Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
Общие принципы, реализующие указанные цели:
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Круг детского чтения. Тематика
«Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания.
Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.
Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно- познавательная литература.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов.
— Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.
— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения 80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.
— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.
— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.
— Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.
-Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.
-Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.
-Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.
-формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.
-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.—
— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.
-Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.
— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.
-Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.
-Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.
-Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).
—Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.
— Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.
-Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.
-Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.
-Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.
-Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.
-Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.
-Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.
— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).
-Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.
— Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена.
-Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.
Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.
-Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета
-Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр, имеющийся только в русском фольклоре.
Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).
-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.
-формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.
-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги в мировой культуре. | 9 часов |
2. | Истоки литературного творчества. | 19 часов |
3. | О Родине, о подвигах, о славе. | 14 часов |
4. | Жить по совести, любя друг друга. | 14 часов |
5. | Литературная сказка. | 16 часов |
6. | Великие русские писатели. | 25 часов |
7. | Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. | 5 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
НРК | 3 | 2 | 4 | 5 | 14 |
Сокращения:
Тип, форма урока
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
Виды деятельности (ВД)
ИВД – индивидуальный
ФВД – фронтальный
ГВД – групповой
ПВД — парный
Виды и формы контроля на уроке (контрольная работа в КТП прописывается как отдельный урок с указанием темы работы)
Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
З — зачет
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
— наизусть 10-12 стихотворений;
-5-6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
— читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
— читать про себя произведения различных жанров;
— читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
-выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
-находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
— находить метафоры и сравнения на примере загадки;
-различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
-пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
— соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
-составлять план, озаглавливать текст;
-различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
— пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
-находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
-соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
-находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
-пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
-выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
-определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс
№ п/п урока | Тема урока | Тип/форма урока | Виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Вид и формы контроля | Дата проведения (план) | Корректировка | |||||||||||||||
Освоение предметных знаний | УУД
|
|||||||||||||||||||||
1. | Раздел: Книга в мировой культуре – 9 ч.
Вводный урок по курсу.. Содержание учебника. |
ИНМ | ФВД | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.
|
УО | ||||||||||||||||
2. | Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» | ИНМ | ИВД | Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей.
Работа с текстом, пересказ.
Участвовать в работе группы отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений
|
Рассуждать о роли книги в мировой культуре. | УО ФО | ||||||||||||||||
3. | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. |
ИМН |
ФВД | Читать вслух и про себя. | ||||||||||||||||||
4. | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | ИМН | ФВД | Группировать высказывания по темам. | РК СР | |||||||||||||||||
5. | История книги. Подготовка сообщения на тему. | СЗУН | ФВД | Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений | СР УО | |||||||||||||||||
6. | Удивительная находка. Пересказ текста. | СЗУН | ГВД | УО СП | ||||||||||||||||||
7. | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | УОСЗ | ГВД | Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. | ||||||||||||||||||
8. | Контрольная работа | КЗУ | ИВД | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | ||||||||||||||||||
9. | Раздел: Истоки литературного творчества-19ч.
Вводный урок по содержанию раздела. |
ИНМ | ФВД | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий:притчи, былины, мифы. | УО | |||||||||||||||||
10. | Пословицы разных народов. Сочинение на тему | СЗУН | ИВД |
|
Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. | СР | ||||||||||||||||
11. | Библия-главная священная книга христиан. | ИНМ | ФВД | Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. | ФО УО | |||||||||||||||||
12. | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | ИНМ | ПВД | Объяснять нравственный смысл притч. | ВП | |||||||||||||||||
13. | Милосердный самарянин (из Нового Завета). | СЗУН | ГВД | Читать вслух и про себя. | СР | |||||||||||||||||
14. | Былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | СЗУН | ПВД | Выявлять особенности былинного текста. | СР | |||||||||||||||||
15. | Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | СЗУН | ФВД | Сравнивать былину со сказочным текстом. | РК | |||||||||||||||||
16. | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | УОСЗ | ПВД | Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. | УО ВП | |||||||||||||||||
17. | Устное сочинение по картине В. Васнецова Славянский миф. Особенности мифа. | УОСЗ | ИВД | Рассказывать о картине. | ФО | |||||||||||||||||
18. | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | ИНМ | ГВД | Выявлять особенности мифа.
Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. |
ВП | |||||||||||||||||
19. | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | УОСЗ | ГВД | Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу..
|
Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.
Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
ВП | ||||||||||||||||
20. | Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | ИНМ | ИВД | Распределять роли; договариваться друг с другом. | СП | |||||||||||||||||
21. | Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | ИНМ | ГВД | Составлять сказку по аналогии с данной сказкой | СП ВП | |||||||||||||||||
22. | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. | ИМН | ГВД | Участвовать в работе группы. | СР | |||||||||||||||||
23. | Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. | ИМН | ИВД |
|
Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. | ФО | ||||||||||||||||
24. | Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. |
ЗИМ |
ФВД | Читать вслух и про себя. | ||||||||||||||||||
25. | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | ЗИМ | ФВД | Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение. | ||||||||||||||||||
26. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | УОСЗ | ФВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | РК | ||||||||||||||||
27. | Контрольная работа. | КЗУ | ||||||||||||||||||||
28. | Раздел: О Родине, о подвигах, о славе-14ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
|
ИНМ |
ФВД |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.
Объяснять смысл пословиц |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.
Определять смысл понятий:поступок, подвиг. |
|||||||||||||||||
29. | К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | ИНМ | ФВД |
|
Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. | ФО | ||||||||||||||||
30. | Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский.Русь | ЗИМ | ПВД | Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.
Сравнивать произведения литературы и живописи.
|
ВП СР | |||||||||||||||||
31. | Александр Невский.. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | ИНМ | ГВД | Читать вслух и про себя. | СР | |||||||||||||||||
32. | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | СЗУН | ИВД | Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. | СР | |||||||||||||||||
33. | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | ИНМ | ИВД | Называть особенности исторической песни. | РК | |||||||||||||||||
34. | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | ЗИМ | ГВД | Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. | ФО | |||||||||||||||||
35. | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | ИМН | Читать вслух и про себя. | УЛ | ||||||||||||||||||
36. | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | ИМН | ГВД | Рассказывать о картине,об изображённом на ней событии. | СП | |||||||||||||||||
37. | Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | УОСЗ | ФВД | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. | ФО | |||||||||||||||||
38. | Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | СЗУН | Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. | |||||||||||||||||||
39. | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. | СЗУН | ГВД | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | СП | |||||||||||||||||
40. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | УОСЗ | ИВД | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. | ВП | |||||||||||||||||
41. | Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | УОСЗ | ГВД | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. | УО | |||||||||||||||||
42. | Раздел: Жить по совести, любя друг друга-14 ч.
Вводный урок по содержанию раздела. |
ИНМ |
ФВД |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. |
СП |
||||||||||||||||
43. | А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. |
ИМН |
ПВД |
Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. | СР | |||||||||||||||||
44. | И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | ЗИМ | ИВД | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. | РК УО | |||||||||||||||||
45. | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. |
ИНМ |
ПВД |
|
Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. |
СП
|
||||||||||||||||
46. | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | ЗИМ | ГВД | Составлять текст по аналогии с данным. | ФО | |||||||||||||||||
47. | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | ИНМ | ИВД | Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях. | РК | |||||||||||||||||
48. |
И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. |
СЗУН | ФВД | Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы | Соотносить содержание текста и пословицу. | |||||||||||||||||
49. | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. | ИНМ | ИВД |
|
СР | |||||||||||||||||
50. | Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» | УОСЗ | ГВД | Определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. | СР | |||||||||||||||||
51. | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. | СЗУН | ИВД | Выявлять особенности юмористического текста. | РК | |||||||||||||||||
52. | Семейное чтение. В. Драгунский. Смысл рассказа. | СЗУН | ИВД | Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. | СП | |||||||||||||||||
53. | Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. | СЗУН | ФВД | Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. | СП | ||||||||||||||||
54. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | УОСЗ | ИВД | Различать жанры художественных произведений:стихотворение, рассказ, сказка. | ВП | |||||||||||||||||
55. | Контрольная работа. | КЗУ | ИВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||||||||||||||||||
56. | Раздел: Литературная сказка-16 ч.
Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок. |
ИНМ |
ФВД |
|
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.
