Из опыта использования интерактивной доски SMARTNOTEBOOK на уроках русского языка

boys-286243_640Т.Н. Касимова, заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ №2» г. Облучье

ФГОСы… Федеральные стандарты второго поколения… Кто из учителей не задумывался о том, как изменится его работа с введением новых стандартов? Кого не одолевали вопросы: чему учить, как учить и ради чего учить?

Впервые в связи с введением ФГОС регламентируется не только содержание образования, но и условия реализации программ общего образования, среди которых материально-технические условия названы среди главных. ИКТ стали среди них значимыми. Они таят в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе. Для этого педагогу нужно научиться самому ориентироваться в них, находить нужное, отбрасывать лишнее.

Помогает изменить школьное пространство не так давно пришедшая в школу интерактивная доска. Методический потенциал интерактивного оборудования огромен. Мне хотелось бы представить вам небольшой опыт по самостоятельному освоению приемов работы с доской SMARTNotebook, показать, как возможности интерактивной доски помогают выполнять современные требования к уроку в рамках введения ФГОС.

Урок с использованием интерактивной доски принципиально отличается от традиционного. Плотность такого урока и КПД каждого его этапа выше. Вырастает не только объем перерабатываемой информации, но и эффективность самостоятельной работы учащихся, поскольку меняется темп урока и характер деятельности школьников.

Появляется возможность разнообразить виды деятельности на различных этапах урока. От этого растет интерес учеников к уроку и снижается утомляемость. Структура урока четкая: на каждом этапе анализируется, какое задание, для чего и как выполняет ученик. На уроке практически нет заданий «случайных», не связанных с другими, есть возможность использовать больше самостоятельных и творческих заданий, в большей мере, чем на традиционной доске, использовать в качестве дидактического материала те художественные произведения, которые изучаются на уроке литературы.

Использование ИКТ позволяет повысить эмоциональное восприятие (цвет страницы, поворот текста, рисунки, иллюстрации) и продуктивность работы. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение учащихся анализировать, наблюдать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Учащиеся имеют возможность моделировать грамматические конструкции, преобразовывать, составлять предложения, менять порядок слов в предложении, анализировать учебные ситуации. Можно затенить ячейки таблицы и открывать их по определенному алгоритму согласно целям урока. В таблицах может быть представлен как теоретический материал, так и практические задания.

С помощью интерактивной доски приучаю школьников к самоконтролю при выполнении любого задания. Помогают эффективно, быстро осуществлять обратную связь, формировать навыки самоконтроля такие средства, как ластик, утилита множественного клонирования, проявление, заливка, таблица. Каждый раз, проверяя себя, ученик должен задавать себе вопросы: «Почему я не смог выполнить это задание?», «Что я должен знать для его выполнения?», «Как преодолеть трудности?» (знаками плюс, минус на полях отмечает свое понимание темы, выполнение заданий – получается своеобразный маршрутный лист усвоения материала урока). Если работа на уроке постоянно сопровождается рефлексией, то вскоре сформируются необходимые умения и навыки рефлексии, выстроятся логические цепочки. Оценивая «маршрутный лист» урока, ученик видит, к чему и для чего ему нужно будет вернуться, на чем остановиться еще раз. Интерактивная доска позволяет вернуться к любому этапу урока: от постановки цели, определения задач до рефлексии. Сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради.

Хорошая помощница интерактивная доска при проверке домашнего задания. Учащиеся по очереди делают домашнюю работу на компьютере, передают мне по электронной почте, а на уроке она проверяется всеми, и ученики сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает ответственность ребят за качество выполнения работы.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом, что актуально сегодня как никогда. Текст использую для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Можно нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах.

Хороший помощник доска и на уроках развития речи. На уроках подготовки к сочинению демонстрирую репродукции картин известных художников, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания). Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при
анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте, при работе над речевыми и грамматическими ошибками.

Интерактивная доска помогает организовать словарную работу, что актуально в свете выполнения рекомендаций Министерства образования и науки РФ «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования РФ». На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его этимология,
лексическое значение, либо проводится работа по указанной ссылке, если имеется подключение к Интернету.

Особого внимания заслуживает коллекция Notebook, в частности, коллекция интерактивных средств LessonActivityTolkit. Отмечу, какие из ИС раздела Activities (действия) можно применять на уроках русского языка.

1. «Categorysort» (Сортировщик).

Это интерактивное средство (ИС) позволяет использовать задания на группировку, классификацию, сравнение. Например, можно попросить детей распределить слова в зависимости от части речи, или определить вид связи в словосочетаниях, распределив их по соответствующим категориям, или распределить слова по орфограммам. Эти же задачи выполняет ИС «Vortexsort – text» (Водоворот для сортировки текста). Имеются два «водоворота» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке слова.

Необходимо «утопить» все эти слова в «своем» водовороте. Какой считается «своим» – задается в процессе редактирования. Для распределительного, выборочного диктантов прекрасно подходит ИС Qestionflipper (Всплывающие вопросы) из раздела Tools (Инструменты). Выглядит оно как прямоугольная двусторонняя табличка. При щелчке «переворачивается» обратной стороной. На одной стороне находятся слова с пропущенными орфограммами или вопросы, на другой – ответы. Все эти ИС хорои, поскольку учащиеся могут оперативно оценить себя, поставить отметку по заданным критериям.

2. «Anagram» (Анаграмма).

Это ИС позволяет наглядно представлять словарные слова, слова, трудные для написания, термины. Например, словарное слово «велосипед» внесем в поле Anagram, далее разместим подсказку Clue («Сядь верхом и мчись на нем»), в поле Images добавляем рисунок с изображением велосипеда. Ученику необходимо «собрать» буквы в правильном порядке и записать слова. Такое наглядное представление слова будет более результативным, чем простая запись на доске. «Сборку» слова можно использовать и в качестве «открытия» темы урока. Слов может быть представлено столько, сколько нужно для урока.

3. ИС «Multiplechoice»

(Множественный выбор). Можно использовать в качестве теста. В процессе редактирования определяем количество вопросов теста (от 1 до 10), затем вводим текст каждого вопроса, к нему – четыре варианта ответа, обозначенных буквами A, B, C и D. Указываем, какой ответ верный. Хорошо средство быстрой обратной связью.

4. ИС «Notereveal»

(Выбор примечаний). С использованием этого средства продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов, «карт памяти» для прочного запоминания правил правописания. В этих целях можно использовать и ИС «Timelinereveal» (временная линия). На «временнОй» прямой можно поместить до 10 точек – «узелков». К каждой метке «цепляем» информацию, которую при необходимости открываем.

5. ИС «Tiles» (Мозаика).

Это средство представляет из себя прямоугольное поле, состоящее из разноцветных прямоугольников. На прямоугольниках можно расположить слова с пропущенными буквами, необходимо, к примеру, выбрать тот прямоугольник, в словах которого пропущена одна и та же буква. Щелкая по этим прямоугольникам, мы их убираем. Под ними может быть спрятан объект – к примеру, иллюстрация к изучаемому произведению по литературе.

6. ИС «Wordbiz» (словарная ярмарка).

Средство, позволяющее организовать нечто вроде «живого» кроссворда. В процессе редактирования закладываются определения и правильные ответы на них. А уже во время работы этого ИС заложенные определения поочередно появляются на экране. «Изюминка» состоит в том, что ответы нужно «собирать» из отдельных букв, которые имеются на «ярмарке».

7. «Tools» (инструменты)

Из раздела «Tools» (инструменты) освоила ИС Balloonpop (взрывающийся воздушный шарик). С помощью шариков можно реализовать прием «Спрятать – Показать». На странице размещается необходимый ответ, закрывается шариком. На шарике пишется, к примеру, слово с пропущенной орфограммой. При щелчке по шарику он «взрывается», становясь при этом прозрачным, и открывает спрятанный под ним правильный ответ.

8. ИС «Scrollingtextbanner» (Бегущая текстовая строка)

использую при проведении орфографического диктанта. При редактировании ввожу текст бегущей строки, выбираю шрифт, его цвет и цвет фона, одну из трех возможных скоростей «бега» текста.

9. ИС «Wordgenerator» (Генератор слов)

богато для применения. Использую его для проверки знания понятий, художественных средств. На пустом поле прямоугольной формы, в правом нижнем углу изображена лягушка, которая квакает при каждом нажатии на нее. Нажимаешь на лягушку – появляются заданные при редактировании слова.

В указанной коллекции много ИС. Важно в них разобраться и решить, для какого этапа урока оно подойдет, каким содержанием его наполнить.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках русского языка позволяет организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся; существенно экономить время на различных этапах урока, дает возможность многократно использовать подготовленный материал, возвращаться при необходимости к любой странице (даже предыдущих уроков – доска помогает создавать и сохранять свою коллекцию материалов к урокам); осуществлять оперативный контроль знаний, умений и навыков, устанавливать обратную связь. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*