Смысловое чтение на уроках математики

Работа над методической темой «Развитие познавательных способностей учащихся»

При работе над методической темой «Развитие познавательных способностей учащихся» происходит углубление в идею смыслового чтения на уроках математики. Формирование математической грамотности обучающихся современные исследователи напрямую связывают с формированием навыка функционального чтения (чтения на поиск информации для решения конкретных задач), а также смыслового чтения. Последнее ставится во главу угла.

Что же такое «смысловое чтение»?

Смысл – это с-мысль, т. е. «с мыслью». Говоря проще, смысл – это то, какая мысль заложена в слово, текст, жест, картину, памятник и т. п. Мысль, в свою очередь, всегда связана с действием. Поэтому под смыслом применительно к тексту понимается обычно «целостное содержание какого-либо высказывания, которое не сводится к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяет эти значения».

Получается, что цель смыслового чтения – максимально точно и полно (и за возможно короткий срок времени!) понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Очень подробно этапы «выхода на смысл» при чтении разбираются специалистами, занимающимися преподаванием не математики, а иностранных языков.

Почему именно ими? Потому что до недавнего времени считалось, что ребенку трудно осмыслить чужеязычный текст, а вот текст на родном языке он «поймет и так». Однако ОГЭ и ЕГЭ по математике в части текстовых задач уверенно доказывают обратное: дети не понимают математический текст на родном языке.

В 2011 году я принимала участие в работе предметных комиссий региональной экзаменационной комиссии (ГИА) и смогла убедиться в сказанном воочию.

В методике преподавания иностранных языков выделяют такие этапы смыслового чтения (или его виды), как просмотровое (поисковое чтение), ознакомительное (чтение с пониманием общей информации), изучающее (чтение с полным пониманием и интерпретацией) и рефлексивное (прогнозирующее) чтение.

Просмотровое чтение – это вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение – вид чтения, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Изучающее чтение – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего прочитанного выделяется главное, а второстепенное опускается. Рефлексивное чтение – самое «вдумчивое» чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав, к примеру заголовок или по ходу чтения.

Когда я говорю «вдумчивое чтение», я не имею в виду чтение медленное!

Упражнения на любой вид смыслового чтения предполагают в качестве одной из сопутствующих целей формирование навыка беглого чтения. Работа с текстом должна вестись на трех ступенях: дотекстовой, текстовой, послетекстовой.

Соответственно упражнения, которые педагог разрабатывает по смысловому чтению, можно разделить на 3 основные группы.

1. Упражнения по работе с материалом до его прочтения.

Выполняя подобные упражнения, дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.

2. Упражнения, непосредственно выполняемые в процессе чтения.

Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают тексты только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее они комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп.

3. Упражнения после прочтения.

Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д. К этой же группе упражнений можно будет отнести задания на дом, совместное чтение детей и родителей, обсуждение текстов в семье, семейные проекты по прочитанному.

Какие же упражнения (приемы) возможны для каждого из этапов смыслового чтения ну уроке математики?

Чем лучше педагог организовал этап предчтения, тем будет легче детям читать и понимать математические тексты. На данном этапе стоит использовать такие хорошо описанные в дидактике приемы, как «Батарея вопросов» и «Глоссарий», «Мозговой штурм» и «Ориентиры предвосхищения».

Упражнения в процессе чтения – это «Чтение математических текстов в кружок (или попеременное чтение)», а также «Чтение текстов про себя с вопросами» и «Чтение про себя с остановками», «Чтение математических текстов про себя с пометками».

Послетекстовую деятельность учитель математики может организовать эффективно, если применит «Верные и неверные утверждения», «Ромашку Блума», «Тонкие и толстые вопросы» и «Цепочку вопросов».
В 2013–2014 году с уроком, построенным на работе над смысловым чтением, я стала победителем муниципального этапа VII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» среди учителей естественнонаучного цикла, участником краевого этапа. Мои дети, обучавшиеся по технологии смыслового чтения, регулярно становятся призерами и лауреатами краевых научных конкурсов и конференций в секции «Математика», успешны при сдаче ГИА.

Список литературы

1. Прямушко Ж.И. Мастер-класс «Типология упражнений на смысловое чтение» / Ж.И. Прямушко, А.А. Волохова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zen.yandex.ru
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosfgos.ru/fgos-po-matematike

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*