Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников рассматривается, как активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.
Мы считаем, что художественная литература на дошкольном этапе является эффективным средством интеллектуального развития ребенка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир.
В нашем дошкольном учреждении знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности. В своей работе используем сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.
Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать этот процесс занимательным и интересным. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:
Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение.
Приведу следующие примеры:
— сказка «Белоснежка и семь гномов», дети знакомились со степенью поглощения воды и различными материалами, помогали гномам узнать, был ли у их домиков дождь по коврикам, которые изготовлены из различного материала (пластилин, бумага, мох, резина, ткань, дерево, пластмасса);
— в сказке «Всяк по-своему» Г.А. Скрябицкого дети проводили опыты со снегом и обсуждали свойства снега;
— в русской народной сказке «Лиса и журавль» дети разбирали ситуацию: какая посуда должна быть у лисы, а какая у журавля;
— в сказке Ш. Перро «Красная шапочка» обсуждали, как помочь героине очистить лесную воду различными способами.
Так же в своей работе для организации детского экспериментирования я использую такие произведения как: «Галка и кувшин» Л.Н.Толстой, «Обида Пети» Ф.Блехер, «Рассказы о вещах» М.Ильин, «Мишкина каша» Н.Носов и др. Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности. В перспективе я хочу использовать не только сказки, но и другую художественную литературу, например рассказы.
Литература:
1. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
Каратаева Т.Е., воспитатель МБДОУ Детский сад №118 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»