Программа внеурочной деятельности по физике “Лаборатория успеха”

Пояснительная записка

Данная программа «Лаборатория успеха» для 5,6 классов построена на основе:

  •  Федерального компонента государственного стандарта основного общего, среднего общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004г. № 1089;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296;
  • Учебного плана МАОУ «СОШ №8 г. Мирный» на 2014-2015 г.;
  • Учеников А.Е.Гуревича «Физика. Строение вещества.7кл», «Физика. Электромагнитные явления.8 кл», А.Е. Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак «Физика. Химия. 5-6 кл».

Программа рассмотрена с учетом знаний и умений согласно ФГОС СПО. Практически на каждом уроке предусмотрена самостоятельная работа, к которой дети безусловно в силу своих способностей могут подходить творчески.

Данный курс предусматривает как предметные, так и метапредметные результаты обучения физики на начальном этапе в ходе выполнения, например, практических работ.

В курсе предусматривается экспериментальное изучение основ электричества и магнетизма. На каждом занятии имеет место демонстрация, опыт, показанный учителем, а затем эксперимент (практическое задание), выполняемый учениками.

Изучение рассчитано на год – 35 занятий, из них по 2 занятия, как правило, в конце четверти, идет на подготовку и защиту своих работ (демонстрация и объяснение опыта, подготовленного дома, презентации, газеты и т.д.).

Новые стандарты образования ориентированы на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. С помощью экспериментов и опытов, которые учащиеся будут проводить самостоятельно неизбежно раскроются скрытые возможности и потенциал учащихся. Можно легко выявить инициативную и творческую личность; любого ребенка вовлечь в мыслительный процесс.

Занятия не должны вызвать неприязнь и боязнь к предмету, дети должны работать с удовольствием, поэтому предложено минимум теории (только все необходимое для объяснения опыта) и отсутствие формул.

Конечно данный курс может варьироваться по степени сложности изложения материала, это зависит от уровня усвоения учащимися. Если попадется набор, таких учащихся, которые быстро и легко овладевают теорией, справляются с поставленными перед ними задачами, то найдется всегда такой ученик, который скажет: «А можно ли рассчитать эту величину? А как это сделать?». Тогда можно предложить расчетные формулы. Представьте только, насколько облегчиться дальнейшее изучение этих тем!

Программа предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу на занятиях и дома.

Цели обучения:

  • научить наблюдать, анализировать, обобщать.
  • научить проводить эксперимент
  • познакомить с некоторыми физическими величинами, определениями.
  • мотивировать на дальнейшее изучение предмета

Задачи обучения:

  • способствовать развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся (следить за действиями учителя)
  • сформировать умения ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, делать необходимые умозаключения
Урок Тема Изучаемые понятия Демонстрации
1 Введение. Что изучает физика? Примеры физических явлений, некоторые физические величины Необязательно связанные с электричеством опыты, нам нужно заинтересовать, мотивировать и раскрыть понятие физики, как науки. Например,

1.Яйцо «заползает в бутылку»;

2.окрашенные в разный цвет горячая и холодная вода не смешиваются (если сосуд с горячей водой поместить поверх сосуда с холодной)  и др.

 

2 Все начинается с атома Молекула, диффузия, атом, модель атома Попросить детей нарисовать молекулу, могут ли они изобразить атом. Если рисовать красками, то можно обратить внимание детей на то, что вода окрашивается. Как называется это явление? После обсуждения и демонстрации предложить детям изготовить модель молекулы воды, модель молекулы NaCl (пластилин, спички)
3 Строение атома. Модели атома, существовавшие до начала XIX Состав атома, некоторые элементы таблицы Менделеева Рисуют вместе с учителем атом водорода, гелия
4 История электризации Понятие электризации Демонстрируется опыт со струей воды и заряженной палочкой, наэлек. расческа и листочки. Затем дети по аналогии выполняют эксперимент с расческой и бумажками (делают замену на ручку,карандаш, трубочку…), натирать можно об волосы,бумагу,шерсть, шелк… Наблюдают за явлением, делают умозаключения. Если остается время, то можно понаблюдать, как будет весьте себя пластик.трубочка, лежащая на двух карандашах. К трубочке подносится заряженный предмет (палочка, расческа)
5 Электризация. Примеры в быту Объяснение явления Демонстрация электростатического султана. Затем дети попытаются изготовить такой прибор самостоятельно из подручных материалов.
6 Электризация. Электрическое поле Электрическое поле, два рода зарядов Демонстрация электроскопа и поднесенной к нему заряженной палочки. Наблюдение, обсуждение. Затем ученики изготавливают свои электроскопы. Можно использовать (пластик. стакан или бутылку, заранее обрезанную; метал. проволочку; золотинку (для лепестков электроскопа)
7 Проводники и диэлектрики Примеры проводников и диэлектриков Ученики под руководством учителя выполняют следующий эксперимент: шарики от погремушек(пластилиновые) обернуть золотинкой и зарядить один шарик (потерев его об бумагу и пр.), поднести к нему полосочку из фольги, так проверим заряжен шарик или нет. Затем соединить шарики пластмас.ручкой, убрать, а после поднести ко второму шарику фольгу, чтобы определить заряжен он или нет. Лепесток фольги не притянулся, значит заряд с первого шарика не перешёл ко второму. Проделать такой же опыт, но использовать для соединения метал.палочку. Сделать вывод. Как называется вещества, через которые проходит и не проходит заряд?
8 Распределение по группам   Предполагаемые темы для презентаций, газет и пр.: диффузия в быту, электризация в быту, описание опыта, проведенного дома, подкрепленного фотографиями
9 Защита зачетных работ, проектов и др.    
10 Электрический ток. Источники тока Ток в металлах Собрать простейшую цепь (батарея, лампочка) для наглядности и объяснения темы. Демонстрация электрофорной машины, гальванического элемента.
11 История открытия  и действие гальванического элемента Опыты Гальвани и Вольта Предложить детям изготовить свой гальванический элемент из огурца, мед. и цинк.электродов; картошки , желез.гвозьдя и мед.пластины
12 Электрический ток в электролитах Понятие электролитов, примеры. Опыты Вольта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После демонстрации учителя дети проводят аналогичный опыт, меняя электроды, наблюдают за свечением лампочки.

