О преподавании предмета «География» в 2014 / 15 учебном году

105017Сегодня в системе образования происходят изменения, связанные с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС ОО).

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. В следующем учебном году в 5-е классы восьми образовательных учреждений (далее — ОУ) придут учащиеся, которые с 1-го по 4-й класс обучались по ФГОС нового поколения. Обращаем ваше внимание на то, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО), вместо предмета «Природоведение» в 5-м классе вводится преподавание предметов «География» и «Биология». Потребуются серьезные изменения в организации учебного процесса в основной школе: введение системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивающего эффективное формирование универсальных учебных действий при сохранении фундаментального ядра образования.

С целью формирования у учащихся компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах учителю географии необходимо применять современные педагогические технологии: информационную, проектно-исследовательскую, модульную, развития критического мышления, дифференцированного, личностно ориентированного, проблемного обучения.

В ОУ основного общего и среднего общего образования Камчатского края продолжается реализация государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года (ГОС-2004), а следовательно, продолжает действовать БУП 2004 года и разрабатываемые на его основе учебные планы. Нормативные и распорядительные документы, регламентирующие деятельность учителя географии в 2014 / 15 учебном году:

● закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.);

● приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм. и доп.);

● приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

● письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

● приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

● постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изм.);

● рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием» от 24.11.2011 г. № МД-1552/03;

● приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования»;

● приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 27.08.2012 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 „Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования“».

Для образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования и не работающих в пилотном режиме, положение предмета «География» и «География Камчатки» в региональном базисном учебном плане (недельном) представлено в табл. [6, c. 2–3].

С целью оказания помощи учителям географии в «Информационном бюллетене» были опубликованы методические рекомендации и примерные программы по предмету «География Камчатки»:

● О преподавании учебного предмета «География» (6-й класс) в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 13, 2007].

● О преподавании учебного предмета «Камчатка на карте мира» (7-й класс) в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 14, 2008].

● Преподавание учебного предмета «География Камчатки. Природа» в 8-х классах общеобразовательных учреждений в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования [Вып. 15, 2009].

Согласно рекомендациям в 6-м классе предмет федерального компонента «География» и предмет регионального компонента «География Камчатки» составляют единый предмет, так как практическая часть программы построена на краеведческом материале. При этом записи в классном журнале ведутся на одной предметной странице,куда также записываются и темы регионального компонента в соответствии с календарно-тематическим планированием с пометой «РК».

В остальных классах «География Камчатки» — отдельный предмет. Предмет «География Камчатки. Природа» (8-й класс) и «География Камчатки. Население и хозяйство» (9-й класс) предпочтительнее вводить в ОУ с начала второго полугодия (1 час в неделю), когда, соответственно, у восьмиклассников и девятиклассников уже будут сформированы определенные знания, умения и навыки, предусмотренные требованиями государственного стандарта по географии к уровню подготовки выпускников основной школы и необходимые для изучения данного курса. Доцентом кафедры географии, геологии и геофизики КамГУ им. Витуса Беринга Т. А. Наймушиной в помощь учителям географии разработан и издан учебно-методический комплект «География Камчатки», включающий программу курса, методическое пособие для учителя и две рабочих тетради для учащихся
8-х и 9-х классов.

Согласно приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 27.08.2012 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 „Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования“», предмет «География Камчатки» может являться самостоятельным предметом или по решению ОУ может быть включен как региональная составляющая в учебный
предмет «География». Такое «включение» может отрицательно сказаться на преподавании предмета «География» особенно в 7-м классе, где по программе федерального компонента изучаются материки и океаны. На двух уроках в неделю изучается, например, природа Австралии, а на третьем уроке — природа Камчатки, что, понятно, несовместимо, при этом записи ведутся на одной предметной странице журнала. В создавшихся условиях возрастает нагрузка на учителя географии, связанная с необходимостью перерабатывать свои рабочие программы для 7, 8, 9-х классов, включая региональный компонент. Обращаем внимание и учителей географии, и администрации ОУ, что разумнее сохранить в данных классах предмет «География Камчатки» как отдельный. Вопрос о выставлении итоговых оценок решается принятием соответствующего локального акта ОУ. Так как программой предусмотрено проведение большого количества практических работ, то проблем с накопляемостью и выставлением итоговой оценки не возникнет. Учителям географии, которые приступят к апробации ФГОС ООО с 1 сентября 2014 года в пилотном режиме, необходимо обратить внимание на то, что содержание примерной программы структурировано не по классам, а по тематическим разделам. Авторы учебников предлагают собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В связи с этим, перед учителем географии стоит вопрос о выборе УМК. Подробный материал об авторских программах и методических особенностях конструирования курсов географии 5–6-х классов размещен в журналах «География в школе» [2, c. 23–34; 4, c. 30–38], а о выборе учебника — в «Информационном бюллетене. Вып. 18» [1, c. 41–42].
Нормативно-управленческим документом ОУ является рабочая программа учителя, которая составляется с учетом примерной программы на основе авторской того УМК, который выбрал учитель [9, c. 35–39]. Больше всего вопросов возникает у учителей по поводу такого структурного элемента программы, как «Пояснительная записка», в которой следует указать:

