Пояснительная записка к рабочей программе Питерских по «Изобразительному искусству» для 5-7 классов
Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство » составлена для 5-7 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск, примерной программы основного общего образования по Изобразительному искусству с учетом авторской программы: Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5-7 классы: Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.- 129с. – ISBN 978-5-09-021500-8
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по Изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского:
— Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.- 192 с.:ил.- ISBN 978-5-09-023620-1.
— Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: для общеобразоват. учреждений / Л.А.Неменская; под ред. Б.М Неменского. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил. ISBN 978-5-09-021761-3.
— Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: для общеобразоват. учреждений / А.С.Питерских. Г.Е.Гурова. — М. Просвещение. 2009 г.
Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры.
Задачи курса:
— формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
— обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
— освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
— развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
— формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой , эстетической и личностно значимой ценности;
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
— развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
— овладение средствами художественного изображения;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально -пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного
и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально – образного, художественного типа мышления. совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания. Коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–7 классах в общем объеме 105учебных часов.
Распределение учебного времени по классам выгляди следующим образом:
— в 5 классе – 35 часов (35 недель по 1 часу), изучается блок «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», предусмотрено проведение 4 контрольных работ;
— в 6 классе – 35 часов (35 недель по 1 часу), изучается блок «Изобразительное искусство в жизни человека» предусмотрено проведение 4 контрольных работ;
— в 7 классе – 35 часов (35 недель по 1 часу), изучается блок «Изобразительное искусство в жизни человека» предусмотрено проведение 4 контрольных работ;
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что целью является не только предметный, но и личностный результат. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых результатов изучения изобразительного искусства.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.
Темы мини-проектных работ для обучающихся 5 класса:
Темы мини-проектных работ для обучающихся 6 класса:
1.Пейзаж – большой мир. Флористика.
Темы мини-проектных работ для обучающихся 7 класса:
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается также в форме подготовки мотивированных и одаренных обучающихся к участию в конкурсах.
Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом ОУ может проводиться в устной и письменной формах.
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО гимназии данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
1) Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
5 класс
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
6 класс
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
7 класс
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
5 класс (35 часов)
Древние корни народного искусства ( 9 часов)
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве ( 7 часов)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время ( 10 часов)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире ( 9 часов)
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства.
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
6 класс (35 часов)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 часов)
1.Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
4-5. Пятно как средство выражения. Ритм пятен
6.Цвет. Основы цветоведения
Мир наших вещей. Натюрморт. (7 часов)
Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)
19.Изображение головы человека в пространстве
Человек и пространство в изобразительном искусстве.(9 часов)
29.Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
7 класс (35 часов)
Изображение фигуры человека и образ человека( 9 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства
Пропорции и строение фигуры человека
Лепка фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Поэзия повседневности (7 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет и содержание в картине
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве
Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Великие темы жизни (10 часов)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (9 часов)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
5 класс
темы | Название темы | Кол-во
часов
|
Основные виды учебной деятельности |
1 | Древние корни народного искусства | 9
|
-Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. — Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. — Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. — Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. — Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. — Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. — Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
|
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 | — Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. — Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы — Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. — Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. — Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. — Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или фрагмент в традиции мезенской росписи. — Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
|
3 | Декор – человек, общество, время | 10 | -Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. — Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы — Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. — Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба ( с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. — Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.
|
4 | Декоративное искусство в современном мире | 9 | -Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. — Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. — Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. — Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
|
Тематический план
6 класс
темы | Название темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 | —Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения. В развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. — Понимать , что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры. т.е определённых знаний и умений. — Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. — Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линии для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. — Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) — Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. — Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть тёплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения. — Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (лепка, и др.). — Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ.
|
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 7 | — Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Уяснить, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. — Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знакомых, плоских, символических, объёмных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. — Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых форм геометрических фигур, соблюдая их пропорции. — Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. — Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIIвеков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений. — Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. —Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; значение отечественной школы натюрморта в мировой художественного замысла при создании натюрморта. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир
|
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | — Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. — Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. — Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. — Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). — Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. — Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. — Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. — Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. — Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). — Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.
