Личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. В качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности учащегося, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели, содержание обучения, методы и технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывая личностные интересы обучающихся, их индивидуальные способности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Молодого человека нужно учить, воспитывать так, чтобы он чувствовал себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни.
Педагоги 21 века должны готовить человека к полноценной жизни и труду.
Выпускник современного учебного заведения, который живет, учится и будет трудиться в новом тысячелетии для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность обучающегося, была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность обучающегося – познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме учитель-ученик. Необходимо вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применение им на практике этих знаний, и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
При отборе иноязычного содержания обучения в большей степени, чем раньше, учитываются интересы и волнующие наших учащихся проблемы. Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления т. к. учитываются возможности и потребности учащихся. Учитывая интересы обучающихся, мною были разработаны учебные пособия по специальностям «Строительство зданий и сооружений»,»Строительство железных дорог»,а также разработаны словари терминов к ним, словари технических сокращений, глоссарии. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к обучающим, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности, что достигается путем проблемной подачи материала (с помощью учебных пособий по специальностям, имеющим актуальное значение из-за новизны, международных рамок), а не в сообщении готовых знаний; в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении грамматического материала, в том, что темы зачастую формулируются в виде проблем, а также в развитии активности и самостоятельности с помощью специальных заданий пособий, рефлексии.
С этой целью основное значение уделяю развитию у обучающихся умения устной речи на английском языке. Использую метод «Mind Map» — идейной сетки-мыслительного креативного инструмента, который используется в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т. д.
Творческие задания вызывают живой интерес у обучающихся, который не исчезает благодаря сочетанию различных видов деятельности.
Выбираю поиск новых путей осуществления самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения, способствующих формированию и развитию их познавательной активности, самостоятельности через использование новых информационных технологий. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией дисциплины, технических возможностей колледжа и учебно-методической обеспеченностью библиотеки и кабинета английского языка, где имеются в наличии учебные пособия по всем специальностям, составленные мною со словарями терминов, технических сокращений.
В этой связи предлагается не только самостоятельная работа с учебным пособием, текстами, словарями, составлением глоссария, но и поиск и обработка информации, использование Интернет источников для подготовки к практическим занятиям. В частности, задания по нахождению материалов к темам по специальностям» Строительство зданий и сооружений», «Строительство железных дорог» и т.д. Кроме этого, обучающиеся готовят материалы для докладов на научные конференции, реферативной работы и презентаций.
Процесс обучения веду от понимания текста к высказыванию, от упражнений, развивающих умение понимания к способности делать сообщения репродуктивного характера, развивающим умение свободного высказывания.
Типы коммуникативных заданий:
функциональные: угадайте, решите проблему, найдите сходства и различия, расскажите о поведении в определенной ситуации, задайте вопросы, заполните таблицу, соотнесите пословицы и ситуации, определите приоритеты, примите решение в данной ситуации;
социально-интерактивные: ролевая игра, дискуссия, дебаты, проект. Я использовала подобные задания для работы над проектами: «Мосты», «Двигатель», т.д. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, обучение в сотрудничестве, которые имеют большую практическую направленность, например, на создание практического речевого материала; позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивают выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую, стимулирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации, требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.
В разделах «Строительство зданий и сооружений», «Строительство железных дорог» обучающиеся работают со специальными профессиональными текстами, а затем выполняют функциональные задания:
-прочитать информацию и сделать короткое сообщение по теме;
-составить диалоги, используя выражения;
-составить глоссарий, используя термины;
-объяснить значение слов или словосочетаний (дать дефиниции);
-какие свойства материалов классифицируются как преимущества (или как недостатки) и др.
Задания раздаются с учетом способностей и умений обучающихся.
При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются отношения между обучающимися и учителем; между самими обучающимися формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды, часто с выходом за пределы программы урока. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления обучения, затрагивающий, по сути, все аспекты его функционирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Автор
Паршукова Людмила Евгеньевна
БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства», преподаватель