В 1 классе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, т. к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки по другим школьным предметам. Раздельное изучение русского языка и литературного чтения в 1 классе начинается после изучения курса«Обучение грамоте».
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена paбота учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда па каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов paботы
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать, дифференцированный и индивидуальный подход к обучению