|
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 9 | — Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. — Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. — Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. — Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. — Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIXв. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. — Получать представление об истории художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И.Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. — Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. — Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города. Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения. Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы. — Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественны образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое оборудование кабинета изобразительного искусства:
— компьютер
— мультимедиапроектор
— доступ в Интернет
5 класс
Учебно-методический комплект
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
Презентация:
Список литературы для учителя
Список литературы для обучающихся
6 класс
Учебно-методический комплект
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
Презентация:
Список литературы для учителя
Список литературы для обучающихся
7 класс
Учебно-методический комплект
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы
Презентация:
Список литературы для учителя
Список литературы для обучающихся
Карта контрольно-оценочной деятельности
5 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Время проведения контроля
(номер урока по КТП) |
Форма контроля | ||
I четверть Древние корни народного искусства | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве
|
1 | практическая работа | ||
2 | Декор русской избы | 2 | практическая работа | ||
3 | Внутренний мир русской избы | 3 | практическая работа | ||
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 4 | практическая работа | ||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 5 | практическая работа | ||
6-7 | Народный праздничный костюм | 6-7 | практическая работа | ||
8-9 | Народные праздничные обряды | 8-
9 |
практическая работа
контрольная работа |
||
II четверть Связь времён в народном искусстве |
|||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 10 | практическая работа | ||
11 | Искусство Гжели. | 11 | практическая работа | ||
12 | Городецкая роспись. | 12 | практическая работа | ||
13 | Золотая Хохлома | 13 | практическая работа | ||
14 | Жостово. Роспись по металлу. | 14 | практическая работа | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 15 | практическая работа | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 16 | контрольная работа | ||
III четверть Декор – человек, общество, время |
|||||
17 | Зачем людям украшения | 17 | практическая работа | ||
18-19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 18-19 | практическая работа | ||
20-23 | Одежда говорит о человеке | 20-23 | практическая работа | ||
24-25 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 24-25 | практическая работа | ||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 26 | контрольная работа | ||
IV четверть |
|||||
27-28 | Современное выставочное искусство | 27-28 | практическая работа | ||
29-31 | Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства | 29-31 | практическая работа | ||
32-34 | Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале. |
32-34 | практическая работа | ||
35 | контрольная работа | ||||
Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале. |
35 | ||||
Карта контрольно-оценочной деятельности
6 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Время проведения контроля
(номер урока по КТП) |
Форма контроля | |
I четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 9часов | ||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 | самостоятельная работа | |
2 | Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества | 2 | практическая работа | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 3 | практическая работа | |
4-5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 4-5 | практическая работа | |
6 | Цвет. Основы цветоведения | 6 | практическая работа | |
7 | Цвет в произведениях живописи | 7 | практическая работа | |
8 | Объемные изображения в скульптуре | 8 | практическая работа | |
9 | Основы языка изображения
|
9 | контрольная работа | |
II четверть Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов | ||||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 10 | самостоятельная работа | |
11 | Изображение предметного мира – натюрморт | 11 | практическая работа | |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 12 | практическая работа | |
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 13 | практическая работа | |
14 | Освещение. Свет и тень | 14 | практическая работа | |
15 | Натюрморт в графике | 15 | практическая работа | |
16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 16 | контрольная работа | |
III четверть Вглядываясь в человека. Портрет. 10 часов | ||||
17 | Образ человека – главная тема искусства | 17 | самостоятельная работа | |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | 18 | практическая работа | |
19 | Изображение головы человека в пространстве | 19 | практическая работа | |
20 | Портрет в скульптуре | 20 | практическая работа | |
21 | Графический портретный рисунок | 21 | практическая работа | |
22 | Сатирические образы человека | 22 | практическая работа | |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 23 | практическая работа | |
24 | Роль цвета в портрете | 24 | практическая работа | |
25 | Роль цвета в портрете | 25 | практическая работа | |
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 26 | контрольная работа | |
IV четверть Человек и пространство в изобразительном искусстве 9 часов | ||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве | 27 | самостоятельная работа | |
28 | Изображение пространства | 28 | практическая работа | |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 29 | практическая работа | |
30 | Пейзаж – большой мир | 30 | практическая работа | |
31 | Пейзаж настроения. Природа и художник | 31 | практическая работа | |
