Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

     Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

– формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

– освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

– формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

– развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

– формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

– овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

– овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ НА

ПРЕДМЕТНОМ, МЕТАПРЕДМЕТНОМ И ЛИЧНОСТНОМ УРОВНЯХ

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

– российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

– осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время. (10ч)

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

По окончании 5 класса учащиеся должны:

– знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

– знать  особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

– различать  несколько народных художественных промыслов России;

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство различных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

– различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

– выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

– умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,  принципами декоративного общения, умело передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

– выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

– создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

– владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

– владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.п.).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

 

№ урока Тема урока Планируемые результаты обучения Виды деятельности учащегося
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 5 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч— резервное время)

Древние корни народного искусства (8 часов)

Личностные УУД:

– ценностное отношение к культуре своего края;

– самооценка на основе критериев успешной деятельности;

–  ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные УУД:

– применять установленные правила в решении задачи;

– преобразовывать познавательную задачу в практическую;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

 использовать общие приемы задач;

– узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома;

– рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные УУД:

– задавать вопросы, формулировать свои затруднения;

– оказывать взаимопомощь в сотрудничестве;

–  формировать собственную позицию.

  1. Древние образы в народном искусстве. Знание: солярные знаки, связь образа матери-земли с символами плодородия.

Умение: выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

  2. Убранство русской избы Знание: единство конструкции  декора в традиционном русском жилище, отражение картины мира в структуре и декоре крестьянского дома.

Умение: выполнять эскиз декоративного убранства крестьянского дома.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

  3. Внутренний мир русской избы Знание: устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символики.

Умение: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.

Находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

  4. Конструкция и декор предметов народного быта Знание: русские деревянные прялки, деревянная резная посуда, предметы интерьера, единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Умение: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т.д.)

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

 Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

  5. Русская народная вышивка Знание: крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений.

Умение: создавать эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

  6, 7. Народный праздничный костюм. Знание: народный праздничный костюм – целостный художественный образ, северорусский, южнорусский, свадебный комплексы одежды.

Умение: создавать эскиз народного праздничного костюма (женского, мужского)

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов.

Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов.

Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

  8. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Знание: календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы.

Умение: раскрывать символическое значение обрядового действа на примере одного календарного праздника.

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.

Участвовать в художественной жизни класса, школы.

Создать атмосферу живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства.

Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Личностные УУД:

– ценностное отношение к труду и культуре своего народа;

– уважительное отношение к народным традициям;

– ценностное отношение к природному миру.

Регулятивные УУД:

– адекватно использовать речь;

–  составлять план работы по достижению планируемого результата;

– составлять план последовательности действий;

– применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные УУД:

– осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели;

– оценивать результат деятельности;

– выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов;

– сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда.

Коммуникативные УУД:

– задавать вопросы;

– вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

–  обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

  9, 10/

1, 2.

Древние образы в современных  народных игрушках Знание: традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках.

Умение: создавать игрушку из глины (пластилина) украшать ее.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

  11/3. Искусство Гжели Знание: историю развития гжельской керамики, особенности гжельской росписи.

Умение: изображать посуду, украшать ее нарядной гжельской росписью.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

  12/4. Городецкая роспись Знание: историю развития городецкой росписи, особенности городецкой росписи.

Умение: выполнять эскиз предмета быта, украшение ее традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

  13/5. Хохлома Знание: историю развития хохломской росписи, особенности хохломской росписи.

Умение: изображать предмет и украшать его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

  14/6. Жостово. Роспись по металлу. Знание: историю развития жостовской росписи, особенности жостовской росписи.

Умение: выполнять фрагмент по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, средние и мелкие цветы.

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

  15/7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Знание: краткие сведения о щепной резьбе, изделий из бересты.

Умение: создавать эскиз одного из предметов промысла.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

  16/8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Знание: традиционные народные промыслы.

Умение: создавать выставку работ.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Декор – человек, общество, время (11 часов)

Личностные УУД:

– уважительное отношение к иному мнению;

–  самооценка на основе критериев успешной деятельности;

– доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные УУД:

– составлять план последовательности действий;

–  использовать речь для регуляции своих действий;

– вносить необходимые изменения в действие.

Познавательные УУД:

– выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов;

–  узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

– выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные УУД:

 задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю;

– проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

  17/1. Зачем людям украшения Знание: украшать – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина.

Умение: обсуждать разнообразный зрительный ряд, подобранный по теме.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

  18, 19, 20/ 2, 3, 4. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Знание: подчеркивание власти, знатности, египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Умение: выполнять эскиз украшения, алебастровой вазы.

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

  21, 22, 23/

5, 6, 7.

 

Одежда «говорит» о человеке Знание: одежда, костюм служат не только практическим целям, но и особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Умение: изображать костюм знати Средневековой Западной Европы.

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

  24/ 8. Коллективная работа «Бал во дворце» Знание: одежда, костюм служат не только практическим целям, но и особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Умение: выполнение коллективной работы «Бал во дворце».

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

  25, 26,/

9, 10.

О чем рассказывают гербы и эмблемы Знание: понятий «геральдика», появление первых гербов, роль геральдики.

Умение: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи, эмблемы класса.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов

  27/11. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Знание: темы по разделу «Декор – человек, общество, время». Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Декоративное искусство в современном мире (6 часов)

Личностные УУД:

– целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений;

– эстетические потребности;

–  уважительное отношение к иному мнению;

– эстетические чувства.

Регулятивные УУД:

– преобразовать познавательную задачу в практическую;

– применять установленные правила в решении задачи;

–  предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные УУД:

– узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно – прикладного искусства;

– ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные УУД:

– обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа;

– оказывать взаимопомощь в сотрудничестве;

– формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

  28, 29/1, 2. Современное выставочное искусство Знание: многообразие материалов и техник современного искусства, пластический язык материала.

Умение: рассматривать различные произведения современного декоративного искусства.

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. Д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

  30, 31/

3, 4.

Ты сам –  мастер Знание: технология работы с различными материалами, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.

Умение: выполнять творческую работу в различных техниках.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

  32, 33/

5, 6

Создание декоративной композиции «Здравствуй,

Лето»

Знание: технология работы с различными материалами, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.

Умение: выполнять творческую работу в различных техниках.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

  34, 35. Резерв.    

 

 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

– устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

– письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущего,  итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Тест по изобразительному искусству для 5 класса

 

  1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
    – печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце,  расписная посуда, телевизор.
  2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

  1. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .
    – кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон,  душегрея.
  2. Выберите верное определение и подчеркните его:
    А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
    Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
    В) геральдика – наука о марках.
  3. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

 

  1. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный, фиолетовый, синий

  1. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

 

  1. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

 

  1. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

 

  1. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

 

  1. Подчеркните правильное окончание определения:
    В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются
    б) уменьшаются
    в) остаются без изменений.
    В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
    а) сходятся в одной точке
    б) остаются параллельными
    в) расходятся.
    В воздушной перспективе предметы при удалении

а) четкие

б) покрыты дымкой, расплывчаты.

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений.

  1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского.
  4. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие.5 класс» под редакцией Б.М. Неменского.
  5. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

 

Автор Терентьева Оксана Петровна

Учитель изобразительного искусства и технологии, ГБОУ СОШ "Центр образования" г.о. Чапаевск Самарской области
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*