Участники Всероссийской научно-практической конференции специалистов ДО и НОО «Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования», проходившей 27-28 ноября 2014 года на базе Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево) отмечают значимость и своевременность решения проблем преемственности образовательной деятельности образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования.
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и опыта реализации образовательных программ начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обобщен опыт работы и систематизированы
основные направления взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) и образовательных организаций начального общего образования (ОО НОО) в контексте:
1. целевой стратегии – обеспечения преемственности стандартов ФГОС ДО и ФГОС НОО на уровне целевых ориентиров и требований к результатам образования;
2. содержательной тактики – создания преемственных линий проектирования структуры и технологий реализации образовательных программ – основной образовательной программы дошкольного образования и основной общеобразовательной программы начального общего образования;
3. результативной реализации непрерывного образования на смежных уровнях (дошкольного и начального общего), обеспечивающих непрерывность развития ребенка на основе ведущих видов деятельности (игры и учебной деятельности), социальной ситуации развития, основных новообразования дошкольного и младшего школьного возраста, отражающих
субъектную позицию обучающихся.
К условиям обеспечения преемственности смежных уровней образования и эффективной реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО отнесены:
1. Сохранение уникальности и самоценности детства.
2. Установка на позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка в образовании.
3. Взаимодействие субъектов образовательной деятельности в системе «педагоги-родители-обучающиеся».
Механизмами реализации преемственности смежных уровней образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО являются:
1. Технологии фасилитации взаимодействия в системах «педагоги-родители», «педагоги-обучающиеся», «родители-дети», «воспитатели-учителя», «дошкольная образовательная организация-начальная школа».
2. Технологии конструирования образовательных ситуаций, здоровьесбережения, организации самостоятельной деятельности обучающихся (познавательной, исследовательской, художественной и др.).
3. Технологии рефлексивного управления и самоуправления в оценке процесса и результатов образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (с учетом специфики возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка).
Участники конференции определили основные перспективные направления организации деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования:
1. Реализация ценностной установки на обеспечение преемственности целей, содержания, технологий и результатов дошкольного и начального общего образования.
2. Технологическое обеспечение непрерывного образования на основе личностно-деятельностного подхода (педагогика достоинства, поддержки, проектирование индивидуальных программ и маршрутов развития).
3. Результативная ориентация на непрерывность развития с опорой на актуальные потребности ребенка и зону ближайшего развития.