниципальном и школьном уровнях» (апрель 2012 г.), «Опыт реализации ФГОС начального общего образования и перспективы введения ФГОС основного общего образования в ЕАО» (октябрь 2013 г.).
Организационно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС НОО для педагогов ОУ реализовывалось через подготовку методических рекомендаций по разработке образовательными учреждениями ЕАО основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, по организации внеурочной деятельности, методические рекомендации по системе оценке достижений обучающихся 1-х классов, организации внутришкольного контроля в условиях введения ФГОС НОО и др.
С целью распространения передового педагогического опыта учителей по введению и реализации ФГОС НОО на базе ОблИПКПР был обобщен опыт работы 9-ти педагогов. С изданными брошюрами на курсах повышения квалификации и областных семинарах ознакомлены учителя начальных классов. Сборники передового педагогического опыта рекомендованы к практическому применению в образовательных учреждениях Еврейской автономной области.
Отдельное место в системе повышения профессионального мастерства учителей начальной школы занимают конкурсные мероприятия. Так, в 2012-2013 учебном году ОблИПКПР был организован областной конкурс по теме «Метапредметный урок в начальной школе». Основные задачи конкурса:
– выявить способы включения метапредметных тем в уроки в начальной школе, формы и методы их изучения;
– популяризировать и поддержать уроки, которые ориентированы на получение метапредметных результатов;
– способствовать распространению современных перспективных технологий и методик построения метапредметного урока в начальной школе посредствам создания методической копилки уроков, ориентированных на получение метапредметного результата.
В конкурсе приняли участие 39 педагогов из каждого муниципального образования области. По итогам конкурса определены победители и участники. Все педагоги награждены дипломами института.
Сегодня новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие
всем требованиям стандарта. Вариативность начального образования в ЕАО осуществляется путем использования в общеобразовательных учреждениях следующих УМК: «Перспектива», «Школа России», «Гармония», «Планета знаний», «Школа 2100», система Л.В. Занкова.
Анализ использования образовательных систем, реализующих ФГОС, показывает, что традиционная программа обучения является ведущей в школах области(комплект учебников УМК «Гармония»). По УМК этой программы работают 104 класса, что составляет 46,4 % от общего количества 1-2-х по ФГОС и 3-х (пилотных) классов школ области. На втором месте по распространению стоит образовательная система «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, по данной программе работает 33% начальных классов (73). В течение 3-х лет во всех ОУ Смидовичского района апробируется УМК «Планета знаний», в Облученском районе начали обучение по программе «Школа 2100», НОШ №14 г. Биробиджана продолжает апробацию образовательной системы «Перспектива».
Таким образом, в ОУ области отдается предпочтение УМК, направленным на всестороннее развитие личности обучающихся, на формирование группы требований к результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО.
В течение 2-х лет, с целью определения уровня сформированности метапредметных результатов, была освоена процедура оценки качества образования первоклассников. Анализ результатов метапредметных достижений обучающихся показал, что процент выполнения обязательных заданий (базовый уровень) по ЕАО в 2011-2012 учебном году составил 78%, а в 2012-2013 учебном году ‒ 89,4%. т.е показатель
уровня сформированности метапредметных умений стал выше на 11,4%. Это говорит о более глубоком методическом понимании педагогами содержания и технологии организации и проведения комплексной работы, о качественной подготовке первоклассников в рамках стандарта. Хочется отметить, что самый высокий результат выполнения базовых заданий у первоклассников г. Биробиджана и Смидовичского района.
Одним из направлений деятельности ОблИПКПР по сопровождению введения и реализации ФГОС НОО является изучение состояния преподавания предметов начальной школы в образовательных учреждениях
области. В течение 3-х лет было посещено 131 образовательное учреждение, около 200 уроков и занятий. При посещении каждого образовательного учреждения руководителям, заместителям, учителям оказывалась методическая помощь по вопросам реализации ФГОС, по методике преподавания предметов.
Для успешного поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования на территории ЕАО в течение 4-х лет 3 школы (МБОУ НОШ №14 г. Биробиджана, МБОУ СОШ с. Птичник Биробиджанского района, МКОУ НОШ с. Ленинское Ленинского района) определены площадками опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ведущими целями которых является: накопление и распространение опыта введения и реализации ФГОС начального общего образования; оказание методической и
консультативной помощи образовательным учреждениям, приступившим к введению ФГОС с 1 сентября 2011 года.
Представление пилотными площадками результатов апробации внедрения ФГОС педагогическому сообществу происходит в форме мероприятий по обмену опытом, обучающих семинаров, семинаров-практикумов по темам «Организация внеурочной деятельности при внедрении ФГОС НОО», «Формирование УУД средствами вариативных УМК» (НОШ № 14 г. Биробиджан), «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО» (НОШ с. Ленинское), «Современный образ выпускника начальной школы: основные требования, актуальные задачи. Портфель достижений», мастер-классы учителей начальных классов СОШ с. Птичник. Благодаря деятельности экспериментальных площадок по введению стандарта на территории ЕАО руководители, педагоги образовательных учреждений имели полное представление об организации работы школы в рамках реализации ФГОС НОО с 1 сентября 2011 г.
Необходимо отметить, что важной и неотъемлемой частью процесса образования в рамках реализации стандарта является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся; способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Сегодня внеурочной деятельностью охвачены все обучающиеся образовательных учреждений ЕАО. Детям и их родителям предоставляется возможность выбора широкого спектра направлений внеурочной
деятельности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). В результате во всех школах определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности, т.е. деятельность осуществляется за счет ресурсов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, разработаны рабочие программы кружков и секций.
И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что сегодня те вопросы, которые возникают в процессе реализации стандарта, а именно совершенствование деятельности учителей при использовании новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, анализ качества предоставления услуг в рамках внеурочной деятельности, организация коллектива учителей-единомышленников, а также организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, решаемы, и институт в свою очередь будет оказывать помощь образовательным учреждениям и нашим педагогам.
Е.А. Малышева, старший преподаватель,
и.о. заведующей кафедры коррекционного, начального и
дошкольного образования ОблИПКПР