Используйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Тема«Физические процессы на уровне молекул и атомов» объединена общей смысловой подложкой — мы предлагаем третьеклассникам обсудить природу физического процесса (растворение, диффузия), опираясь на представления о молекулярном (атомарном) строении вещества.
Во втором классе мы уже предлагали школьникам подобные форматы работы, однако впрямую на идею атомарного строения вещества мы не ссылались. В первом классе школьники обсуждали процесс растворения сахара и судьбу отдельных его частичек.
Чтобы двигаться дальше в этой теме — посмотрите текст методических рекомендаций по темам «Сахарный вкус» (1 класс), «Свойства воды» и «Загадки тепла и холода» (2 класс).
— Некоторые дошкольники считают, что если соль или сахар растворить в воде, то вещество будет распадаться на частицы до тех пор, пока частицы полностью не исчезнут. При этом вкус останется. Как доказать, что частицы вещества не исчезают?
Работа с таблицей в рамках этой же темы нужна для того, чтобы третьеклассники высказали все свои сомнения относительно молекулярного (атомарного) строения вещества. А у них их предостаточно: «Атомы, из которых состоит письменный стол, человеческая рука, книга — они универсальные или разные?», «Связи между атомами можно разрушить, а можно ли их укрепить?», «Почему вещество, состоящее из молекул или атомов, в одних случаях не рассыпается, а в других (как в случае с сахаром) рассыпается?».
Конечно, все эти вопросы являются уже вопросами «второго прядка» на фоне общего представления, что молекулы и атомы существуют. Но эти вопросы есть, и они должны быть обязательно зафиксированы.
Переходя ко второй теме — предлагаем провести опыт:
— Возьмите предметное стекло, капните на него в двух местах по капле воды. Соедините капли «водяным мостиком». В одну каплю поместите кристаллик марганцовки. Здесь мы пока не обсуждаем причины наблюдаемого явления. К ним мы вернёмся после обсуждения следующих вопросов. Опираясь на представления о молекулярном (и атомарном) строении вещества, в группах объясните протекание следующих процессов (по выбору):
Нарисуйте в своих рабочих тетрадях схему (схемы) обсуждаемого вами процесса. В этом задании третьеклассникам предлагается обсудить три разных физических процесса — процесс растворения, процесс диффузии и процесс расширения вещества при нагревании. Но в основе этих процессов с точки зрения физики лежит одно и то же — молекулярное строение вещества и взаимодействие молекул.
— Какова роль молекул воды в процессе растворения кристаллика марганцовки? Какова роль молекул воздуха в процессе распространения аромата духов из открытого флакона?
Эти вопросы нужно будет задать третьеклассникам, если процесс взаимодействия молекул они «обойдут стороной». На этом фоне можно уже вернуться к первому опыту и обсудить, а какие видимые и невидимые процессы происходили тогда, когда мы поместили крупинку марганцовки в каплю воды.
Конечно, все эти эксперименты, а точнее демонстрационные опыты, проводятся в школе. Разница лишь в том, что здесь мы предлагаем школьникам самим попробовать разобраться в наблюдаемых явлениях, а не просто сообщаем им ту или иную информацию, подтверждая это тем или иным наглядным демонстрационным опытом.
Разница вроде бы небольшая, а вот образовательные результаты — принципиально разные.
…В теме «Физические процессы на уровне молекул и атомов» мы задаём и принципиально новое содержание, которое нам потребуется в следующей теме, а именно — мы начинаем обсуждать процесс молекулярного взаимодействия. Пока мы обсуждали физический процесс молекулярного взаимодействия. В следующей теме мы предлагаем школьникам попытаться уловить идею химического взаимодействия веществ.