Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это официальный документ, содержащий нормы и требования к образовательному процессу.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) — это совокупность (комплект) учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специаальности. Нормативные сроки обучения. ОПОП включает: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и модулей, программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
Базисный учебный план (БУП) — является частью ОПОП по специальности; БУП определяет перечень, объем, последовательность изучения (по курсам) дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, виды учебных занятий, этапы учебной и производственной практик, виды государственной (итоговой) аттестации.
Программа — нормативный документ, определяющий место учебной дисциплины или профессионального модуля в подготовке специалиста; требования к знаниям и умениям в области определенной учебной дисциплины или профессионального модуля, содержание учебного материала и последовательность его изучения.
Компетентностный подход — это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов образования, основанный на предоставлении результатов образования в виде актуальной совокупности компетенций выпускников учебных заведений и соответствующих уровней сформированности этих компетенций; это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.
Компетенция–это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Понятие компетенция включает:
— знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);
-знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);
-знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Общая компетенция (ОК) – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.
Профессиональная компетенция (ПК) – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Умения – это владение способами (приемами, действиями)применения усваиваемых знаний на практике.
Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы).
Учебный цикл — совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Дидактическая единица – элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной учебной дисциплины или профессионального модуля; система понятий, объединенных на основе смысловых, логических связей и образующих целостную усваиваемую единицу информации.
Уровень освоения — это набор приемов и методов современных образовательных технологий, направленных на формирование необходимых компетенций в рамках освоения отдельной дидактической единицы.
Виды уровней освоения:
— ознакомительный– узнавание ранее изученных объектов;
— репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;
-продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Средство обучения – это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся.
Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.
Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.
Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций (может включать МДК или его часть, части учебной и производственной практик).
Программа профессионального модуля – документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.
Профессиональная деятельность – это совокупность функций, это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.
Вид профессиональной деятельности – это одна или несколько определенных функций, которые выполняются специалистом при выполнении должностных обязанностей в процессе профессиональной деятельности.
Практический опыт — способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственный условиях, сформированная на основе теоретической и практической подготовки.