Выбор технологии при формировании универсальных учебных действий у школьников 5-х классов на уроках информатики

images

В новых условиях увеличения объёма информации возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки и хранения. Всё более востребованными в настоящее время становятся уроки информатики как средства формирования у учащихся универсальных учебных действий. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения определена потребность в развитии основ умения учиться (универсальных учебных действий) как важнейшая задача образования.

Исследователи и педагоги-практики справедливо считают, что недостатком российских школьников является не вполне развитые навыки применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Отсюда вытекает важность подготовки школьников к решению новых задач – формирования универсальных учебных действий.
Программа развития универсальных учебных действий, а также ее методология и модель представлены группой ученых под руководством А.Г. Асмолова, куда вошли: Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. Универсальные учебные действия (УУД) определяются этими авторами как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [5, с. 11]. УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД рассматривают также как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Принято выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания; регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности; познавательные УУД – общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения задач; коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [5, с. 3]. В отдельный вид ряд исследователей (Н.А. Курганова, Э.В. Миндзаева, С.А. Бешенков, А.В. Горячев, Е.С. Савинов и др.) выделяют знаково-символические действия, представляющие собой моделирование и преобразование моделей, а также предлагают собственный перечни УУД в каждом из выделенных видов.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Особую важность этот процесс приобретает в 5 классе, ведь именно от успеха адаптации школьников к новой ступени обучения во многом будет зависеть их успеваемость, стремление к учебе в целом.
Информатика особенно значима для школьников, она определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний.

Учителю информатики в 5 классе важно определиться с выбором технологий формирования универсальных учебных действий. Ведь именно верный выбор технологии формирования УУД позволит достичь поставленной цели. Из современных исследователей проблемами технологии формирования УУД заняты Ю.В. Агапов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон и другие авторы.

Наиболее эффективным для формирования УУД представляется деятельностный подход. Л.С. Выготский подчеркивал, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности.

Для формирования УУД на уроках информатики современные педагоги, в частности Н.Н. Аглоткова [1, с. 3-8] успешно применяют деятельностный подход. Универсальные учебные действия наиболее эффективно формируются именно через проектно-исследовательскую деятельность, когда в свободном общении не только снимается психологическое напряжение, развиваются коллективистские, партнерские навыки, но и достигается успех, что стимулирует стремление к учебе.

Доктор педагогических наук, профессор Людмила Георгиевна Петерсон справедливо считает, что «технология деятельностного метода обучения (ТДМ) помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС» [4]. Эта технология была построена на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволило придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.

Также в 5 классе на уроках информатики может применяться технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД), которая позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к школьникам на каждом уроке, что очень важно для пятиклассников. Эту технологию успешно применяют современные педагоги для депривированных детей [2, с. 20-23], однако она может быть успешно использована и на уроках информатики в 5 классах.

На уроках информатики в 5 классах успешно можно применять технологию проблемного обучения. Практикующий педагог С.А. Зорина справедливо замечает, что «при использовании технологии проблемного обучения ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, так как для разрешения поставленной проблемы он вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов и в ходе выполнения практических заданий» [3, с. 23-29].

К примеру, на уроке информатики по теме «Обработка текстовой и графической информации» проводилось практическое занятие. Цель урока: «Создание книги с любимыми стихами». Ученики создавали документ, включающий в себя текст и изображение. Дети должны были использовать тот опыт, который они получили на предыдущих занятиях, в результате чего они вспоминали темы по форматированию текста и использованию графического редактора. В данном случае успешно развивались регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Комбинирование приведенных выше технологий в процессе обучения информатике школьников 5 классов позволит учителю добиться поставленных целей – успешно формировать универсальные учебные действия.

Список литературы

  1. Аглоткова Н.Н. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средства формирования универсальных учебных действий. /Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля – 19 мая 2012 г. – Чебоксары, 2012. – 241 с.
  2. Бодрова Г.П. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики посредством технологии ИСУД / Материалы всероссийской с международным участием научно — практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля – 19 мая 2012 г. – Чебоксары, 2012. – 241 с.
  3. Зорина С.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики посредством применения технологии проблемного обучения // Материалы всероссийской с международным участием научно- практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля – 19 мая 2012 г. – Чебоксары, 2012. – 241 с.
  4. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – Информационные технологии в образовании. – [Текст] http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html
  5. Хомякова Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике. – Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. педагог. наук. – М., 2014. – с. 11

Иванцов Михаил Вячеславович
г. Барнаул
ivm1988@mail.ru

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*