Речевое развитие школьника в информационной среде: постановка проблемы

childreВ современной школе активно развивается информационная среда, основанная на взаимодействии между пользователями с помощью интерактивных средств. Исходной идеей взаимодействия в такой среде
является восприятие школьника как личности и субъекта информационного общения.

Для определения влияния информационной среды на речевое развитие важно понимание термина «языковая личность». Языковая личность в самом широком смысле трактуется как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие речевых текстов. Языковая личность складывается из нескольких компонентов:
вербально-семантического (в первую очередь, словарный запас), когнитивного (речемыслительная деятельность), прагматического (мотивы, намерения, установки коммуниканта). На становление языковой личности оказывают влияние такие характеристики, как: социальный статус, род занятий, пол, возраст, родной язык.

Активное развитие компонентов языковой личности приходится на школьный возраст, чему способствует вхождение ребенка в широкое социальное взаимодействие, как со сверстниками, так и с взрослыми. В
школьном возрасте происходит расширение словарного запаса, развитие связной речи, овладение разными стилями устной и письменной речи (деловая речь, художественная речь), овладение навыками решения учебных и внеучебных задач в речевой форме (дискуссия на уроке; диалог с одноклассниками, учителями, родителями). Однако сегодня важно понимать, что наряду с привычными факторами, влияющими на развитие речи ребенка (общение со сверстниками, чтение, личный пример взрослого)
большое значение имеет информационная среда, насыщенная разнообразными речевыми образцами. В информационной, виртуальной среде личность часто замещает продуцируемый ею текст, причем не только
письменный, но и устный, а также аудиовизуальный.

Решение коммуникационных задач в информационной, виртуальной среде имеет свою специфику. Происходит трансформация многих составляющих речевого сообщения: редукция паралингвистических
компонентов общения, изменение лексико-грамматических характеристик речи. Текстовые редакторы выполняют рутинную часть письменно-речевой деятельности, но не заменяют развитие письменных коммуникативных компетенций (грамотности, орфографии, стиля речи).

Для развития речи ребенка необходимо наличие речевого образца. Именно поэтому важно направить внимание школьника на разнообразие таких речевых образцов в информационной среде: новостные сообщения, аудиокниги, выступления писателей и поэтов (в блогах, радио и телевизионных программах), развивающие онлайн игры. Необходимо показать наличие образцов правильной речи в повседневной жизни ребенка.

Особенно важны такие речевые образцы для детей с различными нарушениями речи (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; нарушения лексико-грамматического строя речи;
нарушения письменной речи, проявляющиеся в дизорфографии, различных видах дисграфии и дислексии). Речь таких детей лексически бедна, характеризуется фонетическими несовершенствами, аграмматизмами как в устной, так и в письменной речи, нарушением операций программирования,
отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания. Например, при ответе на вопросы о том, как зовут детенышей того или иного животного, только единицы отвечают верно; частотны такие варианты, как «свиненок», «курята», «львички», «коровки», «овчата» и др.

На письме наблюдаются пропуски, перестановки букв, слитное написание слов, пропуски границ предложений. Наибольшее затруднение вызывает самостоятельное построение высказываний в письменной форме, которое требует достаточного речевого опыта, навыка построения предложения,
текста, соблюдения заданного стиля.

Именно при наличии верного речевого образца можно предполагать развитие культуры общения, в том числе и при взаимодействии в Сети. Важно, чтобы речевые образцы осознавались ребенком не отвлеченно, а в непосредственной связи с жизненным опытом. Для этого в информационной среде школы могут быть представлены знакомые ребенку речевые образцы: речь учителей, а также известных людей. В качестве устных речевых образцов возможно создание серии видео сюжетов, фиксирующих правильную речь в различных жизненных ситуациях, а также демонстрация речевых ошибок с необходимостью их нахождения и исправления.

Кроме того, необходимо, чтобы ребенок мог осознавать процесс собственного речевого развития. Для этого, например, может использоваться индивидуальная работа с ребенком по анализу его речевого поведения. Большое значение также имеет возможность осознанного сравнения ребенком собственно речи с речью других детей. Это побуждает ребенка задаться вопросами: какими словами я пользуюсь, каков мой словарный запас, могу ли я написать сочинение, диктант, изложение, как я общаюсь с родителями и одноклассниками?

Сегодня практически не осталось профессий, которые не представлены каким-либо образом в информационной среде. Параметры языковой личности проявляются в решении таких профессиональных задач, как написание резюме при устройстве на работу, прохождении устного собеседования, оформлении собственной страницы в социальной сети. К решению этих и многих других задач необходимо подготовить школьника, чтобы он мог успешно реализовать себя в профессиональной сфере в будущем.

 

Яковлева О.В.,
Соколова М.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
Школа-интернат № 18,
г. Санкт-Петербург

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*