Лично-ориентированное обучение

hand-325321Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. В качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход  к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе  ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение  в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе           к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности учащегося, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели, содержание обучения,  методы и технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывая личностные интересы обучающихся, их индивидуальные способности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Молодого человека нужно учить, воспитывать так, чтобы он чувствовал себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни.

Педагоги 21 века должны готовить человека к полноценной жизни и труду.

Выпускник современного учебного заведения, который живет, учится и будет трудиться в новом тысячелетии для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать их на практике для решения возникающих проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной деятельности проблемы и, используя современные технологии, искать пути их рационального решения, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и аргументировать выводы;
  • быть коммуникабельным, контактным в любых социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность обучающегося, была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность обучающегося – познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме учитель-ученик. Необходимо вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применение им на практике этих знаний, и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

При отборе иноязычного содержания обучения в большей степени, чем раньше, учитываются интересы и волнующие наших учащихся проблемы. Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления т. к. учитываются возможности и потребности учащихся. Учитывая интересы обучающихся, мною были разработаны учебные пособия по специальностям «Строительство зданий и сооружений»,»Строительство железных дорог»,а также разработаны словари терминов к ним, словари технических сокращений, глоссарии. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к обучающим, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности, что достигается путем проблемной подачи материала (с помощью учебных пособий по специальностям, имеющим актуальное значение из-за новизны, международных рамок), а не в сообщении готовых знаний; в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении грамматического материала, в том, что темы зачастую формулируются в виде проблем, а также в развитии  активности и самостоятельности с помощью специальных заданий пособий, рефлексии.

С этой целью основное значение уделяю развитию у обучающихся умения устной речи на английском языке. Использую метод «Mind Map» — идейной сетки-мыслительного креативного инструмента, который используется в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т. д.

Творческие задания вызывают живой интерес у обучающихся, который не исчезает благодаря сочетанию различных видов деятельности.

Выбираю поиск новых путей осуществления самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения, способствующих формированию и развитию их познавательной активности, самостоятельности через использование новых информационных технологий. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией дисциплины, технических возможностей колледжа и учебно-методической обеспеченностью библиотеки и кабинета английского языка, где имеются в наличии учебные пособия по всем специальностям, составленные мною со словарями  терминов, технических сокращений.

В этой связи предлагается не только самостоятельная работа с учебным пособием, текстами, словарями, составлением глоссария, но и поиск и обработка информации, использование Интернет источников для подготовки к практическим занятиям. В частности, задания по нахождению материалов к темам по специальностям» Строительство зданий и сооружений», «Строительство железных дорог» и т.д. Кроме этого, обучающиеся готовят материалы для докладов на научные конференции, реферативной работы и презентаций.

Процесс обучения веду от понимания текста к высказыванию, от упражнений, развивающих умение понимания к способности делать сообщения репродуктивного характера, развивающим умение свободного высказывания.

Типы коммуникативных заданий:

функциональные: угадайте, решите проблему, найдите сходства и различия, расскажите о поведении в определенной ситуации, задайте вопросы, заполните таблицу, соотнесите пословицы и ситуации, определите приоритеты, примите решение в данной ситуации;

социально-интерактивные: ролевая игра, дискуссия, дебаты, проект. Я использовала подобные задания для работы над проектами: «Мосты», «Двигатель», т.д. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, обучение в сотрудничестве, которые имеют большую практическую направленность, например, на создание практического речевого материала; позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивают выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую, стимулирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации, требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.

В разделах «Строительство зданий и сооружений», «Строительство железных дорог» обучающиеся работают со специальными профессиональными текстами, а затем выполняют функциональные задания:

-прочитать информацию и сделать короткое сообщение по теме;

-составить диалоги, используя выражения;

-составить глоссарий, используя термины;

-объяснить значение слов  или словосочетаний (дать дефиниции);

-какие свойства материалов классифицируются как преимущества (или как недостатки) и др.

Задания раздаются с учетом способностей и умений обучающихся.

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются отношения между обучающимися и учителем; между самими обучающимися формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды, часто с выходом за пределы программы урока. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления обучения, затрагивающий, по сути, все аспекты его функционирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. М.1986Г.
  2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению. М.1989г.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.1991г.
  4. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Ин.яз. в школе1990г.№6.

Автор

Паршукова Людмила Евгеньевна

БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства», преподаватель

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*