Условия, необходимые для реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

boy-330582_640В ноябре 2014 года я стала слушателем специальных курсов повышения квалификации по ОРКСЭ на базе ИРООО Омской области.

Раньше для меня, как и для многих других стояли вопросы: «Что за курс ОРКСЭ, для чего вводится и как преподавать?»

Сейчас я знаю, что введение курса ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.

Курс ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его.

А почему именно в 4 классе начинается обучение учебному курсу ОРКСЭ?

Этот выбор обусловлен несколькими причинами:

социально-психологические особенности обучающихся (бесконфликтность, сопереживание и т.д.); рефлексия, анализ, внутренний план действий;

развитие нового познавательного отношения к действительности;

установлены взаимоотношения с ближайшим окружением; ориентация на группу сверстников;

сензитивный период для усвоения социальных норм и нравственности;

отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка.

Целью курса является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи курса ОРКСЭ:

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Комплексный учебный курс состоит из 6 модулей:

1) основы православной культуры,

2) основы исламской культуры,

3) основы буддийской культуры,

4) основы иудейской культуры,

5) основы мировых религиозных культур,

6) основы светской этики.

Все модули нового учебного курса соединяются 4 общими тематическими блоками:

1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) присутствует весь класс;

2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) разделение на группы.

3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.) раздельное обучение;

4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) учащиеся одного класса работают вместе.

Перед началом изучения курса необходимо провести работу с родителями: выбор родителями модуля, разъяснение необходимости введения курса ОРКСЭ.

В ходе изучения курса необходима внеурочная деятельность: например, проведение школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

(презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ; номера детской художественной самодеятельности, выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России). Для подготовки и проведения праздника привлекаются родители обучающихся.

А что же сделать, чтобы урок был интересным, насыщенным и приносил удовлетворение как обучающимся, так и учителю?

Для этого используется море интереснейших приёмов: фантастическая добавка, связи, ромашка Блума, хорошо-плохо, технология креативного мышления «Шесть шляп» и многое другое.

Очень нравится технология смыслового чтения, и работа с текстом с её разнообразными приёмами в результате которой выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

А что и как оценивать? Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Оценивание делится: текущее, промежуточное и итоговое.

Инструментарием оценки могут быть разные инструменты, способы, приемы оценивания, используемые учителем для оценки достижений обучающихся (портфолио, наблюдение, «звездный лист», лист самооценки, незаконченное предложение, «светофор», рейтинг, шкалы вертикальные и горизонтальные, дневник самонаблюдений, опросы различных видов, в том числе по цепочке, взаимный, программируемый, аудиоопрос, опрос-эстафета, тесты, и т.д.)

А самое главное, каким же должен быть учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение курса ОРКСЭ?

Педагог должен быть компетентным в рамках курса ОРКСЭ, заинтересованным, не информатором, а координатором, организатором диалога, создавать условия для личностной реализации каждого ученика. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

Я думаю, что эффектом правильной организации и проведения комплексного курса ОРКСЭ станет: формирование этического самосознания; содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей; повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям. А это очень важно в наше непростое время, когда главной проблемой нашего общества стоит утрата духовных и нравственных ценностей, а также противоречивое отношение к вере в Бога.

Мотрич Светлана Геннадьевна, Учитель начальных классов МКОУ «Элитовская СОШ» Москаленского МР Омской области

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*