  • конкретные цели ООО по географии;
  • общую характеристику предмета;
  • описание места географии в учебном плане;
  • нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа;
  • учебно-методический комплекс, используемый ОУ для обучения географии;
  • количество учебных часов, отведенных образовательной программой ОУ для обучения географии и их распределение в течение года;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения для каждого класса (5–11-е) [8, c. 9–10].

В пояснительной записке должно быть обосновано:

  • увеличение объема часов на изучение предмета (по сравнению с ФБУП);
  • изменение в распределении учебных часов по разделам и темам в последовательности их изучения (по сравнению с примерной или авторской программой);
  • включение дополнительных тем (например, краеведческое содержание географии, углубленное изучение и др.);
  • изменение количества и содержания практических работ (по сравнению с примерной или авторской программой);
  • планируемые результаты изучения предмета.

В тематическом плане следует указать:

  • раздел программы и темы, входящие в него, сроки их изучения;
  • основное содержание по темам;
  • основные виды деятельности ученика;
  • итоговые практические работы, проверяющие уровень освоения основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Отметка за выполнение итоговых практических работ выставляется в классный журнал. Четкого регламента о количестве практических работ по географии не существует, рекомендуется проведение итоговых практических работ в каждом классе не более 3–4-х в течение учебной четверти. Они должны быть пронумерованы, а формулировка — отражать содержание работы в деятельностной форме.

Учителям, работающим по программе «Школа 2100», следует обратить внимание на то, что в перечне учебников на 2014 / 15 учебный год отсутствует линия УМК под редакцией В. А. Кошевого издательства «Баласс» [7, c. 131–136].

При выборе УМК по учебному предмету «География» рекомендуется иметь в виду, «что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 / 14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа» [5, c. 2.]. Авторские позиции особенно отличаются в подходах к районированию территории России в курсе «География России» в 8–9-х классах. В Федеральном компоненте государственного образователь-
ного стандарта для обязательного изучения выделены природнохозяйственные районы (9-й класс): Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Дается комплексная характеристика этих районов: географическое положение, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Отдельные авторские коллективы предлагают раздельное изучение природных (8-й класс) и экономических (9-й класс) районов. Такой подход возможен при условии обозначения их места и роли в рамках природно-хозяйственных районов (9-й класс). Эти изменения следует отражать в рабочей программе учителя. В связи с разными подходами к изучению географии России следует внимательно подходить к выбору учебника в 9-м классе. Так, если в 8-м классе учитель работал по учебнику Э. М. Раковской или И. И. Бариновой, то в 9-м классе необходимо выбрать один из двух учебников: В. П. Дронова, В. Я. Рома или А. И. Алексеева, В. В. Николиной.

Подробная информация об УМК, рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлены на сайтах издательств [www.drofa.ru; www.russkoe-slovo.ru; www.vgf.ru; www.mnemozina.ru; www.prosv.ru].

В помощь учителю географии в преподавании предмета и качественной подготовке к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) выпущены следующие издания:

  1. Крылова О. В. География: тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основно й школы: 9 кл. — М.: Академкнига / Учебник, 2013.
  2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): география: 9 кл.: тематические тренировочные задания / авт.-сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. В. В. Барабанов; ФИПИ. — М.: Эксмо, 2014.
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме: география / авт.-сост. В. В. Барабанов, А. П. Кузнецов, И. Б. Шилина; ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2014.
  4. Эртель А. Б. География: 9 кл.: подготовка к итоговой аттестации 2013: учеб.-метод. пособие. — Ростов н/Д: Легион, 2014.
  5. Единый государственный экзамен 2013: география: учеб.-тренировочные материалы для подготовки учащихся / авт.-сост. В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова; ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2014.
  6. География: типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена / Э. М. Амбарцумова, В. Б. Пятунин; ФИПИ. — М.: Рус. слово, 2013.
  7. Эртель А. Б. География: подготовка к ЕГЭ-2013: учеб.-метод. пособие. — Ростов н/Д: Легион, 2014. — (Готовимся к ЕГЭ).

