Особенности реализации ФГОС в рамках УМК «Планета знаний»

children-286239_640– Нормативная база УМК «Планета знаний»

Этот учебно-методический комплект для начальной школы издается с 2003 года. Все учебники комплекта «Планета знаний» прошли государственную экспертизу по новой форме и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы. По ним уже несколько лет успешно учатся школьники Москвы и 40 регионов России.

– Особенности комплекта.

Главная особенность УМК «Планета знаний» – его целостность: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов (культурологический, коммуникативный, информационный и деятельностный) к организации учебной и внеурочной деятельности. В комплекте все подчинено:

– формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу последующего обучения;

– созданию образовательного пространства, в рамках которого возможны учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей интересам, потребностям и возможностям маленького ученика. Учебные программы и пособия УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Единые подходы и принципы, лежащие в основе учебно-методического комплекта, способствуют формированию у детей младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. УМК «Планета Знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов 2 поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.

Для обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые в разных учебных курсах имеют разные названия: «Мозаика заданий», «Читальный зал», «Путь к вершине творчества». Эти задания есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Включение их в учебные материалы УМК направлено на решение нескольких задач:

  • – формирование у младших школьников навыка самоконтроля;
  • – диагностика знаний учащихся и устранение в них пробелов;
  • – индивидуальная работа с учениками;
  • – организация самостоятельной работы школьников.

Формирование целостности образа мира и взаимодействие двух составляющих содержание обучения – теоретической и практической – наиболее четко прослеживаются в проектной деятельности. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. В рабочие тетради со 2 класса также включена страница «Работа над проектом», которая помогает ученику выбрать и сформулировать тему, определить последовательность ее раскрытия.

Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, она формирует у детей умение работать с информацией, взаимодействовать в разных группах, выполняя различные социальные роли.
Каждый учебник наряду с общими направлениями комплекта по вовлечению родителей в учебный процесс имеет свои подходы к организации сотрудничества детей с папами и мамами.

Учебно-методический комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем предметам для всех классов начальной школы. Учебники построены так, чтобы детям было интересно учиться, а родителям – легко помогать, если у ребенка по какой-либо причине возникли трудности в освоении учебного материала.

Например, каждый учебник по любому предмету для всех классов делится на несколько крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение к ним помогает представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания.

Ребенок и родители всегда смогут увидеть, что уже изучено и сколько интересного
еще впереди. Учебный материал во всех учебниках и рабочих тетрадях разделен на инвариантную и вариативную части (ориентир – цветовое оформление полей разворотов). Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания, заложенному в стандарте, т.е. это необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал. В любой школе, в любом классе дети различаются по уровню подготовки и темпу развития. Поэтому учащимся предлагается сделать выбор. Происходит не только признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого материала и уровня его усвоения, но и формирование учебных и познавательных мотивов, умение контролировать и оценивать свои действия и их результат. Родители могут оказать ребенку помощь в правильной оценке уровня усвоения учебного материала, в стремлении постепенно переходить от простых к более сложным заданиям.

– История появления комплекта.

Комплект создавали 6 учителей, 8 кандидатов педагогических наук, 3 доктора наук. Некоторые из них являлись авторами учебников и тетрадей системы Л.В. Занкова. Руководитель ‒ Петрова Ирина Анатольевна. Профессиональный путь И.А. Петровой – пионервожатая, учитель начальных классов, заведующая районным методическим кабинетом, заведующая городским методическим кабинетом, в течение 14 лет – руководитель отдела начального образования Министерства образования РФ. Петрова И.А. является одним из разработчиков «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Стандарта начального общего образования» и Концепции УМК «Планета знаний»; автор ряда работ по обучению детей шестилетнего возраста.

Автор «Букваря» и учебника «Русский язык» ‒ Таисия Михайловна Андрианова, Заслуженный учитель РФ, член редколлегии журнала «Начальная школа», автор многочисленных научных трудов по обучению грамоте и чтению. Создавала рабочие тетради по письму в программе системы Л.В. Занкова.

Автор курса «Письмо» в 1 классе ‒ Вера Алексеевна Илюхина, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор московской школы № 2006, автор многочисленных научных трудов по обучению письму.

Автор учебников «Русский язык» ‒ Любовь Яковлевна Желтовская, кандидат педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, преподаватель Педагогической академии последипломного образования специалистов Московской области, является одним из авторов комплекта учебников по русскому языку «Слово» («Просвещение»). Автор многочисленных трудов по обучению русскому языку.

Автор учебников «Литературное чтение» ‒ Элла Эдуардовна Кац, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, работает в московской школе № 1243, является руководителем городской экспериментальной площадки «Литературное образование в начальной школе», автор учебников «Литературное чтение и творчество» 1-3 класс для трехлетней начальной школы; «Литература и творчество читателей» для учащихся 5-7 классов и других научных трудов.

Авторы учебников «Окружающий мир» ‒ Галина Григорьевна Ивченкова; Игорь Владимирович Потапов; Елена Витальевна Саплина, кандидат педагогических наук, доцент Московского института Открытого образования, директор центра исторического образования, почетный работник народного образования РФ, автор многочисленных научных трудов; Андрей Иванович Саплин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор многочисленных научных трудов.

