Используйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Как уже говорилось в материалах предыдущей темы, возможность заглянуть в будущее — это значит задать условия для построения собственного образа взрослости.
При этом реальность нынешней жизни такова, что эта тема — пока, скорее случайность, чем норма. А если посмотреть на детские и молодёжные технические журналы 70-х годов, то сейчас мы о будущем вообще практически ничего не говорим.
Но это если смотреть на ситуацию в целом. Локально, в рамках отдельных образовательных проектов, будущее обсуждается. Но, опять же — с кем? Чаще — со старшеклассниками. А младшие школьники? И как будет рождаться подростковое чувство взрослости, если идеального образа будущей жизни не задано? Поэтому продолжим тему высоких технологий
…Есть забавные детские фильмы, которые называются «Дети шпионов». В этих фильмах высокие технологии представлены с такой щедростью и разнообразием, а дети настолько легко управляются с этими техническими устройствами, что просто хочется предложить — посмотрите эти фильмы вместе с детьми; запишите все технические новинки, обсудите их работу.
Сам факт перечисления всех этих технологий уже представляет собой хороший образовательный результат. Ведь понятно, что эти технологические новинки в самом фильме остаются за границей внимания детей-героев и детей-зрителей; эти изобретения лишь средство в достижении героями своих целей. А мы их из средств превратим в объект знакомства и «изучения». А уж там есть что обсудить, чему восхититься, по поводу чего предположить — к какому году это изобретение будет изобретено по-настоящему и кто бы хотел из здесь присутствующих этим заняться.
…Тема же сегодняшней встречи «Живем под водой и в космосе».
— В классе подготовьте выступления о том, как может выглядеть лунная и подводная «деревни». Нарисуйте картинки этих мест обитания в тетрадях и на доске.
Обсудите в группах следующие вопросы:
— что обязательно должно быть учтено при строительстве этих сооружений;
— Чем, по-вашему, эти сооружения похожи друг на друга?
— В чём, на ваш взгляд, специфика сооружений под водой и в открытом космосе?
Расскажите в классе о результатах своих обсуждений.
Начинать можно с «подводной деревни». Там нужен защитный купол. А нужен ли такой же купол для лунной деревни? Для чего нужен купол в первом случае; для чего — во втором? В чём сходство? Что за этим сходством стоит?
Для подводной деревни значимым является вопрос водяного давления. На глубине в 30 метров — это уже 30 атмосфер. Для космического купола такая проблема не существенна. Но там есть метеориты, несущиеся с огромной скоростью. И нет атмосферы Земли, в которой эти метеориты сгорают. Что там под куполом? Как там должен решаться вопрос жизнеобеспечения? Передвижения? Что для этого нужно? И т. д.
За всеми этими вопросами стоит, вообще-то, знакомая детям идея строительство собственного дома-штаба. Другое дело, что здесь условия совершенно иные. И эти условия требуют учёта всех особенностей жизнедеятельности обитателей таких деревень. То, что в обычной жизни не замечается, здесь становится объектом специального проектирования.
Нужно посмотреть на свою жизнь «со стороны», учесть все и заложить это «все» в конструктивные особенности постройки.
— Для чего люди будут строить жилища в космосе и под водой? Какие версии есть у вас на этот счёт?
Тексты об архитектурных проектах будущего, фильмы о технологиях будущего (но в основе которых лежат ценности семьи и любви детей и родителей) и другие тексты подобного рода — относятся к такому типу текстов, которые «влияют на воображение детей и взрослых, зовя их к возможному положению дел в жизни, которая достижима, если «перешагнуть» невозможное.
Эти тексты предлагают удивиться тому, что такое дело сделано кемто, и его можно сделать ещё кому-то, и высказать вслух о достигнутом успехе, как продолжении невозможного на удивление всем близким, всем окружающим. Сделать и рассказать о том, что уже не может казаться чудом. Речь идёт о текстах, смысловой образ которых «не укоряет никого за прошедшее, а ободряет, утверждая реальность настоящего» (по выражению Е. Е. Шулешко).