Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса. Одно из существенных условий реализации стандартов второго поколения – профессиональный уровень учителя, обладающего совокупностью компетентностей, необходимых для достижения обучающимися высокого уровня качества результата образования. Соответственно возникает необходимость работать над развитием профессиональных компетентностей учителей.
Методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: выявление и осознание проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации, конструирование плана действий и реализации плана.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
В нашей школе в рамках методического сопровождения осуществлялась подготовка учителей начальных классов к работе в условиях внедрения ФГОС начального общего образования, которая включала в себя изучение особенностей ФГОС, требований ФГОС, знание специфики реализации стандарта.
Методическое сопровождение образовательного процесса велось по нескольким направлениям:
– работа методического объединения учителей начальных классов;
– повышение квалификации учителей (курсовая подготовка и участие в городских и областных семинарах);
– внутришкольный контроль;
– корректировка основной образовательной программы.
Для создания условий повышения профессионального мастерства план работы методического объединения включал разные направления деятельности: реализация требований ФГОС в практику, анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС, текущая методическая помощь. В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определенной теме.
Актуальными темами были «Организация работы в группах», «Требования к современному уроку», «Принципы развивающего обучения», «Проектно-исследовательская и внеурочная деятельность», «Технология оценивания универсальных учебных действий» и др.
Текущая методическая помощь предусматривала:
В мае 2013 г. прошел творческий отчет учителей 1-2 классов «Первые шаги реализации ФГОС». Творческий отчет был представлен в форме инсценированного современного урока, отвечающего требованиям ФГОС. Учителя поделились умением ставить учебные задачи, проектировать универсальные учебные действия, показали как на уроках обучают детей самооценке, рассказали о требованиях к портфолио. Учителя 1-2 классов продемонстрировали видеоролики с уроков. Педагогический коллектив школы работал в группах, выполняя различные задания:
1 гр. ‒ Актуализация знаний, мотивация, 2 гр. ‒ Учебные задачи (на примере одного урока), 3 гр. ‒ Формируемые УУД, 4 гр. ‒ Требования к современному уроку, 5 гр. ‒ Деятельностно-ориентированные технологии обучения, 6 гр. ‒ Портрет выпускника начальной школы.
Были подготовлены мастер-классы урочной и внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества». Первоклассники показали спектакль «Теремок». В заключении отчета провели рефлексию.
Большие возможности для взаимообмена опытом, повышения профессионального мастерства педагогических работников открывают городские семинары. На базе нашей школы в течение 2011-2013 уч. Годов проведены городские и областные семинары «Внедрение ФГОС в практику начальной школы», «Формирование УУД». В рамках семинаров учителя показывают открытые уроки, занятия кружков, представляют методический самоанализ проведенных уроков, занятий.
Обоснованность планирования методической работы и управленческих действий обеспечивает внутришкольный контроль. Методическое сопровождение процесса внедрения ФГОС НОО стало одним из направлений контроля. Это направление можно рассмотреть на циклограмме заместителя директора по УВР начальных классов. В циклограмме отражены основные методы контроля – работа с документацией, мониторинг, работа с кадрами по месяцам. Одной из форм контроля, которая позволяет обеспечивать обратную связь, выявлять наиболее ценный опыт, выявляет необходимость принятия срочных мер, когда реальное положение дел с профессиональным развитием учителя не соответствует требованиям ФГОС, является посещение уроков. Цель посещения уроков может быть с целью изучить:
Посещение уроков осуществляется в течение всего учебного года. Таким образом, в нашей школе организовано методическое сопровождение и контроль за деятельностью педагогов реализующих ФГОС.
Вместе с тем, мы столкнулись с рядом трудностей:
Над преодолением этих трудностей предстоит в дальнейшем работать.
С.М. Авшарян, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №1» г. Биробиджана