В ноябре 2014 года я стала слушателем специальных курсов повышения квалификации по ОРКСЭ на базе ИРООО Омской области.
Раньше для меня, как и для многих других стояли вопросы: «Что за курс ОРКСЭ, для чего вводится и как преподавать?»
Сейчас я знаю, что введение курса ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка.
Курс ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его.
А почему именно в 4 классе начинается обучение учебному курсу ОРКСЭ?
Этот выбор обусловлен несколькими причинами:
социально-психологические особенности обучающихся (бесконфликтность, сопереживание и т.д.); рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
установлены взаимоотношения с ближайшим окружением; ориентация на группу сверстников;
сензитивный период для усвоения социальных норм и нравственности;
отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка.
Целью курса является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи курса ОРКСЭ:
Комплексный учебный курс состоит из 6 модулей:
1) основы православной культуры,
2) основы исламской культуры,
3) основы буддийской культуры,
4) основы иудейской культуры,
5) основы мировых религиозных культур,
6) основы светской этики.
Все модули нового учебного курса соединяются 4 общими тематическими блоками:
1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) присутствует весь класс;
2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) разделение на группы.
3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.) раздельное обучение;
4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) учащиеся одного класса работают вместе.
Перед началом изучения курса необходимо провести работу с родителями: выбор родителями модуля, разъяснение необходимости введения курса ОРКСЭ.
В ходе изучения курса необходима внеурочная деятельность: например, проведение школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
(презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ; номера детской художественной самодеятельности, выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России). Для подготовки и проведения праздника привлекаются родители обучающихся.
А что же сделать, чтобы урок был интересным, насыщенным и приносил удовлетворение как обучающимся, так и учителю?
Для этого используется море интереснейших приёмов: фантастическая добавка, связи, ромашка Блума, хорошо-плохо, технология креативного мышления «Шесть шляп» и многое другое.
Очень нравится технология смыслового чтения, и работа с текстом с её разнообразными приёмами в результате которой выпускник научится:
А что и как оценивать? Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Оценивание делится: текущее, промежуточное и итоговое.
Инструментарием оценки могут быть разные инструменты, способы, приемы оценивания, используемые учителем для оценки достижений обучающихся (портфолио, наблюдение, «звездный лист», лист самооценки, незаконченное предложение, «светофор», рейтинг, шкалы вертикальные и горизонтальные, дневник самонаблюдений, опросы различных видов, в том числе по цепочке, взаимный, программируемый, аудиоопрос, опрос-эстафета, тесты, и т.д.)
А самое главное, каким же должен быть учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение курса ОРКСЭ?
Педагог должен быть компетентным в рамках курса ОРКСЭ, заинтересованным, не информатором, а координатором, организатором диалога, создавать условия для личностной реализации каждого ученика. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
Я думаю, что эффектом правильной организации и проведения комплексного курса ОРКСЭ станет: формирование этического самосознания; содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей; повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям. А это очень важно в наше непростое время, когда главной проблемой нашего общества стоит утрата духовных и нравственных ценностей, а также противоречивое отношение к вере в Бога.
Мотрич Светлана Геннадьевна, Учитель начальных классов МКОУ «Элитовская СОШ» Москаленского МР Омской области