Определять тему и название выставки книг. |
УО |
||||||||||||||||
57. | Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. | ИНМ | ИВД |
|
Писать отзыв на книгу.представлять книгу в группе;мдавать ей оценку. | СП РК | ||||||||||||||||
58. | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. | ЗИМ | ПВД | Выявлять особенности литературной сказки. | ФО | |||||||||||||||||
59. | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. | ЗИМ | ПВД | .Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. | УО РК | |||||||||||||||||
60. | Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. | ИМН | ФВД | |||||||||||||||||||
61. | Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. | ИМН | ГВД | СР | ||||||||||||||||||
62. | Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. | ЗИМ | ИВД | ФО | ||||||||||||||||||
63. | Сказки Г.-Х. Андерсена. | ЗИМ | ФВД | |||||||||||||||||||
64. | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | ИНМ | ГВД | Сравнивать сказки разных писателей. | ВП | |||||||||||||||||
65. | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. | ЗИМ | ФВД | Выявлять особенности поэтического текста сказки. | УО РК | |||||||||||||||||
66. | Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | СЗУН | ИВД | ПР | ||||||||||||||||||
67. | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | ИНМ | ГВД | ВП | ||||||||||||||||||
68. | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | ЗИМ | ПВД | СП | ||||||||||||||||||
69. | Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | СЗУН | ФВД | |||||||||||||||||||
70. | Создание сказки по аналогии. | СЗУН | ПВД | Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. | ||||||||||||||||||
71. | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей..И.Токмакова. Сказочка о счастье. | СЗУН | ФВД | Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. | Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | ВП ФО | ||||||||||||||||
72. | Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. | СЗУН |
|
УО | ||||||||||||||||||
73. | С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. |
УОСЗ |
ИВД |
ФО | ||||||||||||||||||
74. | Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение | ||||||||||||||||||||
75. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | УОСЗ | ФВД | Составлять каталог на определённую тему. | ПР РК | |||||||||||||||||
76. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. | УОСЗ | ГВД | Составлять аннотацию к книге. | СР | |||||||||||||||||
77. | Контрольная работа. | КЗУ | ИВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||
78. | Раздел: Великие русские писатели-25 ч.
Вводный урок по содержанию раздела.
|
ИНМ | ФВД | Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.
Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности-метафора, олицетворение, эпитет, сравнение |
УО | ||||||||||||||||
79. | Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. | ИНМ | ПВД | Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | ФО | |||||||||||||||||
80. | Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина | ЗИМ | ФВД |
|
Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».
Сравнивать сюжет народной и сюжет лСравнивать литературные сказки.итературной сказки. |
ВП РК | ||||||||||||||||
81. | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок. | ЗИМ | ПВД | Сравнивать сказки разных писателей.
Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. |
ФО | |||||||||||||||||
82. | А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… |
СЗУН |
ПВД |
Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи | Выбирать стихи для выразительного чтения.
Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. |
|||||||||||||||||
83. | Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы |
СЗУН |
ИВД |
Читать вслух и про себя.
Сравнивать произведения живописи и литературы. |
УО |
|||||||||||||||||
84. | Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. |
СЗУН |
ИВД |
Составлять рассказ по картине;
представлять его в группе. |
Составлять рассказ по картине
|
СР | ||||||||||||||||
85. | М. Лермонтов. Рождение стихов.М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. |
ИНМ |
ФВД | Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.
Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. |
Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. | УО СП | ||||||||||||||||
86. | М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Утёс. . Бородино. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника.Особенности исторической песни. | ЗИМ | Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Выявлять особенности исторической песни.
Читать по ролям. |
ВП РК | ||||||||||||||||||
87. | Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman. | ИНИ | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. | ВП | ||||||||||||||||||
88. | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | ЗИМ | ФВД | Сравнивать произведения живописи и литературы. | ФО | |||||||||||||||||
89. | И. Бунин. Ещё холодно и сыро.
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. |
СЗУН | ФВД | Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов | РК СР | |||||||||||||||||
90. | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | СЗУН | Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. | |||||||||||||||||||
91. | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег.
|
СЗУН | ИВД | Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ | СП ВП | |||||||||||||||||
92. | Басни Л.Толстого. | |||||||||||||||||||||
93. | Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. | ИМН | ИВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ВП | |||||||||||||||||
94. | Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. | ЗИМ | Пересказывать тексты подробно и кратко. | УО РК | ||||||||||||||||||
95. | Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. | СЗУН | ГВД |
Распределять роли. Инсценировать произведение. |
||||||||||||||||||
96. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | УОСЗ | ФВД | Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. | СР | |||||||||||||||||
97. | Контрольная работа. | КЗУ | ИВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||
98-102 | Раздел: Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения-5 ч. Повторение, обобщение изученного в 4 классе | УОСЗ | ФВД | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
|
Автор Хабирова Гульнара Раилевна
Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 320 г. Санкт-Петербурга