Интеграция урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО

779_500В последнее время цели начального общего образования стали формулироваться более четко, конкретно. Принципиальное отличие новых стандартов ‒ это новый взгляд на образовательный результат, т.е. обеспечение освоения школьниками ключевых компетентностей. Ядро ФГОС НОО составляет образовательный результат нового типа ‒ это УУД (личностные и метапредметные), т.е. в настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Личностные (индивидуальные) образовательные достижения обучающихся представляют совокупность и интеграцию урочных и внеурочных результатов, полученных в образовательных учреждениях обучающимися за определенный период времени. Исходя из этого образовательная деятельность учащихся должна быть представлена в форме урочной и внеурочной. Классическая урочная деятельность должна дополняться разными формами внеурочной.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека – удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из своих интересов.

Именно интеграция этих двух видов деятельности должна работать на формирование личности нового выпускника начальной школы. Т.е. интеграция как методический прием должна способствовать формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как об определенной системе.

Необходимо отметить, что при организации внеурочной деятельности образовательные организации широко используют возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, сотрудничают с городскими учреждениями (Центр детского творчества и его филиалы, музыкальная школа, художественная школа и ее филиалы, «Центр культуры и досуга», Центр детской и юношеской книги, филиалы библиотек, заповедник «Бастак», эколого-просветительский центр «Аист», музеи, киновидеопрокат, Социально-просветительский центр Биробиджанской Епархии и др.).

Содержание занятий внеурочной деятельностью в школах города сформировано с учетом пожеланий родителей и реализуется в различных кружках: предметных («Родная словесность», «Речь», «Царица Орфография», «Юный математик», «ИЗО», «Музыка вокруг» и др.) и межпредметных (театральный, «Ранняя профилизация», «Каратэ-до», «Мир профессий», «Мир фантазий», «Школа молодого лидера», «Проектирование» и др.). Внеурочная занятость требует свободного выражения мыслей, чувств, поведения, отличающегося от классической формы урока. Однако анализ посещенных внеурочных занятий кружков сразу выявил ряд проблем.

Например, при урочной (академической) форме ведения занятий:

  • – Привязка к кабинету.
  • – Отсутствие деятельностного подхода в организации занятий.
  • – Низкий уровень индивидуализации процесса («Делай как я или делай как все»).
  • – Низкий уровень творческой самостоятельности. Нет выбора у учащихся (отсутствует личностно-ориентированный подход).

Самые большие проблемы были у учителей основного звена, ведущих кружки в начальном (музыка, ИЗО, физкультура, иностранный язык). Выяснилось незнание возрастных, психолого-физиологических особенностей младших школьников и неискоренимый авторитарный стиль общения. На городском методическом объединении нами была проведена большая работа по устранению этих недостатков. Пересмотрены программы и структура занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, приглашены компетентные педагоги, в том числе из ПГУ имени Шолом-Алейхема с психолого-педагогическим комплексом. Также были проведены открытые уроки, мастер-классы учителями-предметниками школ №№ 7, 10, 11, ведущими внеурочные занятия в начальных
классах.

Договорились, что формы организации внеурочной деятельности должны отличаться от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, спортивные секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, поисковые и научные исследования, образовательные путешествия, познавательные лаборатории, клубные занятия, общественно-полезные практики (волонтерские движения). Эта информация должна быть отражена в рабочих программах кружков. Работа над правильной организацией внеурочной деятельности продолжается. В период каникул на базе всех школ организуются лагерные смены с комплексными и игровыми программами.

Вместе с тем, сегодня и классическая урочная деятельность тоже требует переосмысления и должна дополняться разными формами внеурочной. Данная классно-урочная система имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся с учетом личностных особенностей педагогов и школьников.