Автор учебников «Технология» ‒ Татьяна Ивановна Бакланова, доктор педагогических наук, декан факультета художественной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, академик Международной академии информатизации и Петровской академии наук и искусств.

Автор учебников «Изобразительное искусство» ‒ Наталья Михайловна Сокольникова, доктор педагогических наук, профессор, член Союза дизайнеров, декан художественно-графического факультета Московского государственного открытого педагогического университета, автор учебников для 5-8 классов по изобразительному искусству и других научных трудов.

Любая дополнительная часть в мониторинге предполагает умение использовать полученные знания в практической работе. Проценты правильного безошибочного выполнения заданий дополнительной части мониторинга свидетельствуют, что учителя осознанно перешли на новый комплект и успешно его реализуют. В конце 2012-2013 учебного года в районе проводился муниципальный комплексный мониторинг по итогам года во 2-х классах с целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий программы «Планета знаний».

В районе 17 учителей работали во втором классе по УМК «Планета знаний». Качественное усвоение программы составляет 81,9%. Высокий уровень усвоения
программы имеют учителя школ:
– Сидченко З.Н. – 90% (№7 п. Николаевка),
– Иванченко И.Б. – 89,1% (№4 с. Даниловка),
– Ашурова Т.А. – 87% (№11 с. Волочаевка),
– Сальникова И.Г. – 85% (№6 с. Партизанское),
– Кретова Н.В. – 83,5% (№3 п. Смидович),
– Котова В.И. – 81,6% (№22 с. им. Тельмана),
– Коваленко Т.Г. – 81,2% (№1 п. Смидович),
– Свиридова Т.А – 88,9% (№18 п. Приамурский),
– Кормщикова Н.И. – 87,3% (№10 п. Волочаевка).

Базовое умение по технике чтения учащихся района во 2-м классе составляет 76,4 слова в минуту при норме 60 слов в минуту. Следовательно, УМК «Планета знаний» оправдывает надежды на реализацию требований стандарта второго поколения.

Отзывы учителей района, работающих по программе «Планета знаний»

Лукина Евгения Анатольевна, учитель 4 класса, руководитель ШМО начальных классов, школы №3 п. Смидович «Система заданий учебников УМК «Планета знаний» помогает планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; Учит использовать знаково-символические средства для создания различных моделей информации».

Ткачёва Елена Николаевна, учитель 1 класса школы №3 п. Смидович «Хорошая структура учебников; материал учебников и рабочих тетрадей, система заданий позволяет экономить время учителя при подготовке к уроку; Легко организовать деятельность учеников по заданиям учебников и рабочих тетрадей. По методике Веры Илюхиной легко обучать детей каллиграфическому письму».

Иванова Кристина Игоревна, учитель 2 класса школы №10, п. Волочаевка «Упражнения в рабочих тетрадях соответствуют заданиям учебника, удобно работать, выполнять задания».

Котова Вера Ивановна, учитель 2-3 классов школы №22 п. им. Тельмана, работала по программам Эльконина, «2100» «Из опыта работы убедилась ‒ в программе отличная подача материала по темам. Много видов работы, которые позволяют проводить наблюдения по исследованию темы урока, проводить анализ гипотез без дополнительного материала».

Иванченко Ирина Борисовна, учитель 3 класса школы №4 с. Даниловка Воронина Татьяна Геннадьевна, учитель 2-3 классов с. Камышовка «Замечательно, что материал учебника разделён на две части: обязательную и вариативную. Материал носит не только обучающий характер, но и развивающий. На протяжении всего урока достаточно материала, который представлен в учебнике и рабочей тетради. По всем предметам включены метапредметные связи».

Косьяненко Елена Алексеевна, учитель 2 класса школы №7 п. Николаевка «Красочный, многообразный материал в учебниках. Хорошо разработан методический аппарат. Есть возможность разного подхода к исследованию одного и того же объекта. Учебник и тетрадь представляют единство».

Бычкова Светлана Владимировна, учитель 4 класса, руководитель ШМО, школа №1 п. Смидович «На странице учебника задания разного уровня, что облегчает индивидуальную и дифференцированную работу».

Усова Ольга Михайловна, учитель 1 класса школы №8 с. Аур «По данному комплекту очень удобно организовать работу в паре. Это позволяет привлечь максимальное количество обучающихся к активному выполнению задания; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность».

Косьяненко Елена Александровна, учитель 2 класса школы №7 п. Николаевка «Интересно и легко преподносилась таблица умножения во 2 классе и, хотя ее еще будем повторять, мои дети прекрасно знают таблицу умножения».

Мухамадеева Людмила Николаевна, учитель 3 класса с. Камышовка «Система заданий дает возможность ребенку выбрать деятельность, партнера, а мне ‒ возможность планировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика».

Кретова Надежда Викторовна, учитель 3 класса школы №3 п. Смидович «Содержание и структура учебников дают возможность формировать у учащихся умение решать творческие задачи, распределять работу и договариваться».

Т.Л. Шахмоведева, методист отдела образования Смидовичского района

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*