НОД по социально-коммуникативному развитию «Я — человек» в старшей группе ДОУ
Воспитатель Тихненко Ирина Ивановна МДОУ Детский сад КВ 156 г. Саратова
Содействовать социально-коммуникативному развитию детей через образовательную деятельность.
1. Активизация: конвенция, свидетельство о рождении.
2. Обогащение: «островок безопасности», «герб семьи».
Оборудование и материал:
Магнитная доска, фотографии, сюжетная картина «Семья», альбом «Герб семьи», эмблемы на права ребенка, подушечки для отдыха, магнитофон.
Дети: Право — это то, без чего человек не может жить достойно.
Дети читают стихи:
1. Как хорошо, что есть права.
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают,
Чтоб нас никто не мог
Украсть, унизить и обидеть.
2. Как хорошо, что есть права.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
3. И у младенца есть права.
Без прав на свете жить не сможем.
Всегда нам право и везде поможет.
Воспитатель: Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам, просто потому, что вы люди. Дети, как называется книга, в которой записаны права ребенка?
Дети: «Конвенция о правах ребенка»
Воспитатель: Любой человек взрослый и маленький должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции и не нарушать их — это основной документ. С какими правами ребенка вы уже знакомы?
Дети: Право на имя. Право на фамилию.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная шкатулочка, что же в ней находится? Вы все хорошо знакомы с этим документом.
Дети: Это «Свидетельство о рождении».
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о документе «Свидетельство о рождении»?
Дети: В этом документе все сведения о ребенке — его имя, отчество, фамилия, дата, год, место рождения и имя, отчество, фамилия родителей, национальность.
Воспитатель: А теперь сделаем фотовыставку «Вот мы какие» и поиграем в игру «Назови свое имя, что оно означает? «. Свою фотографию прикрепляете на доску с помощью магнита рядом с цветочком (на столе много детских фотографий) .
Дети: Меня зовут Виктория, мое имя означает «победа» (ребенок прикрепляет фото и получает бейджик с именем) .
Воспитатель: Вторая игра называется «Назови свою фамилию». Необходимо называть свою фамилию и обращаться к другому ребенку с вопросом «Как твоя фамилия? » (передавая друг другу мяч, стоя). Кто нам хочет рассказать что-то интересное о своей фамилии?
Дети: Алексеева — наша фамилия произошла от имени Алексей, Ефимова — от имени Ефим, Столярова — от профессии столяр.
Воспитатель: В документе Свидетельство о рождении указано у каждого ребенка отчество, что такое отчество?
Дети: Это имя папы.
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось как вы играли. Вспомнили, с какими правами вы уже знакомы?
Дети: Право на имя, право на фамилию.
Воспитатель: Пройдите на полянку для проведения физкультурной минутки (полянка-ковер) .
Физкультурная минутка:
Я — руки на грудь
ТЫ — руки вытянуть вперед
ОН, ОНА — руки поочередно отвожить в стороны, влево, вправо
ВМЕСТЕ — руки на поясе
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ — подтянуться на носках, руки поднять над головой вверх
В СЛОВЕ МЫ — руки на грудь
СТО ТЫСЯЧ Я — реки вытянуть вперед
ГРУСТНЫХ — левая рука влево
И ВЕСЕЛЫХ — правая рука вправо
В ГОРОДАХ — руки на поясе
И СЕЛАХ — подтянуться на носках, руки поднять над головой вверх
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о новых правах ребенка. Пройдите на полянку, присядьте на подушечки. Мы поговорим с вами о семье. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье среди своих родных и близких. Кто входит в вашу семью? (рассматривание сюжетной картины «Семья»)
Дети: Родители, братья и сестры.
Воспитатель: Семья — это «островок безопасности» для ребенка, я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь, хочется, чтобы и вы, дети, также любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай не всегда мы красивы
Зато эти фото правдивы
Хранится альбом в нашем доме
И снимки хранятся в альбоме.
Итак, мы открываем семейный альбом. Кого же мы видим на фотографиях?
Конечно же каждого из вас и видим ваших родителей.
Дети читают стихи о маме:
Много мам на белом свете
Всей душой их любят дети
Только мама есть одна
Всех дороже мне она
Кто она? Отвечу я
Это мамочка моя.
Воспитатель: Какой праздник отмечаем в ноябре?
Дети: 27 ноября «День матери»
Дети читают стихи о папе:
Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые, сильные руки
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: Мир ребенка начинается с его семьи. Мы познакомились с правом ребенка на семью. А теперь мы побеседуем еще о праве ребенка на отдых. В нашем альбоме есть герб каждой семьи. Мы будем рассматривать семейные фотографии и вы сами расскажете как вы отдыхаете, чем любите заниматься. Отдых бывает разный, но в основном на природе. Такой отдых самый полезный для здоровья.
Дети: Вика Т. — Мы любим отдыхать на рыбалке, ловим рыбу, катаемся на лодке (дети подходят к мольберту и рассказывают) .
Воспитатель: Человек не может жить без отдыха. Отдых необходим ребенку для здорового развития. Право на отдых ребенку необходимо, чтобы жизнь была его интереснее, чтобы дети могли много узнать, путешествовать с родителями. И вот сейчас мы тоже с вами отправимся в необычное путешествие. Игра называется «Мягкие облака».
Возьмите пушистые, кучерявые облака, на них мы отправимся в полет. Необходимо лечь на ковер, закрыть глаза, будет звучать очень приятная музыка. Игра начинается.
Звучит музыка для отдыха.
Воспитатель: Представьте, что вы находитесь на природе, теплый, тихий день. Вылежите и смотрите на облака большие, пушистые в высоком синем небе. Вы начинаете плавно подниматься над землей навстречу пушистому облаку. Вы поднимаетесь на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на облаке, ваши руки и ноги не напряжены, вы отдыхаете. Облако вместе с вами медленно начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Облако возвращается на небо, а вы остаетесь на земле. Облако улыбается вам, а вы улыбаетесь ему. Откройте глаза и улыбнитесь.
Воспитатель: Как вы отдохнули?
Дети: Очень хорошо.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с правом на отдых. Подведем итог занятия. Какие новые права вы сегодня выучили?
Дети: Право на семью, право на отдых.
Воспитатель: Закончим занятие стихотворением.
Дети читают вместе с воспитателем:
Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтобы вместе играть
Чтобы вместе дружить
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты
Итог занятия:
Воспитатель: права детей надо знать и никогда не забывать. На этом наше занятие закончено. А теперь можете самостоятельно играть.