В истории развития образования недостатки классического урока пытались исправить, используя разнообразные нововведения и разные названия. В 60-х годах урок перестает быть единственной формой организации учебной деятельности. Самыми известными реформаторами и инициаторами изменений были Ш. Амонашвили, В.А. Сухомлинский. Многие формы, методы и приемы используются по сей день, и с введением ФГОС НОО стали актуальны, что позволяет более эффективно применять и использовать полученные знания, умения, универсальные учебные действия учащихся в разнообразных формах интеграции. Это могут быть тематические “погружения” интегрированного характера, например, все предметы этого дня (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) или проводимые в течение одного-двух учебных дней, тематические: «Птицы и люди» или «Люди и достижения человечества», «М.В. Ломоносов – достояние России». Новая форма деятельности мотивирует учащихся на применение знаний в новой ситуации.

Возможен вариант интеграции нескольких предметов урочной и внеурочной деятельности (т.е. межпредметной), например: «Математика» и «Окружающий мир» – «Занимательное естествознание», проект «Первые шаги моего исследования»; или предметы «Изобразительное искусство» и «Технология (труд)» интегрируются: «Изостудия», «Маленький мастер», «Оригами», «Техническое моделирование», «Эстетика быта», «Дизайн». Возможны предметные модули.

К межпредметным образовательным модулям также можно отнести следующие модули: «Азбука общения» – 1,2 классы; «Конструирование», комплексный интегративный модуль – 1-4 классы; «Исследовательская мастерская» – 1-4 классы, (исследовательская деятельность является средством освоения действительности); «Проектная деятельность» – выполнение комплексных проектов, их презентация и защита; «Информатика» – освоение практической работы на компьютере для начинающих по учебному пособию А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»; «Детское телевидение (компьютерная анимация, покадровое рисование); «Занимательная лингвистика» – лингвистические игры, конструирование, редактирование, обогащение словаря и др.

В этом учебном году практически во всех школах города используются метапредметные модули для углубления и расширения УУД в рамках предмета: «Наглядная геометрия», «Логика», «Учимся решать комбинаторные задачи», «Информатика» (образовательная область – математика); «Дальневосточная детская литература», «Занимательная лингвистика», «Мой родной язык», «Поэтические странички» (образовательная область – филология).

Такая интеграция возможна за счет часов школьного компонента модулем в предмет или в один из интегрируемых предметов, возможен и самостоятельный модуль с практическим содержанием. Так, предмет окружающий мир может быть интегрирован со множеством предметов: история, география, ботаника, природоведение, зоология, астрономия, черчение, ОБЖ и др. Можно взять любой, интересующий детей, модуль. Например, «Древний человек» – по истории, «Астрономия в нашей жизни» – астрономия, «Жизнь насекомых» – зоология, «Один дома» – ОБЖ).

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Педагоги получат возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счет расширения границ предметов.

Такая работа позволит нам приблизить понимание идеи стандарта о переходе на нелинейную модель школьного расписания. Тема нелинейного расписания дискутируется в печати. Идея нашла поддержку у Министерства образования и науки РФ. Заместитель министра образования и науки РФ И. Калина выразил в печати свое мнение по этому поводу: «Интеграция уроков, театральных, спортивных или социальных проектов, экскурсий, тематических погружений, уроков-отчетов, устных журналов позволит снять недостатки классно-урочной системы (перегрузка, монотонность, однообразие, жесткие рамки). Разнообразие — это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов». Таким образом, если в каждой предметной области определить, сколько часов учитель должен дать в классно-урочной форме, сколько — во внеурочной и активнее использовать имеющиеся ресурсы учреждений культуры и дополнительного образования, то это еще один шаг к повышению мотивации к обучению, снятию негативных сторон классно-урочной системы и достижению результатов, о которых говорил заместитель министра.

Для всех нас очень важно понять основную идею стандарта по интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся и использовать имеющиеся возможности. Предметные, межпредметные и метапредметные модули и кружки необходимы. Они расширяют учебный базовый курс, содействуют развитию личностных и метапредметных УУД обучающихся, учат применять накопленные знания в новых, незнакомых им ситуациях. Более того, интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной, что очень важно при формировании ранней профилизации личности младшего школьника.

В.Н. Моисеева, методист ИМЦ г. Биробиджана

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*