Дополнительную информацию о подготовке учащихся к ГИА можно найти на федеральных сайтах [www.fipi.ru; www.ege.edu.ru]. Базисным учебным планом в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки и профильных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать ресурсы сайтов [www.profile-edu. ru; www.drofa.ru; www.vgf.ru].

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важным представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (далее — УМБ), необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материально-техническими средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а также требованиям документов Министерства образования и науки РФ. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Обращаем внимание учителей географии на необходимость ознакомления с перечнем оборудования в примерной программе по географии (в рамках ФГОС ООО).

В методическом пособии «Современный кабинет географии» [3] изложены основные требования к оборудованию кабинета географии и его оснащению новейшими техническими средствами, санитарно-гигиенические требования, советы по использованию территории школьного двора и окружающего пространства на уроках географии, приведен паспорт кабинета.

В целях повышения качества преподавания, рационального использования оборудования кабинета географии, необходимо:

  • сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний;
  • применение информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как средство обучения. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения источников информации, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой, — идеальный вариант оптимизации обучения предмету;
  • сохранение накопленного опыта, собранного методического материала (изданных много лет назад), иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде;
  • наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов, при этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов;
  • использование библиотечного фонда (учебных пособий, дидактических материалов, определителей), печатных пособий (таблиц, портретов, карт, альбомов демонстрационных и раздаточных материалов), экранно-звуковых пособий (видеофильмов и видео-фрагментов, слайдов, транспарантов), учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования (приборов, инструментов для проведения демонстраций и практических занятий, в том числе на местности), натуральных объектов (коллекций, гербариев);
  • оформление кабинета, который выполняет учебную, воспитательную и развивающую функции. При оформлении кабинета следует избегать украшательства. Материалами постоянного экспонирования должны быть ламинированные учебные карты одного размера: «Политическая карта мира», «Физическая карта мира» «Политико-административная карта России», «Физическая карта России».

Проектируя образовательный процесс, учителю географии необходимо творчески подойти к выбору УМК, поработать с примерной и авторской программами, на основе которых составить рабочую программу, отобрать нужное содержание, использовать оптимальные методы и средства обучения, которые обеспечат планируемые результаты обучения.

Библиографический список

  1. Ионина Н. А. О преподавании предмета «География» в условиях введения ФГОС ООО // Информационный бюллетень. Вып. 18: Актуальные проблемы введения ФГОС общего образования: метод. рек. — Петропавловск-Камч.: Камч. ин-т ПКПК, 2013. — С. 39–51.
  2. Летягин А. А. Программа и тематическое планирование по курсу «Начальный курс географии»: 5–6 кл. / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин [и др.] // География в школе. — 2012. — № 8. — С. 23–34.
  3. Летягин А. А. Современный кабинет географии: метод. пособие. — М. Дрофа, 2009.
  4. Петрова Н. Н., Шатных А. В., Соловьёва Ю. А. Методические особенности конструирования содержания курсов географии в 5-х и 6-х кл. // География в школе. — 2012. — № 7. — С. 30–38.
  5. О федеральном перечне учебников: письмо М-ва образования и науки РФ от 29.04.2014 г. № 08-548 [Электронный ресурс] // М-во образования и науки РФ: сайт. — URL: http://минобр науки.рф/новости/4136/печать (дата обращения: 15.04.2014).
  6. Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования: приказ М-ва образования и науки Камчатского края от 18.05.2012 г. № 654 [Электронный ресурс] // Региональное законодательство: сайт. — URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1721022 (дата обращения: 15.04.2014).
  7. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ М-ва образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 [Электронный ресурс] // М-во образования и науки РФ: сайт. — URL: http://минобрнауки.рф/новости/4136/печать (дата обращения: 15.04.2014).
  8. Примерные программы по учебным предметам: география: 5–9 кл. — М.: Просвещение, 2011. — 75 с.
  9. Стрельникова Т. Д. Методические рекомендации по составлению рабочих (образовательных) программ // География в школе. — 2013. — № 10. — С. 32–39. Автор — Ионина Н. А.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*