32 | Пейзаж в русской живописи | 32 | практическая работа | |
33 | Пейзаж в графике | 33 | практическая работа | |
34 | Городской пейзаж | 34 | практическая работа | |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) | 35 |
контрольная работа |
|
Карта контрольно-оценочной деятельности
7 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Время проведения контроля
(номер урока по КТП) |
Форма
контроля |
|
I четверть Изображение фигуры человека и образ человека 9 часов | ||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | практическая работа | |
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2-3 | практическая работа | |
4-5 | Лепка фигуры человека. | 4-5 | практическая работа | |
6-7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 6-7 | практическая работа | |
8-9 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 8-
9 |
практическая работа
контрольная работа |
|
II четверть Поэзия повседневности 7 часов |
||||
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 10 | практическая работа | |
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. | 11 | практическая работа | |
12 | Сюжет и содержание в картине. | 12 | практическая работа | |
13 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 13 | практическая работа | |
14-15 | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 14-15 | практическая работа | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | 16 | контрольная работа | |
III четверть Великие темы жизни 10 часов |
||||
17 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 17 | практическая работа | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 18 | практическая работа | |
19-20 | Процесс работы над тематической картиной. | 19-20 | практическая работа | |
21-22 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 21-22 | практическая работа | |
23-24 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 23-24 | практическая работа | |
25-26 | Место и роль картины в искусстве XX века. | 25-
26 |
практическая работа
контрольная работа |
|
IVчетверть Реальная жизнь и художественный образ 9часов |
||||
27 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 27 | практическая работа | |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 28 | практическая работа | |
29 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 29 | практическая работа | |
30
31 32 |
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 30-32 | практическая работа | |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 33 | практическая работа | |
34-35 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 34-
35 |
практическая работа
контрольная работа
|
|
Кодификатор
планируемых метапредметных результатов
освоения ООП ООО МБОУ «Гимназия №1»
Согласно ФГОС планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО уточняют и конкретизируют общее понимание образовательных результатов, в том числе метапредметных.
Достижение метапредметных результатов происходит в процессе реализации как программ по учебным предметам, так и междисциплинарных программ.
Реализация междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»
Код | Планируемые результаты реализации междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» |
Личностные УУД | |
Л1 | осознание российской гражданской идентичности в совокупности когнитивного, ценностно-эмоционального и деятельностного компонентов |
Л2 | адекватная позитивная Я-концепция и самооценка |
Л3 | выраженная устойчивая мотивация к обучению и познавательной деятельности |
Л4 | готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений |
Л5 | ориентация в системе моральных норм и ценностей, готовность и способность к их выполнению |
Регулятивные УУД | |
Р1 | целеполагание: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Р2 | планирование: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
Р3 | контроль: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Р4 | коррекция: умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Р5 | оценка: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Коммуникативные УУД | |
К1 | умение учитывать разные мнения и согласовывать различные позиции |
К2 | умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
К3 | умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе:
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра. |
К4 | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
К5 | владение монологической формой речи |
К6 | владение диалогической формой речи |
Познавательные универсальные учебные действия | |
П1 | умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
П2 | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
П3 | умение осуществлять логические учебные действия: |
П 3.1. | давать определение понятиям |
П 3.2. | обобщать понятия (осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом) |
П 3.3. | осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия |
П 3.4. | осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
П 3.5. | устанавливать причинно-следственные связи |
П 3.6. | строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы |
П4 | умение формулировать проблемы и определять способы их решения |
Реализация междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Код | Планируемые результаты реализации междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» |
|
СЧ 1. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
СЧ 1.1. |
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д. |
|
СЧ 1.2. | Находить в тексте требуемую информацию
(пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте) |
|
СЧ 1.3. | Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. |
|
СЧ 2. | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |
СЧ 2.1. | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения | |
СЧ 2.2. | преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому | |
СЧ 2.3. | интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста |
|
СЧ 3. | Работа с текстом: оценка информации | |
СЧ 3.1. | откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения |
|
СЧ 3.2. | откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | |
СЧ 3.3. | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | |
СЧ 3.4. | в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию | |
СЧ 3.5. | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). |