Застрожнова Евгения Юрьевна
БОУ города Омска «Гимназия № 140» учитель физической культуры
Модернизация всех сфер деятельности, происходящие в стране, требуют и нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В условиях введения ФГОС особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья. В школах ввели третий час уроков физической культуры, что продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании школьников, укрепления их здоровья и увеличения объема двигательной активности обучающихся.
Организация физического воспитания и спортивной подготовки обучающихся является колоссальным резервом улучшения реальной ситуации в этой области (В.К. Бальсевич, В.И. Лях и др.).
Современная социальная ситуация в нашей стране привела к либерализации физического воспитания, создала условия для поиска оптимального решения проблем школьной физической культуры.
И.И. Пономарев указывал, что главное в формировании личности — совместная деятельность, общение.
Поведение человека социально обусловлено, а социальная среда является источником его формирования; личность, следовательно, является субъектом социального действия. Характер и поведение человека, структура его личности всецело определяются теми социальными условиями, в которых он живет (7).
Таким образом, одним из важных механизмов формирования воспитания и перевоспитания личности является воздействие на личность через перестройку ее социальной микросреды, сферы и условий деятельности с последующей (именно через деятельность) перестройкой мотивации.
Психологи считают, что в формировании личности, о точки зрения психологической тактики управления, необходимо выделить ведущий компонент, который бы оказался в данных условиях наиболее эффективным.
Какими же свойствами он должен обладать?
Принципиальная возможность и относительная простота целенаправленного изменения данного компонента. Есть такие факторы, изменение которых является лишь конечной (но достаточно отдаленной) целью формирования, а начинается оно с изменения более доступных, что в свою очередь приведет к изменению основного фактора, составляющего цель формирования. Ведущий компонент должен быть достаточно эффективным фактором, детерминирующим основной процесс воспитания, приводящим к существенным изменениям либо в объективном положении, социальной или социально-психологической среде личности (а через это объективные изменения и в самой личности, как таковой), либо в субъективном, индивидуально-психологическом мире личности непосредственно с последующей реализацией этих изменений в социально — значимом поведении (1).
Мы принимаем, что таким компонентом может быть физическая культура и спорт во всех их многообразных проявлениях, с их особенностью формирования и развитая личности. И первой ступенью в этом сложном многолетнем процессе стоит школьное физическое вое питание. Понимание ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для педагогики.
Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития», выражающее внутреннюю связь обучения и развития. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития (2).
Наличие этой зоны предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих у него психических особенностей. Поэтому содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности ребенка. Последнее произойдет лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения и воспитания будут разработаны с учетом психологических и физиологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.
Основой психического развития является смена типов деятельности, которые с необходимостью определяют процесс становления новых психологических образований. Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте называется «ведущим» (4).
В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка.
В основу периодизации детства, разработанную Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, положено представление о том, что каждому возрасту, как своеобразному и специфическому периоду жизни человека, соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов (4).
Для детей 7-10 лет ведущей деятельностью является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения
Для детей 11-15 лет ведущей является общественно-полезная деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, спортивная, художественная
В процессе выполнения этих видов деятельности у подростков возникает стремление проявить себя, умение строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «я», т.е. самосознание
Второй аспект, требующей рассмотрения, это — этапность развития физических качеств, знание которой крайне необходимо для определения оптимального содержания образования уроков физической культуры.
Современная наука располагает данными об этапности, периодичности физического развития организма. Развитие организма ребенка на различных этапах онтогенеза имеет отчетливо выраженную последовательность и цикличность. Многочисленными исследования ми установлено, что этапы ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных сторон двигательных функций детей школьного возраста.
Замечено, что в указанные фазы этапы организма ребенка по-разному реагируют на воздействие средств физического воспитания (3).
Периоды ускоренного возрастного развития двигательной функции отличаются повышенными адаптационными возможностями организма к воздействию внешних факторов, в том числе физического воспитания. Такие периоды получили название критические или сенситивные. Следующие за ними периоды характеризуются видимым замедлением процессов развития и понижением эффекта адекватного реагирования организма на воздействие внешней среды. Исследования Гужаловского А.А показали, что наибольшие темпы роста по большинству показателей физической подготовленности у школьников (мужского пола) наблюдаются в среднем и старшем школьном возрасте, но при этом сенситивным периодом в быстроте движений ног и туловища, общей выносливости, гибкости позвоночного столба, статического равновесия тела является возраст от 7 до 10 лет У девушек же этот период приходится, главным образом, ка младший и частично на средний школьный возраст.
Дальнейшие исследования по периодизации развития физических качеств позволили сделать вывод о том, что младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способностей человека и позволяет сформировать сложнокоординационные двигательные действия во многих видах физических упражнений; навык, сформированный в этом возрасте, наиболее устойчив в двигательной памяти нервной системы человека.
Исследования, связанные с изучением отношения учащейся молодежи к физической культуре, показали, что особенности нервной системы и темперамента, активное целеполагание, формирующиеся особенности самооценки, характерные для младших школьников, оказывают существенное влияние на их активно-положительное отношение к физической культуре (5). Начиная с младшего подросткового возраста уменьшается влияние на отношение к деятельности особенностей нервной системы и темперамента, и в то же время усиливается влияние особенностей личностной направленности: доминирующей мотивации, самооценки, уверенности, целеполагания.
Предыдущий анализ позволяет нам представить схему становления физической культуры личности ребенка в виде трех этапов:
1 этап — «Базовый»;
2 этап — «Развивающий, формирующий»;
3 этап — «Этап реализации».
«Базовый» этап включает в себя младший школьный возраст или начальную школу. На этом этапе в задачи учителя физкультуры входит формирование у учащихся школы движений, прежде всего, спортивных игр, а также прикладных физических упражнений.
«Развивающий» этап включает в себя учащихся V- VIII классов. На этом этапе учитель развивает сформированные в начальных классах двигательные навыки, формирует желание учащихся проявить себя в спортивной деятельности, уделяет большое внимание решению воспитательных задач как в рамках учебной деятельности, так и спортивно-массовых мероприятиях.
«Этап реализации» (9-11 классы), на этом этапе учитель способствует совершенствованию, коррекции двигательных действий учащихся, удовлетворению потребности в движениях, воспитывает волевые качества, высоконравственные и духовные ценности, дает школьникам знания осознанного подхода к использованию средств физической культуры в своем физическом совершенствовании.
Реализация этих этапов потребует совершенствования содержания методов и средств всей системы физического воспитания обучающихся в школе и будет способствовать формированию потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств, гуманистических отношений.
Ресурсы: