Самообразование учителя иностранного языка как одно из требований ФГОС

teacher-403004“Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами”

(Али Апшерони)

Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно – деятельностного подхода. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи Стандарта. Сегодняшняя система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Основным результатом обучения в современной школе должно быть развитие личности обучаемых на основе учебной деятельности. Для достижения этих результатов образования недостаточно изменить содержание используемых УМКС и структуры учебных занятий, вместе с ними меняется и роль  педагога. В условиях реализации ФГОС, основой повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность учителя.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности педагогов, участвующих в реализации нового Стандарта. В соответствии с ФГОС НОО учитель является воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Согласно Требованиям к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (см. ФГОС НОО IV, 23) в компетентность нового учителя “входит осуществление обучения и воспитания  младших школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении.” Эти компетентностные требования могут быть в равной степени отнесены и к учителям-предметникам (учителям иностранного языка), работающим в основной и старшей школе. Таким образом, ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Постоянное развитие в профессиональном отношении в современных условиях представляет собой многогранную взаимосвязанную систему компетентностей и невозможно без самообразования учителя. Роль самообразования и самооценки учителей иностранного языка возрастает также в новых условиях аттестации педагогических работников. В 2010—2011 годах вышли нормативные документы, посвященные новой системе аттестации учителей и направленные на стимулирование качества и результативности педагогического труда: приказы Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 года за № 593 и от 26 августа 2010 № 761н “Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”; приказы Министерства от 24 марта 2010 года № 209 “О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (Минюст, 26 апреля 2010 года, № 16999) и Разъяснения по применению порядка аттестации (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 18 августа 2010 года № 03-52/46). Ещё одним важным документом для аттестации учителей является изданная в 2010 году “Методика оценки уровня квалификации педагогических работников”.

Для аттестации учителя создают методические портфолио, которые способствуют развитию их профессиональной компетенции и, как следствие, самооценки. Однако главная роль в развитии профессиональной компетентности учителей в федеральных и региональных документах отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Исходя из требований Стандарта, современный учитель должен обладать следующими компетенциями: “…В профессиональной подготовке:  а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями; б)  знать философию образования;

-возрастную и педагогическую психологию, педагогику, основные направления региональной образовательной политики;

– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного развития ребенка;

– показатели формирования гражданской зрелости человека;

– сущность современных педагогических технологий и методик,

в)  уметь: оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося;

– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки,

– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы;

– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию;

– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как  разработка модулей  образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; вести документацию;

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

г)  владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений;

– современными технологиями проектирования образовательной среды;

– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

Касательно предметной подготовки  требования Стандарта обозначены следующим образом: учитель должен а) знать: содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;  состав и особенности УМК и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь: использовать частные методики; анализировать программы, УМК и отдельные дидактические материалы; разрабатывать программы внеурочной деятельности;  разрабатывать дидактические материалы…”

Список компетенций, как мы видим, достаточно велик. Овладение  ими не представляется возможным без самообразования педагога. Т.о. самообразование учителя  по своей сути является естественным и логичным требованием в контексте требований ФГОС. Ниже хотелось бы привести примеры практических рекомендаций для самообразования современного учителя иностранного языка, работающего (или готовящегося работать) по новым Стандартам.

Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это предполагает  взаимодействие учащихся в группах различного количественного состава. В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с на­дежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Для воспитания этих качеств, а также для  организации такого взаимодействия на уроке иностранного языка учителю необходимы знания о психологии работы в группе.  Здесь важны любые мелочи: начиная от способов деления на группы, выбор состава группы, учет особенностей детского коллектива, их притязаний и дружественных связей, степени сплоченности учебной группы в целом.

