Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и одной из главных форм обучения.
Выявление основных требований к современному уроку в условиях внедрения ФГОС
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), в которых на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же особенности современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
В основание новой технологии урока заложены три постулата:
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Требования к современному уроку:
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остается одной из главной форм организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который – демонстрирует универсальные и предметные способы действий, – инициирует действия учащихся, – консультирует и корректирует их действия, – находит способы включения в работу каждого ученика, – создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в школе.
Системно-деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта возможно прежде всего путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. И это влечет за собой необходимость нового для традиционной школы позиционирования учителя. Сегодня у нас такая модель обучения: дети «сидят правильно» и слушают учителя. А по-хорошему, учитель должен быть актером второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать ребенку самостоятельно добывать знания. Поразмыслить над этим вопросом позволяют высказывания известного современного педагога Ш. Амонашвили: «Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна, прежде всего, давать знания, умения, навыки, ‒ но какие и каким путем?.. Мы говорим о всеобуче, но эта прекрасная задача ‒ всеобщее обучение ‒ понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу, и там им дают знания и умения. А кто не берет их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа ‒ не раздаточный пункт, не склад готовых знаний… Первая задача‚ школы ‒. Развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки».
Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».
Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок стандарта необходимо еще одно, не менее важное условие, ‒. создание на уроке психологически комфортной атмосферы.
Поэтому в первую очередь меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования –– это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция ученика –– активный деятель.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца XX и начала XXI века, современный урок –– это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Для полноценного и эффективного планирования урока предлагается использование технологических карт. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
Технологическая карта позволит учителю:
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Я могу предложить несколько форм построения технологической карты урока. Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
Критерии эффективности современного урока
Заключение
Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Время «готовых» уроков постепенно проходит. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Л.Н. Коваленко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №10» г. Биробиджана