Используйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Данная тема, на первый взгляд, более уместна в седьмом классе, а не в четвёртом. Более того, в основе этой темы лежат вопросы эволюционного развития органов в разных средах обитания (аналоги и гомологи). Крыло летучей мыши аналогично крылу птицы по функции, но имеет иное эволюционное происхождение. Крыло летучей мыши гомологично по своему происхождению конечности слона, но совершенно отлично по внешнему виду и выполняемой функции.
Наши дети об этом не знают, но какая-то «туманная» информация у них на этот счёт есть — «ласты тюленя — это бывшие лапы», «у страуса нет видимых крыльев, но это, при всем при том, птица» и т. д. В этой теме1 мы предлагаем четвероклассникам вначале обсудить сходство и специфику скелетов отдельных групп позвоночных, а после этого рассмотреть скелеты летучей мыши, страуса и дельфина. При организации урока, может быть, более целесообразным будет не выдавать для работы в группы рабочие страницы по теме «Скелеты. Сходство и различие» а использовать изображения скелетов на экране через проектор.
Вначале мы рассматриваем скелеты рыбы, лягушки и т. д. и предлагаем школьникам следующие вопросы к обсуждению:
— Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие имеют внутренний скелет. Рассмотрите рисунок, на котором изображены скелеты этих животных. Что в строении этих скелетов общего?
— Выберите скелет одного животного. Сравните этот скелет со скелетами других животных. Назовите его отличительные признаки.
Собственно этот последний вопрос и является «подводным камнем» при обсуждении второго задания этой темы. После общего обсуждения в группах и всем классом и записи в рабочих тетрадях основных анатомических признаков животных (рыба — плавники, вертикально расположенный хвостовой плавник, отсутствие лопаток, череп, «сплющенный» с боков и т. д.), мы предлагаем школьникам поочередно изображения скелета летучей мыши, страуса, дельфина. При этом названия животных мы не произносим. Здесь интересны и версии ответов, и возражения, и, главное, перечень сомнений, возникающих в ходе обдумывания ответов. Вот эти сомнения нужно обязательно озвучить и обсудить. Собственно сомнения — это способ оформления интуиций и этот способы работы должен быть известен детям.
— Чем скелет дельфина отличается от скелета рыбы?
— Какие затруднения возникли у вас в ходе всей работы?
Последний вопрос — это, собственно, вопрос, инициирующий рефлексию у школьников. Правда это отличается от того способа формирования рефлексивных способностей, что реализуется в «Развивающем обучении». Если там рефлексия необходима для решения задачи, то в нашем случае, задача решается через использование образов и интуиции. А рефлексия нужна для оценки тех интеллектуальных затруднений, которые были, тем не менее, преодолены. Такая оценка позволяет детям быть уверенными, что и другие задачки могут быть решены, если мы «просто» понимаем, в чём были наши затруднения и по какой причине они возникли.
На мой взгляд, такой подход ближе к реальности научных открытий и возникавших при их рождении коллизий, о которых писал в своё время академик Б. Кедров в книге «О творчестве в науке и технике».