В запасе каждого учителя имеется по меньшей мере пара-тройка интересных приемов деления обучаемых на рабочие группы. Выбор такого приема зависит от типа урока, целей учебного занятия и времени, которым располагает учитель. Группы могут быть образованы по желанию учеников, по их предпочтениям, случайным образом или заранее продуманным учителем, но кажущимся случайным выбором.  Примерами наиболее интересного деления могут быть:

деление по цвету карточек, ленточек и т.п.(достаточно быстрый способ деления). Этот тип деления можно разнообразить, если связать ленточки разных цветов в одну, тогда, казалось бы, предсказуемый способ деления на пары (по совпадению цвета) окажется неожиданным, т.к. пара будет образована из , к примеру зеленой и желтой ленты. Также с целью тренировки внимания и развития логического мышления можно усложнить привычные способы деления, например, предложить объединиться по группам, раздав картинки с изображением цветка с разными по цвету серединками и разным количеством лепестков (т.е. привычное деление по цвету, заменяется на деление по количеству лепестков, о чем должны догадаться сами учащиеся);

по ранжиру: деление по цвету глаз, волос, месяцам рождения  или другим признакам.

деление через игру, когда вначале  проводится какая-либо игра, предусматривающая в  итоге своем разделение ребят на мини-группы. например , игра”Moleküle“: учащиеся  бродят по классу в хаотичном порядке, пока не услышат команду учителя-ведущего “Moleküle in 2(3,4…)”, по хлопку они должны собраться в группы по названному числу;

игра “Zoobesuch (может быть использована в качестве фонетической гимнастики, или как упражнение для ввода в тему урока и в итоге, как один из способов деления на группы) ученикам раздаются роли (ученики вытягивают роли Bär, Besucher,Schlange, Perlhühner), учитель выступает в роли дирижера. Каждая группа имеет свои слова, которые они должны произносить по сигналу ведущего. Сначала каждая группа “выступает” в отдельности, потом дирижер показывает одновременно 2,3,4 группы.  Упражнение также способствует снятию напряжения, расслаблению.

Bär : Tanzen, immer tanzen, das macht uns so schubi-dubi-du! Schlange: Ach so viele Leute, ach, was wollen sie heute-Zisch-sch-sch…
Besucher: Wunderbar, wunderbar, phänomenal! Perlhühner: Tok-tok-tok-tok-tok -took! Tok-tok-tok-tok-tok -took!

деление по словам , относящимся к одной теме (т.е объединение происходит по принципу тематических слов; с помощью такого упражнения можно также контролировать усвоение ЛЕ);

-деление по звукам  животных (услышать «своих», собраться в семью) или «семья», собраться по семьям, выкрикивая фамилию и  название члена семьи, например, Müller – Oma, Müller – Vater, Müller – Mutter…

– «Капитан корабля»  – учитель выбирает 2 желающих, они –капитаны корабля, набирают себе команду, по-очереди выбирают себе помощников капитана, затем помощники выбирают коков, коки – матросов, матросы–… и т.д.

Работа в группах, согласно Стандарту, организуется с целью обучения взаимодействию в разных коллективах и с разными людьми. Умение слышать и принимать другого, умение ребят вырабатывать совместные решения также зависит от компетентности и педагогической зоркости учителя. И без дополнительного образования здесь не обойтись. Научить работать в группе, сплотить детский коллектив могут помочь учителю, к примеру, рекомендации немецкого психолога Клауса Фопеля “Создание команды. Психологические игры и упражнения.”, ” Преодоление барьеров в групповой работе.”; а также рекомендации по проведению психологических тренингов общения, тренингов межкультурных отношений.

Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что во время учебных и внеучебных занятий не только ученик научится планировать и проектировать свою деятельность, но и сам учитель для успешного построения процесса обучения будет постоянно совершенствовать свое образование (задавая сам себе вопрос: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”).Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность  в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения.

Самой популярной на сегодняшний день методикой, рекомендованной новым Стандартом и отвечающей его требованиям, способствующей формированию у школьников основ умения учиться и организовывать свою деятельность, является проектная технология. Будучи в своей основе многогранной, эта технология как никакая другая способствует достижению метапредметных результатов усвоения основной образовательной программы (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска; умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением и т.д.), что не умаляет ее возможностей в достижении результатов личностного и предметного плана.