1)Лампа,провода,вода, два элетрода-лампочка не горит

2)В воду постепенно добавляем соль- лампа постепенно загорается

Дети могут заполнить таблицу в виде:

 

электроды Яркость лампочки
Уголь+ уголь  
Медь+ медь  
Цинк+ медь  
Цинк+ уголь  
Уголь+ медь  
Цинк+ цинк  
13 «Золотой ключик» Омеднение Демонстрация нанесения меди на ключ (раствор мед.купароса, источник тока,два электрода, один из которых -ключ)
14 История создания электрофорной машины Работа  электрофорной машины Демонстрации: зарядить эл/ф.машиной эл/статич.сультаны;

зарядить эл/ф.машиной цветок,затем поднести к листочку цветка лампочку

15 Распределение по группам   Примерные темы: Гальванопластика. Гальваностегия, электрохимическое травление и др.
16 Защита зачетных работ, проектов и др.    
17 Чудо  электрофорная машина! Работа  электрофорной машины «Живая цепь» и другие опыты
18 Электрическая цепь Элементы электрической цепи, обозначения Лампа,резистор,ключ,провода и др.; ученики чертят обозначения
19 Лампа История создания, из чего состоит лампа Повторяем и закрепляем элементы электрической цепи
20 Электрическая цепь   Собирают цепь из лампочки, источника тока и ключа
21 Сопротивление Чем создается сопротивление в металлах Собирают цепь из лампочки, источника тока, ключа и реостата, наблюдают за свечением лампы
22 Последовательное соединение Примеры послед. соединений Ученики под руководством учителя собирают цепь из последовательно соединенных лампочек, ключа, батарейки
23 Параллельное соединение Примеры парал. соединений Ученики под руководством учителя собирают цепь из параллельно соединенных лампочек, ключа, батарейки
24 Магниты Северный и южный полюс; свойства магнитов Ученики выполняют задания по карточкам:

1.Положить разные предметы булавку, карандаш и др.Проверить какие тела хорошо притягиваются магнитом

2.Подносить к стальному шарику на пружине, магнит и исследовать какие стороны сильнее притягиваются к шарику. Как они называются?

25 Магнитное поле Земли. Магнитные  силовые линии. Устройство и действие компаса Магнитная  стрелка, ориентирование стрелки в магнитном поле земли.  Изучение компаса
26 Распределение по группам    
27 Защита зачетных работ, проектов и др.    
28 Намагниченность Как намагнитить иголку, понятие доменов Ученики выполняют задания по карточкам:

Возьмите иголку и поднесите к железным опилкам. Опилки не прилипают. Затем прикоснитесь иголкой к магниту и снова поднесите к опилкам. Наблюдайте, что произойдет?

29 Магнитная аномалия. Магнитная буря Курская аномалия, влияние магнитных бурь Демонстрация презентаций
30 Электромагнит Принцип работы  электромагнита Изготовить электромагнит из гвоздя, медного провода, батарейки и мелких металлических предметов
31 Электродвигатель История изобретения и принцип работы электродвигателя Демонстрация: собрать элект.цепь из алюмин.ленты, реостата, источника тока и ключа. Расположить дугообразный магнит рядом с лентой. При включении и выключении тока лента будет втягиваться в магнит и выталкиваться
32 Сборка электродвигателя Состав электродвигателя Дети собирают электродвигатель из электромеханического  конструктора
33 Электр.качели, электр.маятник   Ученики собирают электр.качели и электромаятник (или что-то другое по усмотрению учителя) из электромеханического конструктора
34 Подготовка к итоговому уроку   Класс делится на 4 группы, дети придумывают вопросы по пройденным темам
35 Игра-конкурс   Каждая команда придумывает 5 вопросов по темам, пройденным в четверти, номер которой определяется по жеребьевке. В оставшееся время можно поиграть в «черный ящик» или соревнование по сборке электрических цепей

 

Автор Шишмакова Н.А.

Учитель физики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 4,67 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*