Методическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Child-studyingВнедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса. Одно из существенных условий реализации стандартов второго поколения – профессиональный уровень учителя, обладающего совокупностью компетентностей, необходимых для достижения обучающимися высокого уровня качества результата образования. Соответственно возникает необходимость работать над развитием профессиональных компетентностей учителей.

Методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: выявление и осознание проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации, конструирование плана действий и реализации плана.

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

В нашей школе в рамках методического сопровождения осуществлялась подготовка учителей начальных классов к работе в условиях внедрения ФГОС начального общего образования, которая включала в себя изучение особенностей ФГОС, требований ФГОС, знание специфики реализации стандарта.

Методическое сопровождение образовательного процесса велось по нескольким направлениям:

– работа методического объединения учителей начальных классов;

– повышение квалификации учителей (курсовая подготовка и участие в городских и областных семинарах);

– внутришкольный контроль;

– корректировка основной образовательной программы.

Для создания условий повышения профессионального мастерства план работы методического объединения включал разные направления деятельности: реализация требований ФГОС в практику, анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС, текущая методическая помощь. В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определенной теме.

Актуальными темами были «Организация работы в группах», «Требования к современному уроку», «Принципы развивающего обучения», «Проектно-исследовательская и внеурочная деятельность», «Технология оценивания универсальных учебных действий» и др.

Текущая методическая помощь предусматривала:

  • – консультирование педагогов после посещения уроков;
  • – анализ возникающих у педагогов затруднений, оказание им помощи в решении
    профессиональных проблем;
  • – разработка текущих методических материалов для проведения диагностики.
  • Первый опыт работы учителей по стандарту обобщался через публикации в методических сборниках в рамках школьной и городской методической выставки. В течение 2011-2013 учебных годов в методических сборниках размещены:
  • – конспекты уроков учителей 1-2 классов;
  • – программы внеурочной деятельности «Цветик-семицветик», «Безопасная дорога детства», «Спешите делать добро» и др.;
  • – материалы к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (коллективные творческие дела на параллелях «Посвящение в первоклассники», «Мы за здоровый образ жизни!», «Все профессии важны – все профессии нужны!», «Я – гражданин» и др.);
  • – материалы к программе формирования экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни – тематические 15-минутные беседы и классные часы по формированию здорового образа жизни с 1 по 4 класс (1 кл. – «Уроки Мойдодыра», 2 кл. – «Правильное питание», 3 кл. – «Основы безопасности», 4 кл. – «Полезные привычки»);
  • – публикация в Российском государственном университете им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург «Трудности педагогов при реализации ФГОС НОО».

В мае 2013 г. прошел творческий отчет учителей 1-2 классов «Первые шаги реализации ФГОС». Творческий отчет был представлен в форме инсценированного современного урока, отвечающего требованиям ФГОС. Учителя поделились умением ставить учебные задачи, проектировать универсальные учебные действия, показали как на уроках обучают детей самооценке, рассказали о требованиях к портфолио. Учителя 1-2 классов продемонстрировали видеоролики с уроков. Педагогический коллектив школы работал в группах, выполняя различные задания:

1 гр. ‒ Актуализация знаний, мотивация, 2 гр. ‒ Учебные задачи (на примере одного урока), 3 гр. ‒ Формируемые УУД, 4 гр. ‒ Требования к современному уроку, 5 гр. ‒ Деятельностно-ориентированные технологии обучения, 6 гр. ‒ Портрет выпускника начальной школы.

Были подготовлены мастер-классы урочной и внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества». Первоклассники показали спектакль «Теремок». В заключении отчета провели рефлексию.

Большие возможности для взаимообмена опытом, повышения профессионального мастерства педагогических работников открывают городские семинары. На базе нашей школы в течение 2011-2013 уч. Годов проведены городские и областные семинары «Внедрение ФГОС в практику начальной школы», «Формирование УУД». В рамках семинаров учителя показывают открытые уроки, занятия кружков, представляют методический самоанализ проведенных уроков, занятий.

Обоснованность планирования методической работы и управленческих действий обеспечивает внутришкольный контроль. Методическое сопровождение процесса внедрения ФГОС НОО стало одним из направлений контроля. Это направление можно рассмотреть на циклограмме заместителя директора по УВР начальных классов. В циклограмме отражены основные методы контроля – работа с документацией, мониторинг, работа с кадрами по месяцам. Одной из форм контроля, которая позволяет обеспечивать обратную связь, выявлять наиболее ценный опыт, выявляет необходимость принятия срочных мер, когда реальное положение дел с профессиональным развитием учителя не соответствует требованиям ФГОС, является посещение уроков. Цель посещения уроков может быть с целью изучить:

  • – применение на уроках здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • – особенности организации индивидуальной, парной и групповой работы;
  • – проследить формы и методы формирования и развития УУД на уроках;
  • – выполнение требований к современному уроку.

Посещение уроков осуществляется в течение всего учебного года. Таким образом, в нашей школе организовано методическое сопровождение и контроль за деятельностью педагогов реализующих ФГОС.

Вместе с тем, мы столкнулись с рядом трудностей:

  • – организация деятельности детей на уроках (в основном преобладает фронтальная форма работы на уроках);
  • – работа с документацией в соответствии с новыми требованиями (заполнение листов наблюдений, отбор материала для диагностики УУД, составление программ кружков).

Над преодолением этих трудностей предстоит в дальнейшем работать.

С.М. Авшарян, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №1» г. Биробиджана

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 3,67 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*