Рассмотрим, какие возможности проектной технологии мы можем учитывать при организации урока иностранного языка. В курсе иностранных языков проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника.

Не останавливаясь подробно на особенностях организации проектной деятельности учащихся, приведем ряд примеров для практического использования на занятиях по иностранному языку. Виды презентационных проектов могут быть различными (воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); демонстрация видеофильма/клипа – продукта, выполненного на основе информационных технологий;  диалог  литературных персонажей;  игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий (стенгазета, коллаж, фотовыставка и т.п.);инсценировка реального или вымышленного событии, традиций; литературная обработка текста (переводы, сочинение собственных текстов и стихотворений) и т.д.)

Отдельные элементы проектной технологии можно использовать уже в первом году обучения. Например , по теме «Знакомство». Целью такого проекта является формирование умения и навыка речевого общения применительно к данной теме (умение рассказывать о себе (о друзьях, персонажах), называя свое имя, возраст, страну, номер телефона; умение задавать соответствующие вопросы, знание речевых образцов  приветствия, прощания и т.д.). На мотивационном этапе проектной работы, используя Интернет-ресурсы, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить видеописьмо – ответ  в виде рассказа о каждом ученике. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма, актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее проводят презентацию и обсуждают результаты своей работы.

В дальнейшем можно организовать проектную работу по темам «Моя семья», «Мои игрушки», «ABC», «Один день из жизни сказочного героя», «Мое любимое животное», «Красная книга Омской области», «Мое любимое время года», «Дом моей мечты» и т.п. В 3-4ом классах проекты продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы, но они могут быть усложнены по форме и по содержанию. Оформление проектной материалов деятельности можно выполнять при помощи информационно-компьютерных технологий (программ Microsoft Word, Paint и Power Point). Таким образом, ребята смогут активно использовать знания, полученные на уроках информатики.

В основной и старшей школе могут быть организованы более сложные проекты: соц.опрос “Freizeitaktivitäten”– анкетирование товарищей, обработка данных, представление диаграммы;  проект “Немецкий повсюду”– сбор информации об “окружающих” нас вещах, словах, продуктах немецкого происхождения, оформление коллажей, информационных листков, презентаций; проект “Видеоэкскурсия по школьному музею” в рамках темы “Художественное искусство”– представление картин и экспонатов музея, видеосъемка, обработка фото, видео, создание видеоклипа и другие проекты

Как правило работа над проектом, равно как и планирование и организация учебного процесса невозможны  в современных условиях без применения ИКТ.  Сегодня учитель должен осваивать новые актуальные для деятельностного подхода и выделенные Стандартом информационно-коммуникационные технологии. Самообразование в этом направлянии является в условиях модернизации не менее важной задачей.

Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном  пространстве. Обязательным условием становится уверенное владение стандартными офисными программами Word, Excel, Power Point, а также овладение программами мультимедийных приложений (напр. мультимедийной доски). важно также умение свободно ориентироваться в поисковых системах и в Internet, умение работать и создавать ЭОР, умение анализировать компьютерные обучающие программы и применять их сообразно целям учебного занятия, акцентируя внимание на развитие системы универсальных учебных действий.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в реализации стандартов нового поколения ключевой фигурой является учитель. Личность педагога, его знания и достоинства являются залогом успеха учащихся. Организуя учебный процесс обучения иностранным языкам, современному учителю необходимо не только хорошо владеть предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых подчеркивает государственный Стандарт.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, одним из главных  показателей качества профессиональной подготовки педагога  сегодня является такая личностная характеристика, как готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.

Казакова М.А., научное исследование: «Гармонизация процесса профессиональной переподготовки учителей  начальных классов (на примере образовательной программы переподготовки «Теория и методика обучения иностранному языку в начальной школе»); Основные изменения в деятельности учителя иностранного языка     в условиях реализации ФГОС НОО

Махмурян К., Новые образовательные стратегии –говорит Москва

http://standart.edu.ru

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*